"Продажные " люди

Количество торговых центров в Иванове постоянно растет, не говоря уже о небольших магазинчиках. Соответственно, растет и количество людей, которые стоят за прилавком (хотя сами прилавки все чаще становятся виртуальными). Армия продавцов увеличивается, но действительно квалифицированных специалистов в ней не много. Как правило, считается, что с этой работой может справиться любой. С другой стороны, понятно, что такой подход способен погубить даже самую удачную идею. Что происходит сегодня в этом секторе рынка труда? Откуда они берутся? «Хочу быть продавцом!» – в три, в четыре, или пять лет такую фразу выдает своей маме почти каждый ребенок. Причем мечты о будущем товаре заметно отличаются – мороженое, сладости, воздушные шары, машины или компьютеры. Детские мечты потом проходят. Или не проходят. - На самом деле дети мечтают о тех профессиях, представителей которых они часто видят, - говорит психолог Татьяна Мерцалова, - например, хотят быть воспитателями в детском саду, врачами, ну и продавцами, конечно. Большинство детей считает, что продавцы – очень богатые люди, потому что все деньги, которые отдают им люди, они берут себе. Когда представление ребенка о круге профессий расширяется, он выбирает для себя новую мечту. Тем не менее, для многих опыт работы в торговле оказывается началом трудового пути. Как сообщили нам в отделе взаимодействия с работодателями ГУ ЦЗН городского округа Иваново, специальность продавца пользуется устойчивым спросом. Как правило, она находится в «горячей пятерке» вместе со швеями, строительными профессиями, водителями, охранниками. Требования к продавцам продовольственных и промышленных товаров заметно отличаются. В секторе промтоваров работодатели, как правило, желают видеть людей до 35 лет, а вот продуктами, по их же представлениям, можно торговать лет до пятидесяти. Впрочем, такие условия диктует и рынок труда – продавцов непродовольственных товаров обычно требуется в три раза больше. В этой сфере больше и текучка кадров. При Центре занятости населения действуют курсы, на которых можно получить специальность продавца или кассира, знания компьютера. На данный момент большинство продавцов в Иванове никакого специального образования не имеют, это люди, которые научились всему на собственном опыте. Опыт работы, как правило, приветствуется, но иногда работодатели, наоборот, просят подобрать им персонал без опыта работы, поскольку легче научить людей «с нуля» под себя, чем переучивать опытных работников. Одна из подоплек в этом случае – это попытка избежать воровства в коллективе. Некоторые схемы, по которым продавцы обманывают руководство, изобретаются годами. Но если человек пришел с другого места работы, он может просто применить уже готовую схему, адаптировав ее к новому месту работы. Не мечты, а реальность Молодой продавец, полный иллюзий о профессии, может столкнуться с целым букетом проблем. Самая распространенная из них: в магазине постоянно обнаруживаются недостачи. Молодой персонал никакого умысла не имеет и недостач не создает. Но при этом постоянно страдает от вычетов из зарплаты. По статистике в 50-70% случаев в недостачах виноваты сами продавцы. Возможно, не чист на руку кто-то из давно работающих. - Как правило, «гниение» начинается с высшего эшелона, - говорит Александр, администратор одной из сетей магазинов Иванова, - после этого включается цепная реакция, воровать начинают даже те, кто никогда не украл бы. Просто потому, что страдать материально придется в любом случае. Воруют обычно что-то штучное, дорогое или сытное. Банку кофе, икры, элитный чай. То, что хочется попробовать, например, дорогой алкоголь. Даже проводимые дегустации не решают проблемы. Кстати, именно на алкоголе можно еще и неплохо заработать. Украденные бутылки потихоньку продаются барменам за 30-40% от стоимости. А дальше своего хозяина обманывает еще и бармен, разливая не хозяйский алкоголь, а свой. Вся маржа оказывается в его кармане. Избежать воровства можно, только имея постоянный коллектив с сильным руководящим составом. Столкнувшись с такой ситуацией, многие принимают решение уйти из этого магазина в частности, или из торговли вообще. Периодически кого-то увольняют за воровство. Как правило, обвинение не доказано, за руку никто не пойман. Соответственно, и формулировка причины увольнения будет достаточно нейтральной. В 90% случаев в трудовой книжке будет записано – «уволен по собственному желанию». Идея создать некие «черные списки» работников бродит в бизнес-кругах уже давно. Обмен информацией, в общем, существует, но при этом не редки случаи, когда проштрафившийся человек принимается на работу даже в ту же компанию, из которой был уволен, только в другое подразделение. Неожиданностью для новичка в торговле могут стать такие требования, как запрет на курение не только в магазине, но и рядом с ним, на то, чтобы есть и пить чай в магазине, а также повышенное внимание к внешнему виду, в том числе одежде, прическе, ногтям и т.д. Это одна из самых незащищенных категорий работников. Процент продавцов, имеющих полный социальный пакет, катастрофически низок, и не сравним даже со швеями и другими работницами текстильной отрасли. Как сообщили нам в Государственной инспекции труда в Ивановской области, случаи, когда трудовые договоры вообще не заключаются, не так уж распространены. Гораздо чаще форма и содержание трудового договора не соответствует действующему законодательству. Например, во время проведения проверок выявляются случаи установления заработной платы работникам ниже минимального размера оплаты труда. Кроме того, в нарушение законодательства, зарплата может выплачиваться один, а не два раза в месяц. - Нередки случаи нарушения статьи 91 ТК РФ, которой установлена нормальная продолжительность рабочего времени – 40 часов в неделю, - говорит заместитель главного государственного инспектора труда по Ивановской области Вячеслав Комиссаров. – Работа сверх этого норматива должна оплачиваться в повышенном размере. Проверки инспекции труда выявляют такие нарушения «Межотраслевых правил по охране труда в розничной торговле» (ПОТ РМ-014-2000), как отсутствие каких бы то ни было следов вводного инструктажа (от программы до журнала), инструкций по профессиям и видам работ, комнат приема пищи и личной гигиены, вентиляции и достаточной освещенности. Кроме того, при проверках зачастую оказывается, что у продавцов нет на рабочем месте сиденья даже для кратковременного отдыха, а проходы и рабочие места загромождены товаром и тарой. Электротехническое оборудование содержится в открытом состоянии, охлаждающие витрины и вращающиеся части компрессорных установок – без ограждений. Но со всеми этими неудобствами продавцы, как правило, мирятся. Сами они обращаются в инспекцию труда по другим поводам. На этой работе достаточно сложно выполнять президентскую программу по улучшению демографической ситуации. Часто хозяева магазинов не выплачивают своим работницам единовременные пособия в связи с рождением ребенка, ежемесячные пособия по уходу за ребенком, которые, кстати, компенсируются из Фонда социального страхования. Работнице могут не предоставить отпуск по уходу за ребенком. Часто в инспекцию труда обращаются с жалобами на работодателей, которые с целью не платить зарплату увольняющимся работникам «вешают» на них серьезные суммы недостачи. Обычно факт недостачи ничем, кроме слов работодателя, не подтвержден. В этом случае, как напоминают специалисты охраны труда, работодатель обязан выдать работнику причитающуюся ему зарплату, а по факту недостачи работодатель вправе обратиться с иском в суд. Почему они уходят? Допустим, продавец не ушел сразу, приобрел опыт. И вдруг прекрасный сотрудник меняется, становится пассивным и равнодушным, в общении с клиентами нетерпимым, начинает хуже работать или вообще стремится уволиться. Почему? Психологи выделяют несколько причин. Факторы гигиены. Исходя из мотивационной теории Герцберга, такие характеристики работы, как условия труда, льготы, социальный статус, величина заработной платы принято считать «факторами гигиены». Они не увеличивают производительность труда, но при их ухудшении снижается заинтересованность людей в работе и ее результатах. Атмосфера в коллективе. Если, к примеру, у большинства продавцов преобладает негативное отношение к работе, трудно оставаться «белой вороной» и продолжать хорошо выполнять свои обязанности. Конфликт с руководством, открытый или скрытый. Часто он происходит из-за неграмотных действий главы компании или руководителей подразделений. Ошибки в применении поощрений и наказаний, неправильное распределение работы между исполнителями, неадресная критика подчиненных, нечеткие формулировки при постановке задач - все это является пусковыми механизмами для конфликтов. Решить конфликтную ситуацию поможет более четкое распределение обязанностей, оптимальная система вознаграждения. Если наблюдается ярко выраженная психологическая несовместимость сотрудников, необходимо развести их на разные участки работы. Кризис возраста. Существуют предсказуемые кризисы, связанные с возрастом и этапами профессиональной карьеры. Например, в возрасте 20-22 лет человек овладевает новыми знаниями, навыками, старается найти свое место в организации. В этот период, при отсутствии поддержки, у некоторых молодых людей снижается мотивация из-за неверия в собственные силы они даже могут заниматься скрытым саботажем, прикрываясь фразой: «Это не входит в мои должностные обязанности», или сменить место работы. Действия по предотвращению кризиса - ясная и конкретная программа адаптации, постановка целей, контроль и поощрение. В возрасте примерно 30-33 лет у многих происходит переоценка собственных достижений. Именно в этом возрасте многие начинают менять профессию, при этом снижая эффективность своей деятельности на старом месте. На этом этапе важно найти для сотрудника новые мотивирующие факторы. Несколько позднее (примерно в 40 лет) наступает этап переоценки ценностей. Люди подвергают сомнению значение своей работы, задают себе вопросы, которые никогда не задавали раньше: нужно ли тратить свои жизненные силы на старательную работу. Возможно, в данный момент сотруднику поможет поддержка со стороны администрации, признание его заслуг. - Семейные проблемы. Н едоступные постороннему взгляду, они очень сильно воздействуют на человека. Если сложная ситуация в семье сотрудника долго не разрешается, организм реагирует на это истощением, падает работоспособность, появляется вялость и раздражительность. Попытаться выяснить причины состояния человека, вывести его на откровенный разговор, постараться чем-то помочь - вот первые шаги по нормализации ситуации. - Профессиональное выгорание. Его специалисты определяют как «деформацию» человека под влиянием длительного стажа. Это своеобразный механизм психологической защиты. Проанализировав причины проблем, руководитель должен определить направления работы по исправлению ситуации, например: улучшение условий труда, ротация кадров, обучение продавцов приемам работы с конфликтными клиентами, своевременное поощрение, подчеркивание значимости вклада конкретного человека в общее дело, достойная оплата. Почему они остаются: Причины, по которым продавцы остаются на рабочем месте, как показал проведенный нами опрос, таковы: - близость к дому; - четкий, ограниченный круг ответственности; - хороший коллектив; - хороший руководитель; - общение с покупателями (для магазина у дома); - возможность профессионального роста (в крупных сетях). Подготовила
22 Августа 2006, 14:42 +72

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...