Без «объявления войны» начали коренную перестройку ивановского Центрального рынка его новые владельцы

Конфликт до сих пор толком не улажен. Что его спровоцировало? Почему предприниматели и новые владельцы торгового комплекса не могут найти общий язык? Что вообще происходит на рынке? Как известно, в июне МУП «ИвТК» перешел из муниципальной собственности в частную: он был продан за 200 миллионов рублей. Опасавшиеся прихода новых хозяев предприниматели, которые долго боролись за то, чтобы рынок остался в собственности города, вроде бы успокоились: все шло по-прежнему – условия работы не изменились, разве что аренда немного подросла, но это дело привычное. Однако вскоре начались перемены. Да такие, что сегодня ивановский Центральный рынок напоминает развороченный улей. Не только по несмолкаемому «жужжанию» взбудораженных продавцов, но и по своему внешнему виду. Впечатление, будто «Мамай прошел». Часть палаток переместилась к центральному входу, где теперь прямо-таки цыганский табор. На противоположной стороне идет стройка со всеми ее атрибутами – грязью, досками под ногами, мусором. Вплотную к ней примыкают уцелевшие палатки. Пока уцелевшие. Потому что на рынке полным ходом идет реконструкция. «Нас ни о чем не предупредили» Все наши собеседники из числа торгующих согласились на беседу лишь на условиях анонимности. Поэтому мы дали им вымышленные имена. Надежда, продавец: - Я не имею ничего против реконструкции рынка. Правильно, его надо благоустраивать. Но мне не понятна позиция нашего руководства: с нами не провели ни одного собрания, никого не предупредили, что, например, завтра надо выходить работать на новую точку. Получилось так, что утром просто пришли охранники и сказали, что сегодня мы будем торговать в другом месте. Нам, как и другим продавцам, дали совсем не ходовые точки – уже несколько дней мы работаем по нулям. Меня беспокоит то, что реконструкцию затеяли фактически перед Новым годом, когда на рынке много покупателей. На мой взгляд, логичнее было бы ее начать после новогодних праздников, ведь можно посчитаться и с нашими интересами. Но нас никто не спрашивал. Кстати, многие продавцы, как только узнали, что реконструкция будет перед Новым годом, «переехали» торговать в другие места – в «Пассаж» и «Полет». Елена: - В октябре вдруг пронесся слух – надо записываться на контейнеры. Что, почему, как – неизвестно. Мы пошли узнавать, но никто ничего не знает. На следующий день, часов в 7 утра, уже стояла толпа народа на запись. Запись шла дня три. Только все это как-то странно было. «Быстро отмечайте свободное место на плане», - говорили нам. И каждый день давали новую ксерокопию плана, так что получалось, отмечали одни и те же места. Я отстояла часов 5 или 6 и все-таки записалась. А потом появился трактор и стал сносить наш сектор. Без «объявления войны». (Правда, остальным секторам сказали, что предупредят о сносе за 5 дней). Многие продавцы кинулись в «Пассаж» - занимать места там. И я тоже. Что там было, трудно описать – просто ужас. Мы отстояли несколько часов, все переругались. Зато я теперь многие торгуют в «Пассаже» - с Центрального рынка ушло около 300 человек. Когда мы пришли расторгать договор на Центральный рынок, нас предупредили, что назад не возьмут никогда. Галина: - Я была в Москве, ездила за товаром. Вернулась, а нас снесли. Куда идти? В «Пассаже» все места уже заняты. Тогда ночью мы сами захватили места у входа на рынок. Стоим здесь теперь, торгуем и не знаем, что с нами будет завтра. Николай: - Мне это место у входа выделила администрация. А дальше не знаю, как будет. Вообще-то я записался на контейнер, но получу ли его – не факт. Говорят, на один контейнер по несколько человек записывалось. Это подтвердила и Вера: - Вон моя соседка записалась, а ее в списках на оплату нет – кому-то другому контейнер отдали. «Здесь будет не «шанхай», а цивилизованная торговля» Директор Центрального рынка Олег Кашироков взял отпуск на предвыборный период (он баллотируется в депутаты ивановской городской думы), поэтому пояснения по поводу реконструкции рынка и сложившейся в связи с этим ситуации нам давал и.о. директора Сергей Гнатюк. - Здесь был «шанхай», а будет цивилизованная торговля промышленными товарами. К 1 декабря здесь прямо сказка будет, - рассказывает Сергей Иванович. – На рынке сейчас устанавливаются контейнеры павильонного типа. Контейнеры разные – от 3, 5 до 15 квадратных метров, есть отапливаемые, есть холодные. Но все с освещением. Мы не заставляем предпринимателей их покупать, а сдаем в аренду: за один квадратный метр – 870 рублей. Количество торговых мест сократится ненамного: если до реконструкции было 780, то после будет 734. Сколько предпринимателей ушло в «Пассаж», я не считал. Но все контейнеры уже стопроцентно заняты. Даже очередь на них стояла. О начале реконструкции рынка мы людей предупредили. Собрали предпринимателей, сказали, чтобы они убирали товар. Частично удовлетворили потребность в торговых местах: разрешили поставить палатки перед входом в рынок. В октябре начали формировать список, кто какие контейнеры берет. Но с каждым поговорить невозможно. Только мы закончили, кто-то звонит - почему мне не сказали. А смутьянов везде полно, и тут нашлись… Откуда «растут ноги» паники У конфликтующих сторон всегда разные взгляды на одну и ту же ситуацию. Причем обычно одни сгущают черные краски, другие добавляют побольше розовых тонов. Видимо, и на этот раз случилось то же самое. Однако совершенно очевидно, что разъяснительная работа с предпринимателями со стороны администрации рынка все-таки была недостаточной. Это и создало благоприятную почву для всевозможных слухов. Многие торговцы, как страшный сон, вспоминают те дни, когда они в панике метались по рынку, пытаясь хоть что-то выяснить. Говорят, возле кабинета коммерческого директора даже драки были. Почему же к ним никто не вышел, не успокоил людей? Почему до сих пор многим предпринимателям толком неизвестна их судьба – останутся они здесь торговать или надо «сматывать удочки»? То ли новой администрации рынка не хватило организаторских способностей, то она ли просто не приняла в расчет тех, кто здесь работает. А возможно, и то, и другое. Ведь заявил же и. о. директора рынка С. Гнатюк, что «главный смысл преобразований – получение выгоды». Впрочем, это цель любого бизнеса. Только не стоит забывать, что работники – не просто инструмент для получения этой выгоды, а живые люди с их тревогами, заботами, нервами. Чем сердце успокоится Справедливости ради, надо сказать, что опасения предпринимателей, по большому счету, были необоснованны: сокращение рабочих мест оказалось минимальным, а сама реконструкция Центрального рынка в итоге не только придаст ему цивилизованный вид, но и улучшит условия для продавцов и покупателей. В этом мы убедились в ходе небольшой экскурсии, которую провел для нас старший контролер по имени Сергей. На месте разномастных палаток выстраиваются стройные ряды павильонов-контейнеров. Поблескивая металлическими дверями, они выглядели современно и добротно. Между рядами будут широкие проходы – от 3 до 6 метров. «В полном соответствии с требованиями пожарной безопасности, - уточнил Сергей. – Ведь если бы кто бросил бутылку в палатки, хана всему рынку». Сверху все проходы будут перекрыты прозрачными пластиковыми арками – ни снега, ни дождя, ни грязи. Реконструкцию ведет московская фирма «РСК-17». Мы побеседовали с начальником участка Юрием Малашхия. Вот что он рассказал: - Точно такие же рынки мы делали в Москве и Подмосковье – Тушинский, Усачевский, Покровский, Матвеевский, в Волоколамске, Рузе… Кстати, в Москве предприниматели тоже сначала были недовольны. Но потом все уладилось. И здесь все хорошо будет. Будет удобно покупателям: везде освещение, чисто, тепло. И выгодно продавцам. Сейчас они таскают товар туда-сюда. Когда на улице стемнеет, все вещи убирают, утром снова привозят. А в контейнере их можно оставлять, как в магазине или камере хранения. Все закрыто, ничего не пропадет. С. Гнатюк сообщил, что реконструкция должна завершиться к 1 декабря. Ю. Малашхия уточнил: «До 1 декабря в павильоны войдут 90% продавцов». Этому можно верить, ведь работы ведутся идет днем и ночью. Только одно осталось тайной для нас за семью печатями. Кто делал проект, нам так и не сказали. «Не ивановские», - только и вспомнил С. Гнатюк. А когда зашла речь о том, чтобы предоставить ивановцам возможность полюбоваться на будущий рынок, напечатав проект в газете, Сергей Иванович сослался на отсутствие директора. Мол, я не имею права рыться в бумагах в его кабинете. Однако через несколько минут сам постучался туда: «Олег Борисович, можно?». «Не известно, насколько безопасны новые павильоны» Комментарий по поводу реконструкции Центрального рынка «Частнику» дала заместитель главы г. Иванова Надежда Тетерина: - Городская администрация сегодня в курсе того, что происходит на Центральном рынке. Однако сказать, что нам предоставляют информацию в полном объеме, мы тоже не можем. Руководство рынка не поставило нас в известность о своих планах. Еще в сентябре мы обсуждали с новой дирекцией ИвТК проблему организации парковки на территории рынка. Ведь рынок – это не только место для торговли, это еще и места для парковки, пешеходные зоны, наличие зеленых насаждений. Тогда руководство рынка заявило, что предполагает заняться реконструкцией торгового комплекса. Однако о конкретных сроках ее начала речи не было. По логике, проведение реконструкции руководство должно было согласовать со многими структурами. Во-первых, дирекция рынка должна была написать официальное заявление в городское управление архитектуры и градостроительства на проведение реконструкции, предоставить план поэтапной реконструкции. Кроме того, дирекция рынка должна была согласовать свои планы с различными контролирующими организациями - и с МЧС, и с Роспотребнадзором. Не известно, например, насколько отвечают требованиям пожарной безопасности те пластиковые галереи, которыми хотят «накрыть» павильоны, насколько безопасны в этом смысле сами контейнеры. После «волнений» арендаторов на рынке, в администрации состоялась встреча с руководством рынка, на ней присутствовал заместитель генерального директора ИвТК Сергей Гнатюк. Он сообщил, что каждый предприниматель в отдельности был извещен о реконструкции. Возникает вопрос: а почему дирекция рынка не провела общее собрание арендаторов? Со слов Гнатюка, новые павильоны обойдутся предпринимателям «в тысяч по девять где-то». И тут же он заявил, что точных расчетов администрация рынка пока не делала. Из этого можно сделать вывод, что на самом деле сумма, которую должны будут заплатить за реконструкцию арендаторы, может быть иной. Сейчас, по словам Сергея Ивановича Гнатюка, всем арендаторам рынка предложили перезаключить договоры, а новые торговые места обойдутся предпринимателям в 2 тыс. руб. в месяц. Но это, опять же, только слова, никаких подтверждающих эту информацию документов нам представлено не было. До 4 ноября руководство рынка должно было представить нам документацию. На сегодняшний день у нас имеется только заявление на смену торгового оборудования, но к этому заявлению недостаточно документов, чтобы решить, правомочна эта смена оборудования или нет. Думаю, что сейчас идет доработка этих документов. Надо сказать, администрация города Иванова была вынуждена предупредить дирекцию рынка, что, если нарушения будут продолжаться, будем работать в рамках административной комиссии, приглашать руководителей предприятия за разъяснениями. Между тем, реконструкция идет полным ходом. Татьяна Белова, Людмила Котляр
14 Ноября 2005, 15:35 +97

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...