АЗС – с «Лукойлом» и без

Генеральный директор «Лукойл-Волганефтепродукт» Андрей Спирин в интервью газете «Ведомости – Нижний Новгород» заявил, что компания хочет построить в Ивановской области сеть АЗС. По словам А. Спирина, сейчас ведутся переговоры с правительством области. Сколько появится автозаправочных станций, неизвестно, но гендиректор «Лукойл-Волганефтепродукт» уверяет, что если компания «начинает работать в каком-то регионе, то должна завоевывать около 25% рынка». Эта информация стала неожиданностью для многих игроков топливного рынка. Впрочем, первый заместитель председателя правительства Ивановской области Дмитрий Михеев подтвердил «Частнику», что такие переговоры велись, причем не только с «Лукойлом», но и с другими крупными компаниями. Итог переговоров неизвестен. Зато известно, что приход того же «Лукойла» предполагается в рамках инвестиционного проекта развития топливно-заправочного комплекса области, представленного на международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге и рассмотренного на заседании областного правительства. В рамках этого проекта предполагается разместить на территории области 31 топливно-заправочный комплекс. То, что «Лукойл» может прийти в область и претендовать на значительный «кусок» рынка, воспринимается неоднозначно. С одной стороны, таким образом несколько пошатнется монопольное положение «Славнефти» (на сегодняшний день в регионе действует 131 топливо-заправочный комплекс, 60 из которых - или 46% - принадлежит ОАО «Славнефть»). С другой – не вытеснит ли нефтяной гигант частных предпринимателей, играющих на этом же поле? Сами владельцы частных АЗС относятся к предстоящему приходу «Лукойла» или других крупных компаний довольно спокойно. Их больше беспокоят другие проблемы. Что же касается планов по строительству новых АЗС, то здесь, по мнению заправщиков, вопрос заключается в первую очередь в том, увеличится ли поток транспорта в Ивановской области. На сегодняшний день нельзя говорить о недостатке АЗС в регионе, считают владельцы частных автозаправок. Если же область будет развиваться, если появится большой поток транзитного транспорта, если будут активнее работать предприятия, тогда необходимость в новых заправках возникнет. Именно в такой последовательности: сначала спрос, потом предложение. Впрочем, есть вариант, когда компания приходит под гарантии губернатора («через четыре года здесь будет город-сад»), если ее руководство знает его и доверяет его репутации. «Для нас, владельцев частных АЗС, важна стабильность на этом рынке и понятная политика во всех административных структурах. Тогда и мы могли бы привлекать инвестиции в эту сферу, и строить, и развиваться. Но сейчас об этом говорить не приходится, - констатирует председатель ассоциации заправщиков Ивановской области Александр Бердников. – Частные АЗС постоянно функционируют в условиях изменяющихся правил игры, как со стороны крупных компаний, так и со стороны контролирующих органов». Кстати, существует вероятность того, что если «Лукойл» и придет в Ивановскую область, то через какую-то промежуточную структуру. На частных АЗС, по мнению заправщиков, его приход вряд ли скажется. Тем более, что в регионе есть лукойловские франчайзи. «Просто в нашем регионе будет побольше кстовского бензина, а ярославского останется столько же», - говорит А. Бердников. Приведет ли приход того же «Лукойла» к снижению розничных цен на бензин? По мнению А. Бердникова, привлечение новых игроков на этот рынок ничего не даст. Рынок нефтепродуктов в России в значительной степени монополизирован, и конкуренция между монополистами отсутствует. В Ивановской области сложилась определенная структура рынка, причем никакой ценовой конкуренции нет. В разных регионах страны компании так или иначе договариваются об уровне цен (хотя вряд ли кто-то напрямую в этом признается). Так что если в Ивановскую область придет «Лукойл», то цены останутся на том же уровне. Один из основных моментов проекта по размещению АЗС, предложенного правительством региона, - место расположения новых заправок определяется властями. Правда, при этом инвестору предлагается уже полностью готовый к строительству участок с пакетом необходимых документов. Принцип расположения АЗС в Ивановской области и в первую очередь в областном центре, до сих пор определяли сами заправщики. Никакого плана по размещению заправок, никакого целенаправленного выделения земли не было. Обычно владелец АЗС подавал заявку на выделение земельного участка, она рассматривалась, и землю выделяли. В результате самые «проходные» дороги и точки оказались буквально забитыми АЗС, а на некоторых участках трассы в районах заправиться абсолютно негде – проще доехать в соседнюю область. Кстати, новые АЗС в регионе не строились уже года два. По какому принципу правительство предполагает разместить заправки, неизвестно. Как неизвестно и то, сможет ли крупный инвестор убедить правительство скорректировать план размещения заправок, если этот план его (инвестора) не устроит. Во всяком случае, с действующими участниками рынка при составлении этого плана никто не советовался. Что производят АЗС? Такое объединение предпринимателей, как областная ассоциация заправщиков, не очень-то известна в Иванове (в отличие от большинства других подобных отраслевых бизнес-объединений). Судя по всему, до последнего времени у владельцев частных АЗС не было необходимости объединяться – не было проблем, затрагивающих всех игроков этого рынка. Однако сейчас ситуация изменилась. По словам Александра Бердникова, активизация деятельности ассоциации заправщиков (она была создана еще в 2000 году) вызвана усилением административного давления, прежде всего, по вопросам лицензирования. - Дело в том, что решением арбитражного суда Ивановской области ряд владельцев АЗС оштрафовали за отсутствие лицензии на эксплуатацию пожароопасных производственных объектов, - рассказывает Александр Бердников. - При этом ранее такой лицензии не требовалось, тем более, что в 2004 году мы все прошли лицензирование Госэнергонадзора, и эти лицензии действуют до сих пор. Почему МЧС и Верховный арбитражный суд посчитали, что АЗС нужно относить к производственным объектам и стали требовать с АЗС лицензии на эксплуатацию пожароопасных производственных объектов, сложно сказать. Российский топливный союз провел большую работу по выяснению причин отнесения АЗС к производственным объектам, но успеха в этом выяснении не добился. Единственное, что выяснилось: в 2005 году была рекомендация зампредседателя Верховного арбитражного суда о том, что для деятельности АЗС необходима лицензия на эксплуатацию пожароопасных производственных объектов. И теперь все региональные арбитражные суды, руководствуясь этой рекомендацией, однозначно решают все в пользу МЧС. Еще одна проблема, осложнившая в последнее время жизнь владельцев АЗС – требование поверки резервуаров для хранения нефтепродуктов. Инспекция по Ивановской области межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в последнее время выдала ряд предписаний и оштрафовала владельцев АЗС за «использование неповереных средств измерения – резервуаров для хранения нефтепродуктов». - Емкости для хранения топлива на АЗС ни в коей мере не являются средствами измерения, так как непосредственно не участвуют в процессе отпуска продукции потребителям, - уверен А. Бердников. - Ежегодную поверку проходят бензовозы как емкости, через которые происходит коммерческий оборот. Ситуация осложняется тем, что ближайшая организация, имеющая право поверять емкости для хранения нефтепродуктов, находится аж в Казани. И теперь владельцы АЗС вынуждены ездить туда, и платить деньги за согласование актов поверок в Госстандарте Татарстана. Качество, переходящее в количество Вопрос качества бензина, реализуемого в Ивановской области, беспокоит любого автовладельца (достаточно посмотреть на результаты опроса, проведенного на сайте chastnik.ru). Из уст в уста передаются слухи, мол, на той заправке не заправляйся, там бензин плохой. Потерять репутация в таких условиях очень легко, благо выбор, где заправиться, в последние годы есть. Александр Бердников: «Дело в том, что контроль качества топлива – это достаточно деликатный вопрос. Контролировать его обязательно надо, но с учетом всех нюансов. Существуют, например, портативные приборы для измерения октанового числа, они достаточно распространены, в том числе в ряде наших лабораторий. Но сейчас практически все компании для производства высокооктановых бензинов применяют антидетонаторы – присадки, повышающие октановое число. И портативные приборы в присутствии этих присадок дают искаженные значения октановых чисел, как в сторону повышения, так и в сторону понижения. Современный бензин ими анализировать практически невозможно. Нужны более сложные приборы, которые предусмотрены ГОСТом (УИТ-65, УИТ-85). Мы как ассоциация заправщиков – за контроль качества топлива. Хотя я могу официально заявить, что в Иванове ситуация в плане качества очень и очень позитивная. Бензин в область приходит либо с Ярославского НПЗ, либо с Кстовского (Нижегородская область). Кроме того, в основном у каждой АЗС сложился постоянный круг клиентов. И если случаются какие-то проблемы с качеством топлива, люди начинают высказывать владельцу претензии и уходить на другие АЗС. Так что владелец предпочтет иметь меньше прибыли, чем потерять клиента. Если и бывают недоразумения, то они имеют или субъективный характер (машины ведут себя по-разному или имеют место психологические моменты), или с завода пришел некачественный товар». Кстати, с контролем качества связана еще одна проблема заправщиков. Своей гослаборатории, оснащенной в полной мере, в Ивановской области нет, поэтому контролирующие органы привлекают лабораторию из Тулы. В результате стоимость анализа доходит до 40 тысяч рублей. При этом в Иванове есть частные лаборатории, которые могли бы выполнять такие анализы, они имеют необходимое оборудование и сертификаты. И, конечно, делать анализ в ивановской лаборатории было бы гораздо дешевле. Александр Бердников: «Мы считаем, что власти должны относиться к АЗС как к объекту, платящему налоги, обеспечивающему рабочие места, и поэтому выступать по отношению к этим объектам не только с карательных позиций (ограничить, оштрафовать, запретить), но и с позиций диалога. Действительно, проблемы есть – многие АЗС построены давно и не соответствуют в полной мере современным требованиям. Владельцы частных АЗС готовы развивать и совершенствовать свои объекты, но здесь также требуется заинтересованность в этом властных структур». Анна Семенова
17 Июля 2006, 17:06 +87

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...