14 декабря 2018 г.
04:43:25 Пятница
Добавить новость
Бизнес и экономика

Василий Скворцов: «Чиновничий подход может убить всё»

Бизнес обещают поддержать по-новому, на региональном уровне создана целая система мер. Сработает она или нет? 

И почему на муниципальном уровне множатся административные барьеры и возникают странные инициативы. Об этом "Частник" поговорил с председателем ИРО «ОПОРА России» Василием Скворцовым.

- У нас о поддержке бизнеса говорят уже много лет. Чем новая система лучше тех мер, которые существовали раньше?

- Раньше у нас вся поддержка предпринимателей заканчивалась раздачей денег. Мы много бились, чтобы что-то поменять, но нам говорили - ничего менять не будем и не можем.

Сейчас речь идет больше об организационной поддержке, чем о материальной. Понятно, что скромные возможности нашего бюджета не позволяют выделять много денег на помощь бизнесу. Но выстраивается такая структура, которая дает возможность привлекать средства по тем институтам поддержки, которые есть на федеральном уровне.

Например, федеральный Фонд развития промышленности поддерживает крупные предприятия, там планка - в районе 500 миллионов рублей. И власть намерена помогать производителям получать эти деньги. Но будет создан еще региональный фонд поддержки промышленности. Здесь уже речь идет о суммах в районе 20 миллионов.

500 миллионов – это крупные инвестиции, такие недавно недавно получила компания «Дипос» по линии федерального Фонда. А у кого-то таких больших потребностей нет, им надо 10 млн рублей на какой-то инвестпроект.  Их можно будет получить в областном Фонде.

Мы постараемся не допускать, чтоб крупный бизнес, который может получить поддержку в федеральном Фонде, не выбирал небольшие средства, которые придут в  региональный. Они будут предназначены именно для поддержки малого и среднего бизнеса.

- Новая система заявлена как очень удобная, это на самом деле так?

- Летом, когда предпринимательский актив встречался с губернатором в ИРО «ОПОРы России», тот поставил задачу создать, фигурально выражаясь, «Яндекс.Такси» для бизнеса. По этому пути и пошли.

Все меры объединят в одну платформу - «Мой бизнес». И помощь предполагается всеобъемлющая. Структура будет завязана в современную CRM  систему, которая позволит соискателям отслеживать судьбу своих документов и заявок: на каком этапе они находятся, в каком органе, на какой стадии... Удобно, когда все в свободном доступе в интернете, и не надо бегать по инстанциям, теряя время.

Плюс к этому будет организационная поддержка для получения всяческих грантов – в «Фонде Бортника», АО «МСП Банк», гарантийных и залоговых фондах... На местном уровне помогут правильно подготовить документы и сделать все, чтобы они получили одобрение.

- Сейчас все эти структуры тоже вроде бы оказывают бизнесу содействие…

- Пока, честно говоря, корпорация МСП не очень хорошо работает.  Когда мы в ОПОРе  встречаемся, делимся опытом, то выясняется, что лишь порядка 5% обратившихся предпринимателей  смогли получить там поддержку. А ведь надо учитывать, что в организацию входят самые продвинутые, энергичные и знающие люди.

Фонд поддержки малого предпринимательства пока у нас, к сожалению, находится далеко не в лучшем состоянии. Правда, обещают, что в следующем году ситуация выправится, будет нормальное финансирование, чтобы предприниматели смогли привлекать микрозаймы до миллиона рублей.

- Кроме трех треков, на которые условно разделили поддержку, есть еще структурные изменения в схеме?

- Она разбивается на крупные и некрупные проекты. Первыми будет заниматься АНО «Агентство по привлечению инвестиций в Ивановскую область», которым руководит Иван Петров. Речь идет о суммах свыше 500 млн рублей. К примеру, сейчас в регион заходит компания «Дымов» – у них в проекте свыше миллиарда инвестиций. И в схеме расписано, какое содействие и как будет оказываться, включая налоговые льготы и т.д.

Плюс ко всему в составе поддержки будет отдельный блок по борьбе с административными барьерами. 

- Какие планируют разрушить в первую очередь?

- Мы много лет говорим о сложностях подключения к сетям – электричеству, газу, воде. Вот эту проблему и надо решать. А еще региональные власти обещают содействие по преодолению местных барьеров, их тоже хватает –  муниципальный контроль, требования, касающиеся вывесок, фасадов, территории и т.д.  И региональные барьеры, которые касаются получения лицензий и прочих подобных моментов.

 - Исходя из болезненности и давности вопроса по присоединению - есть ли надежда все изменить?

Да. По крайней мере, есть заинтересованность губернатора. Фактически он сказал, что будет разбираться с этим вопросом сам. Хотя формально все решится на уровне межведомственного совета при главе региона.

Договорились, что с поставщиков ресурсов надо добиться четкого регламента – с конкретными сроками, стоимостью по категориям потребителей. Если это не работает, то мы обращаемся в ДЭРиТ, он подключает департамент тарифов. И вот если на этом этапе придти к консенсусу не получается, вопрос выносят на уровень губернатора, он начинает решать его сам.

Конечно, очень важно, какие люди будут этим заниматься. Станислав Воскресенский сказал, что будет проводить собеседование с каждым и лично подбирать сотрудников.  Насколько у него хватит сил, энергии и времени – тут вопрос. Тем не менее, смотрим с оптимизмом.

 - Что может помешать реализации этой красивой концепции?

- Первое – это чиновничий подход, который может убить все. Чиновники любят ставить галочки, а не заниматься реальными вещами. Любую красивую схему можно зарубить,  и она не будет работать. Но обнадеживает, что губернатор ставит задачу создать лучшую в ЦФО систему поддержки малого бизнеса.

Еще один момент, который может затормозить реализацию  - это новый нацпроект развития малого бизнеса. Он появился недавно, был разработан на основе майских указов Президента РФ.  Там много всяких параметров, в том числе создание до 1 июля 2019 года агрегатора по развитию малого бизнеса. Что это будет, как это реализуют, пока непонятно. Возможно, преобразуют корпорацию МСП и организуют на ее базе новую структуру.

Получилось так, что нацпроект и региональная схема разрабатывались параллельно. Нашу систему поддержки надо будет как-то адаптировать и согласовывать. Думаю, ничего невозможного нет. Если не будет каких-то глобальных изменений, можно все подстроить.

А менять что-то, конечно, надо. Убеждение ОПОРы – корпорация МСП занимается не теми вещами, которыми должна,  живет внутри себя, обеспечивает себя сама, и им все нравится. Как это будет на федеральном уровне, пока непонятно. Но известно, что сильно увеличивается финансирование.  По следующему году нацпроект предусматривает на поддержку бизнеса финансирование порядка 59 млрд рублей. 

- Вы упомянули про муниципальные барьеры, что имеется в  виду?

- Администрация города выносит на думу новые правила размещения рекламных конструкций и, как обычно, говорит, что это улучшит ситуацию. Но там есть многие вещи, которые ее отнюдь не улучшают. К примеру, попытки оценивать каким-то худсоветом вывеску на магазине – до цвета и шрифта, на мой взгляд, грозят сильной коррупционной составляющей. В проекте ограничили вывеску размером 2,5 кв.м. в центре города и  4,5 кв.м. по второй зоне. Если фасад трехметровый, 2,2 кв. м. вполне достаточно. А если он 10 – 15 метров, разместить на нем такую заплатку будет странным. Логичнее сделать вывеску в пропорции к размеру фасада.

Вообще попытка все согласовывать – не лучшая задумка. Ладно – реклама, а если речь идет о вывесках, это должно иметь уведомительный характер, а уж никак не согласовываться, вплоть до шрифта. У многих предпринимателей есть франчайзинговые договоры, брендбуки, в которых прописано, как должна выглядеть вывеска.

Автотехцентр Renault, которым я руковожу, не может размещать баннеры на собственном здании – это запрещено местными правилами наружной рекламы. В остальных 84-х субъектах дилеры Renault ставят рекламу на фасадах, и никаких вопросов не возникает.

Относительно рейдов по вывескам, которые начались с лета, тоже не все ясно. Муниципальный контроль должен соответствовать федеральным нормам. Скажите, что это такое – плановая проверка? Значит, она должна быть заявлена на сайте прокуратуры. Если она не плановая, покажите жалобу, которая дала повод выезжать к той или иной вывеске. Согласно ФЗ №294, должно быть основание для проверки. Кроме того, у нас по указу Президента РФ в административный кодекс внесена норм: если проверка выявила не связанные с угрозой жизни и здоровью людей нарушения, все должно заканчиваться вынесением предупреждения. После рейдов сразу выписали штрафы.

Второй момент, который нас волнует – инициатива мэрии по изменениям ЕНВД. Если не вдаваться в подробности, фактически «вмененку» повышают на 20%. И это автоматически коснется самозанятых. На федеральном уровне специальный режим для этой категории, думают, каким образом людей вытащить из тени. А наши власти идут в другом направлении.

Это в корне неправильно. У ЕНВД добровольный режим. Его предприниматель может выбрать, а может и не выбрать. Для города повышать налог – значит потерять налогоплательщиков, которые уйдут, например, на «упрощенку». А она уже в основном идет в региональный бюджет, в муниципальный – только часть, в отличие от ЕНВД, который на 100% остается в городе. Все налоги, кроме ЕНВД и патента – либо федерально-региональные, либо региональные и частично муниципальные. Можно потерять налогоплательщиков. Я уж не говорю о том, что кого-то многие просто снимутся с учета и уйдут в тень.

Елена Аверьянова – текст

Мария Сибирякова - фото 

22 Ноября 2018, 12:45
+1828