Апрельские тезисы

Интересное дело ретроспектива. Еще недавно предложения привлекать в сферу ЖКХ частных инвесторов, вызывали лишь снисходительную улыбку. А сейчас более половины жилого фонда находится в управлении у частных компаний. Впрочем, пока решения в этой сфере принимаются скорее политические, чем экономические. Такое ощущение сложилось в ходе конференции «Жилищно-коммунальное хозяйство Ивановской области. Проблемы и пути решения» в «ЭкспоПрофи-Иваново», где представителей власти всех уровней было гораздо больше, чем руководителей управляющих компаний. И именно власти активно озвучивали свою позицию в отношении дальнейшей судьбы отрасли. Кнутом и пряником Во многом такая ситуация объясняется тем, что именно по властным каналам в сферу ЖКХ потекли немалые деньги. В последние несколько месяцев основные новости в этой сфере связаны с освоением средств, полученных из федерального бюджета по 185-ФЗ («О фонде содействия реформе ЖКХ»). Закон стал главным локомотивом реформы: перспектива получения средств на капитальный ремонт жилого фонда заставляет даже самых флегматичных глав муниципальных образований выдерживать установленный законом график реформирования. Конкуренция на получение средств растет. Если на участие в первой заявке региона в фонд содействия реформированию ЖКХ претендовали немногие населенный пункты (напомним, в ней не фигурировал даже областной центр), то уговаривать подать документы на участие в третьей заявке никого не приходилось. Как отметил начальник департамента ЖКХ Ивановской области Дмитрий Кудров, конкурс был так высок, что в заявку не вошли программы сорока двух населенных пунктов, подготовивших документы. Вообще область, одна из немногих в Российской Федерации, планирует полностью использовать лимит средств, выделенный фондом (а это 2 млрд 98 млн рублей). По двум заявкам в регион поступило 470 млн рублей. В данный момент на рассмотрении в фонде находится третья заявка от Ивановской области, по которой регион должен получить 1 млрд 333 млн рублей. Тем, кто не вошел в заявку по тем или иным причинам, Дмитрий Кудров советует не расслабляться и держать все программы «в состоянии 150-процентной готовности», так как есть надежда, что области могут быть выделены дополнительные средства. В режиме добывания средств Вообще департамент ЖКХ и муниципалитеты сейчас настроены на добывание федеральных денег всеми возможными способами. Помимо средств на капитальный ремонт, из федерального бюджета были выделены 690 млн рублей на переселение граждан из ветхого и аварийного жилья. Примером оперативной работы муниципалитетов и департамента ЖКХ стало оформление заявки на участие в федеральной программе по замене коммунальной техники. В данный момент заявка, по которой область сможет получить 182 млн рублей, рассматривается в Минрегионразвития РФ. Интересно, что постановление Правительства РФ о данной программе было принято 24 марта, 8 апреля на сайте Минрегионразвития РФ появились требования к документам, а срок подачи заявки от Ивановской области был назначен на 9 апреля. Заявку подготовили практически за сутки. «Всегда все успевают Иваново, Кохма, Вичуга, Шуя, Родниковский, Фурмановский, Комсомольский, Гаврилово-Посадский районы, - отметил Дмитрий Кудров. – Это те, кто понимает, что сейчас мы должны использовать любую возможность для получения средств. Деньги, которые приходят в регион, помогают не только ремонтировать жилой фонд, но и создавать новые рабочие места, и менять настроение людей. Каждый выделенный из областного бюджета рубль принес нам 15 рублей. Я считаю, это весьма эффективное вложение средств». Вполне привлекательный ЖКХ Экономический кризис, о плюсах которого говорено уже немало, по оценке Дмитрия Кудрова, имеет еще одно позитивное следствие: делает сферу ЖКХ привлекательной для инвесторов. Потому что ЖКХ – это стабильные объемы производства и стабильные деньги. В 2008 году объем услуг и работ в сфере ЖКХ в Ивановской области составил 9,2 млрд рублей (это на 2,2% больше, чем в 2007 году). Не портят картину даже кредиторская задолженность предприятий ЖКХ (2,2 млрд рублей) и дебиторская задолженность (2,4 млрд рублей, основную часть которых - 1 млрд 67 млн рублей – составляют долги населения). Работа в этих условиях заставляет частный бизнес искать максимально эффективные технологии. И даже изношенность коммуникаций, на которую принято кивать в системе ЖКХ, инновациям не помеха. Как отметил заместитель начальника региональной службы по тарифам Ивановской области Александр Дормидонтов, в европейских странах изношенность коммунальных сетей, по данным последних исследований, составляет не менее 50-60%. А, например, в Риме доходит до 80%. Так что Ивановская область ничуть не хуже Европы. По оценке Дмитрия Кудрова, эффективному развитию ЖКХ мешают несколько моментов, которые еще предстоит устранить. Во-первых, муниципальным образованиям и предприятиям необходимо сформировать грамотную тарифную политику, максимально приблизив установленные тарифы к экономически обоснованным и в то же время уложившись в предельные индексы роста платы граждан за коммунальные услуги. Во-вторых, ЖКХ должно избавиться от несвойственной ему функции предоставления льгот. Если тарифы непосильны для населения, оказывать помощь – это прерогатива департамента социальной защиты, а не ЖКХ: такова позиция властей (как федеральных, так и областных). Монетизация льгот, которая происходит сейчас, как раз и направлена на разделение мух и котлет. Услуги ЖКХ и их стоимость – отдельно, льготы – отдельно. В-третьих, тормозом развития сферы ЖКХ, и в том числе привлечения инвесторов, являются существующие договорные отношения. «В течение 2009 года департамент ЖКХ, муниципалитеты и предприятия должны навести в этой сфере максимальный порядок, чтобы прохождение услуг от ресурсоснабжающей организации до управляющей компании, конечного потребителя и муниципалитета (если есть выпадающие доходы, которые компенсируются из бюджета) было максимально прозрачным, - говорит Дмитрий Кудров. – Сейчас в этой сфере нет единообразия, а в результате страдают все стороны. И жители, и УК, и поставщики», Яркий пример: жители платят за отопление равными долями в течение всего года. Аналогичная норма должна действовать и между поставщиком услуги и управляющей компанией. Однако тепловики зачастую выставляют счета «по факту». И у управляющей компании возникает «кассовый разрыв». Есть нарушения в расчетах за электричество в местах общего пользования и так далее. Максимально эффективно Такая непростая сфера, как ЖКХ, поневоле заставляет инвесторов искать максимально эффективные технологии работы, переходя от тактики латания дыр к оптимальному использованию всех имеющихся ресурсов. Прошедшая в «ЭкспоПрофи-Иваново» выставка показала, что, во-первых, существует немало предприятий, готовых предложить ЖКХ эффективное оборудование, рассчитанное на применение высоких технологий, а во-вторых, интерес к этой продукции довольно высок. Среди предложений поставщиков – современные котельные, изоляция, приборы учета, позволяющие обеспечить полноценную систему сбора информации и контроля, программное обеспечение. Ряд решений должен быть принят и на областном уровне. Одна из задач департамента ЖКХ, по оценке Дмитрия Кудрова, - это эффективное использование субсидий на покрытие выпадающих доходов от установленного уровня тарифов на производство тепловой энергии (в основном, на мазутных и угольных котельных). В 2008 году субсидия из областного бюджета составила 614 млн рублей, в текущем году – 560 млн рублей. Примерно столько же – 600-700 млн рублей планируется выделять и в 2010-2011 годах. «Это деньги, которые просто выбрасываются на ветер, - отметил Дмитрий Кудров. – Перед нашим департаментом стоит задача создания финансового механизма, который позволит использовать эти деньги на модернизацию котельных. Тогда компенсировать выпадающие доходы не потребуются. Сегодня мы уже начали эту работу на предприятии ЖКХ в поселке Петровский. То же самое необходимо сделать в Заволжске, Юрьевце, Пучеже и других населенных пунктах». Кроме того, области предстоит вернуться к такому отложенному в «долгий ящик» механизму, как энергосбережение. Напомним, с 1997 по 2002 годы в Ивановской области существовал фонд энергосбережения, упраздненный впоследствии в связи с изменением бюджетного законодательства. По отчетам за 2008 год, финансирование мероприятий по энергосбережению в регионе составило 60 млн рублей. Однако работы велись бессистемно и были направлены, в основном, на установку приборов учета (причем по большей части в областном центре). Департамент ЖКХ предлагает вернуться к вопросу о создании фонда энергосбережения, но уже в форме некоммерческого партнерства, что вполне возможно в рамках действующего законодательства. Его учредителями должны стать крупные поставщики энергоресурсов и правительство области. Такие фонды действуют в Костромской, Вологодской и некоторых других областях. Их наполнение осуществляется за счет отчислений всех энергоснабжающих организаций. «В Костромской области в фонд перечисляется 0,8% от тарифа, в Вологодской области – 3%, - говорит Дмитрий Кудров. - В нашем случае мы предлагаем заложить на эти нужды 1% от тарифа, причем эту сумму включить в себестоимость производства всех видов энергии. По нашим подсчетам это позволит аккумулировать от 80 до 100 млн рублей в год. Эти деньги можно будет использовать на мероприятия по энергосбережению: от установки приборов учета до модернизации теплотехнического оборудования, строительства новых объектов в сфере ЖКХ». Мы все пока еще в МУПе Иногда внедрить новые технологии в производство оказывается проще, чем изменить мышление. Головой многие работники сферы ЖКХ, по оценке Дмитрия Кудрова, все еще «находятся в МУПе». И такая ситуация характерна не только для Ивановской области. Консалтинговая компания «Лекс» (г. Тюмень) занималась аудитом и реформированием компаний ЖКХ в различных регионах России. По мнению исполнительного директора компании Натальи Сандаловой, наиболее эффективной формой функционирования предприятий ЖКХ сегодня является холдинг. Однако компании пришлось столкнуться с таким опытом: на месте четырех МУПов в одном из областных центров России был создан холдинг из управляющей компании и трех подразделений. Идея состояла в том, чтобы сократить управляющий персонал, юристов, бухгалтеров и т.д. Однако через некоторое время все вернулось «на круги своя»: бывшие директора МУПов не смирились с положением начальников участков, а новый генеральный директор управляющей компании «не потянул» всех полномочий. Между тем, как отмечает Наталья Сандалова, если подходить к организации компаний без стереотипов, всегда можно найти пограничные отрасли деятельности, обеспечивающие более высокий доход. Например, в практике «Лекса» был водоканал, который занялся производством бутилированной воды, и строительные фирмы, сформировавшие при себе управляющие компании. Полноценная бизнес-структура, всегда сможет чутко отреагировать на изменение конъюнктуры рынка, сделав акцент на той сфере деятельности, которая на данный момент является более доходной.
29 Апреля 2009, 08:41 +150

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...