21 августа 2018 г.
17:34:31 Вторник
Добавить новость
Бизнес и экономика

Дела франшизные: две стороны одной медали

Казалось бы, готовый бизнес с отработанными стратегиями, известным брендом и понятной целевой аудиторией – то, что может дать старт и множеству российских предпринимателей. Увы, у нас франчайзинг пока развивается отнюдь не стремительно. 

Тем не менее, успешные примеры есть, причем совсем рядом – на ивановской почве. Так есть ли будущее у франшизы и о каких проблемах должны знать предприниматели, которые рискнули масштабировать свой бизнес таким путем?

Берегись нелегалов

О франчайзинге в нашем регионе скорее можно судить с точки зрения покупателей франшизы, которых хватает. Это фитнес-клубы, пиццерии, маникюрные и парикмахерские салоны, множество других заведений сферы услуг – примеры без труда найдет каждый.

На первый взгляд, приобретение франшизы может стать хорошим подспорьем для начинающего предпринимателя. Однако, несмотря на видимую привлекательность, этот путь может таить немало подводных камней. Это, например, обилие нелегальных франчайзинговых компаний, которые сложно отличить от зарегистрированных. Так что в первую очередь надо ознакомиться со списком официальных франчайзеров, он есть на сайте Торгово-промышленной палаты РФ.

Не клюнуть на «пустышку»

Впрочем, есть и менее очевидные способы «развода». К примеру, ивановские бизнесмены, которые серьезно подходят к вопросу выбора удачной франшизы, рассказывают, что многократно сталкивались в процессе поиска с так называемыми «пустышками». На рынке много мошенников, которые просто собирают деньги, по сути не предлагая ничего взамен. Так что нужно очень внимательно изучать все пункты договора: вполне может оказаться, что там прописаны лишь обязательства франчайзи, а все статьи, в которых говорится о сопровождении в виде отлаженной логистики и передачи необходимых технологий управления, весьма расплывчаты.

Случается, что франчайзеры в одностороннем порядке отказываются от продления договора, когда франчайзи еще не успели встать на ноги. А потом открывают в том же месте собственную точку. Это может произойти, если в договоре прописана возможность переуступки права аренды или выкупа предприятия по фиксированной стоимости. Так что все бумаги надо читать буквально «под микроскопом», причем желательно вместе с компетентным юристом.

Нет такого слова

Если уж речь зашла о юриспруденции, то, как ни странно, закон пока что скорее тормозит развитие франчайзинга. Дело в том, что в российском законодательстве вообще такого понятия нет. Поэтому все правоотношения в этой сфере регулируются нормами гражданского права, касающимися коммерческой концессии. А это совсем не одно и то же, что вызывает немало проблем и приводит к отсутствию комплексного подхода.

По мнению юристов, главный камень преткновения – неотчуждаемость фирменного наименования, это прописано в наших законах. Между тем, передача этого фирменного наименования – одна из главных операций франшизы. Вот и приходится продавцу и покупателю совершать танцы с бубнами, чтобы соблюсти необходимые формальности.

Еще один важный нюанс, неприятный для франчайзера – субсидиарная ответственность, которую он несет за действия своих франчайзи. Получается, что если где-то за 1000 километров от продавца франшизы под его брендом нарушаются стандарты марки, потребитель вправе требовать возмещения не только с тех, кто оказывает несоответствующие услуги, но и с хозяина франшизы.

Долгие инвестиции

Безусловно, для роста экономики важен любой успешный бизнес мелких франчайзи. И все же настоящий толчок для развития могут дать лишь франчайзоры, то есть бизнесмены, которые решили расширять бизнес и тиражировать свой опыт, создавая и продавая франшизу.

На этом пути еще больше опасностей, однако и примеры удач есть. Один из них – сеть боксерских клубов Rocky. Первый из них открылся 6 лет назад в Иванове, а еще через 2 года владельцы бизнеса стали продавать франшизу и помогать партнерам открывать собственные клубы по готовым стандартам.

Основатель сети боксерских клубов Вера Трушина вспоминает, что благодаря серьезному подходу и четко проработанной концепции затраты окупились примерно за год. Но речь идет именно о клубе, а вот, что касается франшизы, то здесь все не так просто.

«Многие предприниматели почему-то считают, - говорит Вера Трушина, - что франшиза - это быстрый способ заработать деньги. На самом деле инвестиции длительные, порой до 10-15 лет. Рынок меняется, растет, и чтобы удержать сеть, надо быть готовым вкладываться на долгий срок».

 Крючки для сети

К интеллектуальной собственности у нас относятся без должного пиетета. И в этом одна из главных опасностей для франчайзера. После окончания срока действия договора многие франчайзи просто продолжают пользоваться уже готовыми идеями и схемами, обслуживают готовых клиентов, но уже под другим названием. И от такого похищения успешной идеи законодательство, увы, не страхует.

Приходится изобретать так называемые «крючки» - то, что удержит клиентов. Вера Трушина вспоминает, что в первый год работы по франшизе 90% франчайзи сети ее клубов сговорились между собой и решили, что будут работать самостоятельно. Причем кто-то – даже под старым логотипом.

Ивановские бизнесмены не стали добиваться правды в судах, но и с потерями не смирились. Они разработали собственную CRM- программу, внедрили технологии, которые помогают полностью автоматизировать процесс работы.

Директор по развитию сети боксерских клубов Rocky Наталья Акимова объясняет: главное – сделать так, чтобы клиентам было выгодно и удобно. «Бизнесмен всегда считает деньги. И понимает, что если будет все то же самое делать самостоятельно, это обойдется дороже».

Так что практика показывает – даже в наших непростых условиях можно построить успешный бизнес и расширять его, для этого нужно лишь постоянно быть в движении и думать о развитии.

Елена Аверьянова -  текст

04 Июня 2018, 11:50
+1364