21 июля 2017 г.
06:07:48 Пятница
Добавить новость
Бизнес и экономика

Марк Геллер: «Контролирующие органы все чаще нарушают закон в работе с бизнесом»

Для предпринимателей сегодня возникли новые серьезные риски, которые не стоит недооценивать, считает зампредседателя Ивановского РО ОПОРА РОССИИ

Мы продолжаем начатый ранее разговор о программе XVI Дня предпринимателя, а также о проблемах, волнующих сегодня ивановское бизнес-сообщество. Сегодня наш спикер – руководитель ГК «Константа-Холдинг», заместитель председателя Ивановского РО ОПОРА РОССИИ Марк Геллер.

-  На протяжении многих лет «Константа» принимает самое активное участие в организации Дня предпринимателя. Чем обусловлен такой непреходящий интерес? 

- На мой взгляд,  День предпринимателя  остается весьма значимым событием в жизни ивановского бизнес-сообщества. Ведь предприниматели – люди как правило самодостаточные, в этом есть свои плюсы и минусы, и среди последних – то, что им бывает достаточно трудно объединяться, чтобы обмениваться важной информацией, определять сиюминутные тренды, обозначать свое отношение к ним и доносить коллективную позицию до властных структур. День предпринимателя как раз и выполняет такую объединительную функцию. ГК «Константа-Холдинг» традиционно поддерживает  проведение этого мероприятия, выступая его генеральным партнером

В рамках подготовки к нынешнему Дню мы проводим несколько  «круглых стола»: один из них  был посвящен проблемам трудового права, второй рассказывал о новых правилах госрегистрации и кадастрового учета недвижимости. Эти вопросы претерпели значительные изменения в последнее время и являются крайне актуальными для бизнеса. Также наши специалисты на отдельном семинаре рассказали, как наиболее эффективно вести себя, если к Вам пришла проверка контролирующих органов.

17 мая состоится семинар, на котором мы расскажем о новеллах налогового законодательства и правоприменительной практики, дадим консультации по налоговой безопасности бизнеса. Ну, а основной обмен мнениями, напомню, произойдет уже непосредственно 26 мая  - в рамках масштабного круглого стола  «Доступная деловая среда»: здесь будут обсуждаться взаимоотношения с органами власти, инвестиции, налоги…Надеемся услышать и точку зрения госструктур по этим поводам. Думаю, будет интересно.

-  Сфера работы «Константы»  - оказание различных услуг бизнесу, так что ваши специалисты традиционно первыми отмечают новые тренды в регулировании предпринимательской деятельности. Можно ли перечислить основные? 

- Очевидно, что сегодня такое регулирование становится все более жестким - как со стороны налоговых и иных контролирующих государственных  органов, так и со стороны банков.  При этом от предпринимателей требуется предельная внимательность. Не в последнюю очередь – к тому, как они осуществляют различного рода финансовые трансакции. Особенно это актуально, если у вас несколько предприятий, и постоянно идут внутренние взаиморасчеты, расчеты с контрагентами, с подрядчиками… Если раньше можно было достаточно фривольно вести себя в том, кому, за что и сколько платить – никого, кроме самих участников расчетов, это особенно не интересовало, то теперь банки задают крайне много вопросов и требуют обоснования экономической целесообразности тех или иных операций. И если вдруг они не удовлетворятся вашими объяснениями, существование вашего бизнеса может вмиг оказаться под вопросом. Обслуживание счетов юрлица будет приостановлено либо прекращено. Более того, негативная информация может быть передана в Центробанк, после чего у  вас начнутся проблемы и с другими банками. Сегодня банкам даны просто-таки огромные полномочия. 

Еще один явный тренд - крайнее ужесточение в сфере налогового администрирования. Не буду говорить, хорошо это или плохо: всем понятно, что на дворе кризис, государству  нужно чем-то пополнять бюджет. Но речь тут даже не столько о законодательных инициативах, направленных на собираемость налогов, сколько о том, что сами налоговые органы буквально за год поменяли принцип работы. 

Если раньше они действовали по некоему всем известному шаблону, и предприниматели как правило знали, как этой шаблонной работе противостоять, то теперь компетентность специалистов налоговой службы выросла в разы. И вопросы предпринимателям задаются уже не шаблонные, а вполне конкретные, с учетом вполне конкретных операций юрлица, его налогового и бухгалтерского учета. Нам, юристам, эти веяния интересны тем, что появляется некая состязательность, необходимость творческого подхода в отстаивании интересов наших клиентов. Но для предпринимателей это, конечно, новые серьезные риски, которые не стоит недооценивать. И речь не столько о выездных проверках, которые по факту затрагивают не столь уж и многих. Поверьте, у налоговиков сегодня достаточно и других эффективных механизмов воздействия.

- Насколько успешным бывает судебное разрешение споров предпринимателей (с помощью юристов) и налоговиков?

- С разным успехом. Но по статистике налоговая служба стала выигрывать чаще. Нужно учитывать и тот факт, что суды у нас государственные. И исключать хотя бы психологическое воздействие государственной политики тут, наверное, не стоит.  

Ведь всегда есть поле для определенной казуистики: маятник можно чуть-чуть сдвинуть в ту или иную сторону. Плюс большую роль играет уже отмеченный профессионализм специалистов налоговой службы,  научившихся грамотно представлять материалы для судебного процесса.  Тем не менее примерно 30% дел все еще удовлетворяется в судах в пользу налогоплательщиков. И это еще очень хорошая статистка.

Кстати, отмечу, что при подаче жалобы в вышестоящий налоговый орган статистика совсем иная: хорошо если удовлетворяется хотя бы 5% таких жалоб. Этот разрыв говорит о том, что налогоплательщикам искать защиты своих прав внутри самой налоговой системы, видимо, практически бесполезно.

- Вы говорили, что трудно оценивать новые правила игры с точки зрения  - «хорошо» или «плохо». Однако у бизнеса явно накопилось и некоторое количество обоснованных претензий к налоговым органам …

- Есть несколько моментов, которые у меня вызывают опасения. Дело в том, что налоговые органы все чаще применяют методы, выходящие, на мой взгляд, за пределы их компетенции. Сюда я бы отнес любые внепроцессуальные способы воздействия на налогоплательщика – например, вызовы в комиссии, попытки внепротокольного общения и убеждения налогоплательщика в том, что ему нужно изменить свою позицию. Таких случаев сегодня достаточно много. Наверное, для стойкого, упорного, верящего в себя предпринимателя все это не так уж страшно: ну, поговорили и поговорили... Но, как правило, это все же оказывает негативное влияние и на самих бизнесменов, и на предпринимательскую среду в целом.

Налоговые органы также ведут сейчас активную борьбу за достоверность сведений в ЕГРЮЛ.  И тут, на наш взгляд, тоже не обходится без перегибов, а подчас и нарушений норм закона. Число таких обращений и жалоб растет с каждым месяцем. При этом звучащие порой объяснения по типу «предприниматели и сами не всегда законопослушны»  трудно назвать состоятельными. Если кто-то из бизнесменов нарушает закон, это вовсе не означает, что и налоговые органы могут позволять себе подобное.

Нам  остается лишь ждать, как эти тенденции будут развиваться дальше. Впрочем, даже наиболее негативные из них не являются смертельными для бизнеса: во главе угла по-прежнему стоит экономика, и если она будет жить, то и эти проблемы будут так или иначе решаемы.

    Беседовал Роман Фонинский

11 Мая 2017, 12:15
+1880