Белый квадрат

Когда в 2006 году нынешняя администрация г. Иванова приступила к работе, одним из фронтов этой самой работы стал рынок наружной рекламы. Многие — особенно участники процесса — помнят, как активно велась борьба с незаконно установленными конструкциями наружной рекламы, как принимались новые «правила игры», запрещающие, например, размещение штендеров на центральных улицах или поощряющие внедрение высокотехногогичных конструкций. Однако теперь, по мнению ряда руководителей рекламных агентств, занимающихся размещением наружной рекламы, рынок снова может вернуться в «дикое» состояние. Не представляется возможным Уже сейчас, несмотря на обилие социальной рекламы, в Иванове полно «белых квадратов» — рекламных конструкций без рекламы. Пока эти «белые пятна» знаменуют собой, в основном, убытки для бизнеса, однако, по мнению рекламщиков, в скором времени они могут обернуться серьезными потерями для муниципального бюджета. В прошлом году в Иванове была принята новая базовая ставка для расчета размера оплаты за право размещения средств наружной рекламы — в результате c 1 июля 2008 года эта оплата существенно (на 54%) выросла. Тогда игроки рынка говорили, что это может привести к резкому подорожанию размещения для рекламодателей и местные компании, особенно малый и средний бизнес, не смогут себе позволить размещать баннеры и перетяжки. Однако все это происходило в «докризисные» времена, а сегодня на повестке дня встал вопрос о снижении активности рекламодателей и падении объемов продаж рекламных агентств, специализирующихся на размещении наружной рекламы. Причем падение это настолько серьезное, что может грозить банкротством или прекращением деятельности некоторых компаний. Исходя из практики других регионов, руководители этих агентств обратились к ивановским властям с предложением снизить (причем временно) базовую ставку для расчета размера платы за право размещения средств наружной рекламы или ввести понижающий коэффициент. Этот вопрос рассматривался на заседании комитета Ивгордумы по экономической политике в среду, 24 июня. Надо сказать, что бить тревогу предприниматели стали еще в конце апреля. Тогда в обращении на имя главы областного центра и председателя Ивановской городской думы они предлагали снизить базовую ставку на 40% или ввести в формулу расчета размера платы за установку и эксплуатацию рекламных конструкций понижающий коэффициент 0,6. В мае рекламные агентства получили ответ из мэрии, что изменение базовой ставки или введение антикризисного коэффициента не представляется возможным, так как в соответствии с Бюджетным кодексом внесение изменений в муниципальные правовые акты, приводящие к изменению доходов бюджета, в течение текущего финансового года не предусмотрено. В Ивгордуме же этот вопрос стали рассматривать только в конце июня. Причем выяснилось, что данные по состоянию рынка у муниципального управления по делам наружной рекламы и у самих рекламщиков настолько разные, что создается впечатление, что они касаются разных городов. Версия оптимистичная, муниципальная На заседании комитета по экономической политике начальник управления по делам наружной рекламы Наталья Шеянова сообщила, что в городах центральной России базовые ставки в 2009 году в большинстве случаев не менялись ни в сторону повышения, ни в сторону понижения. В то же время размер годовой платы за установку двустороннего щита 3 на 6 метров с подсветкой в центре города в Иванове один из самых низких — 21 тысяча 420 рублей. Во Владимире в год за такую установку рекламные агентства платят муниципалитету 45 тыс. 212 рублей, в Ярославле (здесь сравнение не вполне корректно, так как, по данным Н.Шеяновой, в центре Ярославля такие конструкции не размещаются) — 36 тыс., в Волгограде (где такие конструкции также не размещаются в центре города) — 90 тыс., в Саранске — 20 тыс. 995 рублей, в Костроме — 37 тыс. 969 рублей. В то же время стоимость коммерческой аренды одной поверхности (напомним, речь идет о двусторонних рекламных щитах) в Иванове составляет 12,5 тыс. рублей в месяц, во Владимире — 11 тысяч, в Ярославле — 8,5 тысячи, в Волгограде — 6 тысяч, данных по Саранску нет, в Костроме — 10,7 тысячи. При этом, по словам Шеяновой, ивановские рекламщики занижают стоимость размещения рекламы на щите, официально называя цифру в 8 тысяч за месяц. Также Наталья Шеянова отметила, что на сегодня 90 % рекламных поверхностей в Иванове заполнено. Депутаты решили, что снижение базовой ставки расчета в Иванове нецелесообразно, так как, исходя из данных управления по делам наружной рекламы, ивановские рекламные агентства зарабатывают на наружке даже больше, чем их ярославские коллеги. В итоге представителям рекламных агентств было предложено обратиться в координационный совет по поддержке малого бизнеса при главе города Иванова. И в ближайшее время базовая ставка для расчета размера платы за право размещения средств наружной рекламы пересматриваться не будет. Надо отметить, что во время обсуждения этого вопроса представители рекламных агентств не присутствовали, так как были неверно информированы организаторами проведения комитета о времени начала обсуждения вопроса наружной рекламы и пришли несколько позже. Однако, несмотря на то, что комитет уже принял решение, им дали высказать свою точку зрения. Версия пессимистичная, профессиональная Директор Ивановского областного агентства по рекламе Александр Вафин и руководитель ивановского представительства компании News Outdoor — ООО «АПР-Сити/ТВД»Наталья Сорокина категорически не согласились с данными, представленными Шеяновой. Как подчеркнул Александр Вафин, процент заполняемости поверхностей был приведен Н.Шеяновой с учетом социальной рекламы, которая сейчас составляет значительную долю размещаемой сегодня наружной рекламы. На самом деле на платной основе сегодня заполнено лишь 63% поверхностей. Предприниматели еще раз подчеркнули, что сегмент рынка работает на грани рентабельности. По мнению предпринимателей, позицию администрации г. Иванова можно истолковать как нежелание оказывать поддержку бизнесу вопреки официальным заявлениям. В качестве примера они приводят введение коэффициентов муниципальной поддержки при расчете арендной платы за муниципальное имущество. Кстати, этот шаг рекламщики считают прецедентом «внесения изменений в муниципальные правовые акты, приводящие к изменению доходов бюджета, в течение текущего финансового года». Дело даже не в абсолютных цифрах, которые мы сможем сэкономить в случае снижения базовой ставки, а муниципальный бюджет недополучит, — говорит Наталья Сорокина. — Для нашей компании (News Outdoor является крупнейшей в России компанией, занимающейся размещением наружной рекламы, и работает во всех регионах РФ) принципиально желание властей идти навстречу бизнесу. Это будет показателем для нашего руководства, что в регион можно и нужно инвестировать средства, а не проводить сокращения персонала, заработных плат и т.д.». Кроме того, уже есть случаи, когда в некоторых городах компании, специализирующиеся на размещении наружной рекламы, просто демонтировали свои конструкции в отдельных зонах (в первую очередь в центральных, так как там выше оплата за размещение конструкции) из-за нерентабельности их содержания. К чему могут привести подобные шаги? В первую очередь к потерям муниципального бюджета, который недополучит существенные суммы в виде платы за размещение рекламных конструкций. Во-вторых, к сокращению рабочих мест или зарплат (и опять к потере бюджета за счет снижения НДФЛ и т.д.). Конечно, на фоне массовых сокращений в других отраслях кажется, что рекламщики — это капля в море. Тем не менее таких компаний в Иванове всего штук шесть, так что уход или резкое снижение активности каждой из них окажет существенное влияние на рынок. Причем первыми уйдут те, кто работает «по-белому». Бизнес, как и природа, пустоты не терпит, и их место вполне могут занять «серые» компании, бизнес уйдет в тень. Что, опять же, будет наносить урон бюджету. В этом контексте показателен пример Ярославля (кстати, на практику именно этого города нередко ссылаются чиновники, хотя по многим показателям сравнивать его с Ивановом некорректно). Как рассказала Наталья Сорокина, в Ярославле практически отсутствует цивилизованный рынок наружной рекламы (с таким трудом создаваемый в Иванове). Там работают около 30 операторов, установлено немало незаконных конструкций. Из-за такой конкуренции и прочих особенностей стоимость размещения рекламы на одной поверхности в Ярославле всегда, даже до кризиса, была одной из самых низких в центральной России. «Мы можем привести немало примеров того, как муниципальные власти, работающие в том же законодательном поле, что и ивановские, пошли навстречу малому и среднему бизнесу, каковым, собственно, является рекламный бизнес, — рассказывает Наталья Сорокина. — Например, в Казани за изготовление и размещение социальной рекламы операторам предоставляли существенную скидку по оплате за место. В Волгограде базовая ставка снижена на 25%, в Самаре — на 18%, причем решение было принято весной 2009 года, но распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года. В Саратове решение о снижении оплаты места на 20% уже принято, но пока не вступило в силу. Интересна практика Москвы: там размер оплаты снижен для тех операторов, которые подписывают с правительством соглашение о сохранении рабочих мест и заработной платы». По мнению операторов, сохранение сегодняшнего уровня аренды не позволит реализовать проекты администрации по выполнению концепции развития наружной рекламы, в соответствии с которой предполагается замена и модернизация рекламных конструкций за счет рекламораспространителей. Очевидно, что никто не будет вкладывать деньги в дорогостоящие современные конструкции, если априори известно, что они не окупятся в ближайшие годы. Если говорить о том, какими неприятностями для города могут обернуться проблемы рынка наружной рекламы, то можно вспомнить аукцион по продаже права на установку рекламных конструкций. По словам предпринимателей, управление по делам наружной рекламы выставило на аукцион лоты по ценам 2008 года, периода расцвета рынка. Неудивительно, что аукцион по большинству лотов не состоялся, на один лот вообще не было заявок, а еще по одному единственный участник, подавший заявку, просто не пришел. В конечном итоге, считают операторы рынка, подобные шаги негативно отражаются на имидже областного центра и региона в целом. Но все еще надеются на то, что власти их услышат. По итогам 5 месяцев 2009 года в Иванове операторы работали с показателями рентабельности от 6 до 16%. В натуральных величинах — это сотни тысяч рублей убытка в месяц. Далее — или банкротство, или сокращение рекламных сторон, что приведет к уменьшению поступлений денег в бюджет так или иначе. Например, только один из операторов — ООО «АПР-Сити/ТВД» налоговыми и неналоговыми отчислениями уплачивает в бюджет города более 5 млн руб. в год. При сокращении сторон на 30% бюджет недосчитается около 2 млн руб., кроме того, могут пополниться списки безработных. По данным, предоставленным Ивановским представительством News Outdoor, ООО «АПР-Сити/ТВД» Анна Семенова
01 Июля 2009, 11:12 +63

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...