19 января 2021 г.
21:16:27 Вторник
Добавить новость
Бизнес и экономика

Вундервафля, или Тренинг vs кризис

Стоит ли рассчитывать на антикризисные семинары и мастер-классы как на панацею? 

Работать в условиях нестабильной экономической ситуации все труднее. Так что предприниматели ищут варианты для выживания и рывка вперед. На этом фоне растет запрос на обучение и разного рода тренинги, но при этом далеко не все они оправдывают ожидания. Мы спросили о том, что сейчас происходит на этом рынке, у профессионалов.

На фоне роста

Как отмечает генеральный директор компании "Технологии развития - Federal" Сергей Ситников, рынок тренингов с России является стабильно растущим. Появляются и новые формы.

«Но при этом рынок не окультурен, заказчики часто неквалифицированны и готовы покупать все, что условно называется тренингом, - говорит Сергей.- Чаще всего не проводятся ни предварительная работа в компании, позволяющая выявить истинные проблемы, ни послетренинговое сопровождение».

Наиболее популярны тренинги по продажам, по личной эффективности руководителя, по набору персонала и управлению им.

«При этом, поскольку емкость рынка в целом мала, тренинговые компании воспринимают любое обращение клиента как повод продать. Что угодно: нужен тайм-менеджмент, будет тайм-менеджмент, нужны продажи – будут продажи», - говорит Сергей Ситников.

Спрос на непонятных звезд

Специалисты отмечают: клиенты делятся на тех, кто и раньше уделял немало внимания обучению и развитию персонала, и тех, кто ринулся за «вундервафлей», когда припекло. Первые, в общем, не поменяли ни стратегии, ни тактики. «Спрос на программы развития вырос, - говорит руководитель тренингового центра, ведущий бизнес-тренер в МЕДСИ Юлия Матвеева. – Причем заказчики выбирают очень тщательно».

«Клиенты, с которыми работаю уже несколько лет, заказывают обучение планово и объемы не снижают, - добавляет Ольга Монякова (Executive & Business Coach в Laboratory of Business Solutions). – Наоборот, наращивают из-за роста компаний. При этом часто делают программу короче (1 день вместо 2) и глубже прорабатывают одну тему».

Вторая же часть клиентов ведет себя своеобразно.

«По моим ощущениям, стали заказывать больше попсы, модных тем, меньше внимания уделяют глубине обучения, - говорит совладелец консалтинговой фирмы «Гермес» Юрий Шакун (Москва). - Позиционирование тренеров идет не по личному опыту, а по количеству медалей и званий, присуждаемых непонятно кем. Мало настоящих практиков и профессионалов».

«У текущего кризиса рынка краткосрочного обучения взрослых людей, на мой взгляд, три основных предпосылки, - считает директор по развитию и совладелец TradeZone Service-operator Максим Соколов. - Глобальная: стратегии нет в целом в стране. Соответственно, и в бизнесе никто не планирует дольше, чем на 2-3 года. Так как человеческое поведение во взрослом возрасте меняется медленно (а у обучения именно такая цель), но (см п.1) долгосрочных целей и планов нет, появляется запрос на краткосрочные и неполные программы. Такие программы не дают значимого эффекта, не получают ценности в глазах клиента.

Отсюда и рождаются основные кризисные тенденции:

- цена на стандартные тренинги падает стремительным домкратом,

- на рынок потоком хлынули  "студенты", ибо нормальные тренеры за эти деньги не работают,

- возник спрос на всякие магические штуки, в надежде, что природу человека все-таки можно обмануть,

- как следствие - появились шарлатаны с вау-эффектами в рукавах».

«Последняя выставка "Тренингс Экспо" наглядно продемонстрировала странности рынка, - отмечает Инна Иголкина, бизнес-тренер в компании Timesaver.ru. - Люди готовы два (!!!) дня играть всем руководством в настольную игру типа "Монополия" под видом обучения. Готовы платить до 1 млн. рублей за тимбилдинг на батутах или командообразование на лошадях. Скорее всего, толку от этого будет немного, но оценки за тренинг будут высокие (т.к. это приятно и интересно)».

«Сейчас не просто кризис, или экономический спад. Меняется эпоха, кардинально меняется мир. И однозначных решений нет, каждая компания ищет свой путь. На этом фоне востребованы новые формы обучения (например, фасилитация). Но и ошибки неизбежны», - считает Юлия Матвеева.

Поздно пить «Боржоми»

Как говорит Сергей Ситников, обучение часто не оправдывает ожиданий (даже если тренер – профессионал). Просто нужно было не обучение. «Компания – сложный механизм. И если руководитель чувствует, что у него «что-то с продажами», причина может быть совсем в другом. В бизнес-модели, в работе с себестоимостью, в том, что менеджеры, которые всю жизнь работали по заявочному принципу, вынуждены переходить к активным продажам. В любом случае, проблема, скорее всего, комплексная. А клиент намерен устранить симптомы. Но ведь поздно пить Боржоми, когда все отвалилось… Тренинг по продажам – это пенталгин для клиента. И он  идет в аптеку, вместо того, чтобы идти к врачу», - отмечает Сергей Ситников.

Кстати, компания «Технологии развития» имеет большой опыт организации тренингов, но сейчас заметно сократила их долю, предпочитая комплексное сопровождение клиентов. Принимая решение о заказе тренинга, Сергей Ситников советует разобраться в нескольких вопросах. Во-первых, нужно понять, откуда берется программа. Будет ли перед тренингом проводиться диагностика проблем вашей компании. Если нет, значит, вам продают готовый продукт, и результатом станет получение участниками новых знаний. Точка. Это тоже достойная цель, но нужно понимать, что достигнете вы именно ее. Во-вторых, поинтересуйтесь форматами работы. Какую часть тренинга составляет интерактив? Рассматриваются ли конкретные кейсы? В-третьих, запросите референтный лист. Опытный тренер без труда назовет ряд руководителей компаний, с которыми он работал. Изучите отзывы - в контексте того, что поменялось в компании. Часто отзывы строятся только на эмоциях. «Было интересно!», «Получили массу удовольствия!» и т.д. Заряд бодрости – это тоже неплохо. Но порой этого недостаточно. У себя в компании также нужно отслеживать изменения. Причем желательно в цифрах. «Если говорить образно, мне бы хотелось, чтобы на рынке тренингов было побольше врачей и поменьше фармацевтов, продающих пенталгин», - резюмирует Сергей Ситников.

Марина Москалева - текст

Комментарий:

Светлана Лебедева, исполнительный директор ИД «Частник», дирекция фестиваля «Рекламная Фишка»:

- Для меня не стоит вопрос, учиться или не учиться. Учиться нужно всегда, а взрослым людям еще с большей интенсивностью, чем детям. Вы либо развиваетесь, либо стоите на обочине и ржавеете.

Вопрос лишь в том, где брать новые знания, которые будут полезны вам и вашему бизнесу? Известно, что книги и открытые публикации в Интернете  отстают от переднего края науки и бизнес-практики в среднем на 5-7 лет. В этой связи, на мой взгляд, семинары и тренинги вполне достойный вариант.

Другой вопрос, что обучение эффективно, только когда вы точно знаете, чего хотите и четко формулируете запрос. Нет смысла без разбора участвовать во всех тренингах и слушать всех спикеров, до которых можно дотянуться. Вы просто не эффективно потратите свои ресурсы.

Определите для себя, чего вы хотите. Это может быть «рекогносцировка», если тема вам известна только «по верхам», но вы интуитивно чувствуете, что там есть что-то полезное, то что позволит вам и вашему бизнесу вырасти. Или  это может быть углубление знаний, если тема семинара или тренинга -  это ваша основная профессиональная компетенция и зона роста. В первом случае подойдут вебинарные форматы, во втором - отдавайте предпочтения «живому» общению.

Аналогично и со спикерами.  Прежде чем приглашать бизнес-тренера в компанию, лучше послушать выступление этого человека на профессиональных конференциях, в кругу его коллег по цеху, оценить практический опыт, сферу личных интересов, степень новизны и манеру подачи информации.

Так мы сами выбираем семинары и тренинги для обучения внутри компании. По этому же принципу формируем образовательную программу фестиваля рекламы «Рекламная Фишка».

18 октября 2017, 09:48
+1752