13 декабря 2017 г.
12:19:32 Среда
Добавить новость
Бизнес и экономика

Ивановская область: экономическое и инвестиционное позиционирование

На заданную тему размышляет Александр Лодышкин, директор департамента экономического развития и торговли Ивановской области 

Инвестиционные рейтинги или реальные бизнесы: что является конечной целью?

- Борьба за инвестиции – всегда вопрос номер один в государственной региональной повестке. Всем понятно, что экономика – фундамент жизни региона, его социального благополучия. А экономику, как известно, питают инвестиции. Кроме того, в последнее время интерес к теме подогревают разного рода рейтинги, «контрольные закупки» и другие инструменты, провоцирующие дополнительную активность региональных и муниципальных властей в этом направлении.

Вместе с тем очень важно, чтобы результатами всех этих активностей стали не места в турнирной таблице, а реальные конкурентоспособные бизнесы, качественные рабочие места. И если составление рейтинга порой дело нескольких недель, то создание атмосферы экономического и инвестиционного благоприятствования – долгосрочная и кропотливая работа.

Инвестиционная политика: как обстоят дела сегодня?

- Задача привлечения инвестиций в Ивановской области сегодня решается комплексно. В тесном контакте с бизнес-сообществом в течение последних двух лет разработана оптимальная система налоговых преференций как для субъектов малого предпринимательства, так и для крупного бизнеса. Льготные ставки по специальным налоговым режимам и расширение видов экономической деятельности, под них попадающих, налоговые каникулы для начинающих предпринимателей... Более того, система налоговых преференций в регионе в настоящее время находится в оптимальном балансе и с точки зрения регулирующей функции, и с точки зрения фискальной. То есть доходы от налоговых льгот в результате не уменьшают поступлений в бюджет, а количество малых предприятий растет. Сохранены и финансовые гранты для начинающих предпринимателей.

Сегодня в регионе существует ряд промышленных площадок, включая полноценные индустриальные парки, снабженные необходимой инфраструктурой, где инвестор может разместить свой бизнес. Все больший интерес резиденты проявляют к паркам Родников, Иванова, Кинешмы, спроектирован и в ближайшее время начнет строиться парк в Вичуге.

Большое внимание уделяется снижению административных барьеров, информационной и просветительской работе. Появляются МФЦ для бизнеса, спектр и качество услуг которых постоянно растет. Создан Региональный центр инжиниринга, а в этом году еще появится и Центр поддержки предпринимательства, задачи которых – вплоть до помощи в разработке бизнес-планов и получении заемных средств предпринимателями. Как и в прошлом году, проводятся выездные мероприятия в муниципалитетах с целью получения обратной связи от бизнеса.

В этом году мы являемся участниками большого образовательного федерального проекта «Ты – предприниматель», нацеленного на вовлечение в бизнес молодежи. Работает Бизнес-навигатор корпорации МСП, который позволяет оценить конкурентов, определиться с направлением бизнес-активности в привязке к конкретной локации внутри региона. Полезных инструментов много, все их можно найти на новом инвестиционном портале Ивановской области. Это современный сайт с хорошим функционалом, который регулярно наполняется актуальной информацией.

 От тактики к стратегии

- Стратегия – это не то, что написано в большом и толстом документе. Стратегия  – это то, к чему стремишься и постоянно держишь в голове. Многие ее составляющие и вовсе носят непубличный характер, являются элементами конкурентной борьбы. Но несколько тезисов можно озвучить.

В территориальном аспекте сегодня ставка сделана на создание точек инвестиционного притяжения на базе моногородов Ивановской области. Это Вичуга, Наволоки, Тейково, Южа, Фурманов, Приволжск и некоторые другие. Здесь идет работа по созданию за счет средств федерального и регионального бюджета промышленной инфраструктуры для новых инвестпроектов. Первая заявка на сумму почти в 500 млн уже подана в федеральный Фонд развития моногородов. Кроме того, в пределах их границ планируется введение статуса Территории опережающего социально-экономического развития – ТОСЭР, который позволяет обнулить практически все основные налоги и более чем в три раза снизить выплаты во внебюджетные фонды. Это, безусловно, значимо для крупных инвесторов. Для малых бизнесменов – моногородам выделена субсидия на модернизацию производства общим объемом почти 40 млн рублей. Эти и другие меры в ближайшей перспективе и должны преобразовать моногорода в «инвестиционные магниты».

В отраслевом аспекте ключевой отраслью экономики региона является текстиль. Но сегодня классический текстиль теряет позиции, он низкомаржинальный, кроме того, тяготеет к местам произрастания сырья. В этой связи с сохранением существующих компетенций в традиционном текстиле ставка делается и на новое направление – синтетический текстиль, в первую очередь технический. Это быстрорастущий рынок спанлейсов, спанбондов, утеплителей, геотканей и еще тысяч номенклатурных позиций. Сырье для этой новой подотрасли легпрома будет производиться на Ивановском полиэфирном комплексе в Вичуге, к строительству которого приступят уже в этом году.

В глобальном аспекте сейчас текстильная и швейная промышленность в целом достаточно уверенно набирают обороты как по темпам роста, так и по количеству занятых. Но в этой неплохой для нас тенденции есть достаточно серьезный экономический вызов для региона. То, что сегодня является нашим конкурентным преимуществом: производственная база, оптово-логистические центры и т.д., через 10–20 лет может столкнуться с трудностями. Опираясь на современные тенденции рынка, такие как активный рост продаж через Интернет, цифровизация производства, запрос потребителей на удовлетворение их персональных предпочтений по цене серийного производства (так называемая кастомизация), ряд экспертов дают оценки, что расходы на производство через четверть века могут занимать не более 10–15% от конечной цены товара, а расходы на розничную торговлю, которые сегодня доходят до половины, - не более 5%. Есть, над чем задуматься уже сегодня – поэтому наш регион активно участвует в реализации Национальной технологической инициативы, пытаясь спроектировать будущее глобального рынка индустрии моды в условиях новой экономической реальности.

Задача адаптировать работу крупных производственных предприятий к формату «цифровых фабрик» и создать компетенции по элементам, обладающим наибольшей добавленной стоимостью – дизайну, технологиям, маркетингу – встанет перед регионом неизбежно. Обязательно придется думать и об экосреде, настраивающей на появление новых креативных идей, стартапов и «выращивание» из них успешных технологических бизнесов. Это сложная задача, но без ее решения невозможно получить необходимые конкурентные преимущества в перспективе, поэтому все эти вопросы в экономической повестке у нас уже сегодня. Это и есть то, что мы называем FashionNet.

18 Апреля 2017, 16:15
+1526