Арифметика транспортной логистики

Автомобильные дороги страдают от перевозок с большим перегрузом. А железнодорожники – от нечестной конкуренции

 Алла Викалюк (текст)

Марина Москалева (фото)

Автомобильные дороги все сильнее запружены большегрузным транспортом. Это видно даже невооруженным глазом – по тому, какое количество фур приходится обгонять, отправляясь в соседний город. А уж если случится доехать до границы, многокилометровая очередь фур оставит неизгладимое впечатление. И вот так едешь, уперевшись в хвост череде грузовиков на двухполосной дороге, и думаешь: наверное, что-то не то у нас с транспортной логистикой в стране. Мы решили узнать, что происходит в этой сфере на деле.

 Альтернативой автомобильным перевозкам, сфера которых динамично развивается, являются грузовые авиаперевозки и транспортная логистика на железной дороге. Аэропорт «Иваново» возобновил грузоперевозки несколько лет назад и ежегодно отчитывается о росте их объемов. Однако эта услуга - не для каждого бизнеса. Наиболее реальной, казалось бы, должна быть перевозка грузов по железной дороге. По данным РЖД, доля грузоперевозок в России составляет около 84% от всех перевозок и ежегодно снижается. Представители ивановского бизнеса неоднократно выходили к региональным властям с просьбой – договориться с  РЖД о логистике по конкурентным ценам. Что сейчас может предложить РЖД предпринимателям?

 За железную дорогу

Начальник Северной железной дороги Василий Билоха:

- Сегодня на рынке перевозок очень жесткая конкуренция. Впервые со времен царской, советской и рыночной России появился избыток подвижного состава. Это позволило снизить стоимость услуги.

 Мы устранили перекрестное субсидирование между пассажирскими и грузовыми перевозками, когда на грузовой состав ложились убытки пассажирских перевозок. Пассажирские и пригородные перевозки теперь имеют свой бюджет, грузовые – свой, с реальной себестоимостью затрат.

Идет серьезная работа и по качеству, и по срокам доставки грузов. Мы развиваем БАМ и поднимаем скорости движения. Теперь пропуск грузовых поездов с Востока страны на Северо-Запад занимает семь дней. Это хорошие скорости, они позволяют нам конкурировать на этом рынке, где раньше нас «объезжали». Мы привлекаем на железнодорожный транспорт контрейлерный вид перевозок, научились перевозить пакетируемые грузы. Такие грузоперевозки выросли в разы, нас подстегивают фирмы, которые экспортируют продукцию в Японию, Корею, страны Европы.

Если раньше грузовые поезда ходили не по графику, сейчас мы ввели графики для всех поездов. Теперь грузоотправители нам платят деньги за перевозку в реальный срок, за просрочку предусмотрены штрафные санкции.

Но конкуренция, безусловно, нарастает. Причем, не всегда честная. Например, мы перевозим грузы в пределах реальной грузоподъемности вагона. Перегруз отслеживает целая система. При этом мы видим, что при перевозке грузов автотранспортом создается нагрузка на ось, в полтора раза превышающая норму. На этом люди зарабатывают деньги в ущерб безопасности и состоянию дорог. Мы ведем переговоры с регионами о том, чтобы ужесточить на автомобильном транспорте весовой контроль. Чтобы было понимание, почему летят наши дороги от перевозок, в том числе от неучтенного груза.

 За автотранспорт

И все же пока предприниматели «голосуют рублем» за автотранспорт.

Председатель совета директоров ГК «Альтаир» Наталья Кирюшкина:

 - Цены за грузоперевозки по железной дороге и автотранспортом несопоставимы. Когда в свое время просчитывали логистику, оказалось, что нам выгоднее получать товар на сортировочной станции, а не на своей ветке. Сейчас мы услугами РЖД почти не пользуемся. Да, у меня есть компания, которая работает во Владивостоке, и туда мы отправляем контейнеры по железной дороге. Нам просто некуда деваться. В основном весь товар сосредоточен в Москве, из Москвы нам ближе и дешевле перевозить его автотранспортом. Рынок автотранспортных услуг развит достаточно хорошо и РЖД не выдерживает конкуренции. Сфера автомобильных грузоперевозок преимущественно - это малый бизнес: предприниматель сам купил грузовик, сам за рулем, что очень выгодно и нам, и ему.

 Председатель совета директоров Кинешемской прядильно-ткацкой фабрики Сергей Жуков:

-  Тарифы у РЖД выше, чем у автотранспорта, мы предпочитаем пользоваться автомобильными грузоперевозками. Нас не устраивает и то, что по железной дороге товар доставляется дольше. К примеру, хХлопок и пряжу мы везем из Узбекистана и Казахстана фурой неделю – десять дней, а по железной дороге товар идет к нам 30 дней. Объемы вагона, конечно, больше, но в сумме стоимость грузоперевозки на двух фурах (приблизительно объем одного вагона) выходит дешевле, и однозначно, оперативнее. К тому же, было повышение цен на услуги перевозок грузов железнодорожным транспортом, но тут уже дело не только в РЖД, такие условия установили Казахстан и Узбекистан, а мы от них зависим.

 В общем, похоже, пока выхода из ситуации не предвидится. Каждый из участников процесса остается при своем интересе.

 

30 Июля 2014, 11:32 +447

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...