Борис Курочкин: «Легальных схем ухода от налогов нет, есть «относительно честные»

21 ноября свое двадцатилетие отмечает налоговая служба России

Людмила Котляр (текст) Мария Сибирякова (фото) Слова «налоговое бремя» для предпринимателей имеют вполне конкретный смысл. Снизить его пытаются многие, но это нелегко, тем более налоговая служба продолжает совершенствовать правила игры. Насколько успешно? И что ждет представителей бизнеса в будущем? В канун юбилея Федеральной  налоговой службы нашим собеседником стал руководитель УФНС России по Ивановской области Борис Курочкин.    Это было недавно, это было давно - 20 лет назад в России не было как таковой налоговой службы. Что изменилось с ее появлением? Какие наиболее существенные, с вашей точки зрения, изменения произошли в этой системе за 20 лет. - Будет правильнее сказать, что  не создание налоговой службы внесло изменения, а налоговая служба была создана в связи с происходившими в те годы переменами в политической и экономической жизни. Мы стали жить в другой стране. На 1990-е годы пришлось разгосударствление экономики, шло массовое акционирование  государственных предприятий, набирало темпы частное предпринимательство. Так что создание налоговой службы - скорее следствие перемен, а не их причина. Когда налоговая система только формировалась – в 1990-е годы - у нас не было ни систематизированного законодательства, ни технических средств, ни четких принципов работы. В то время действовало порядка 30 законов, устанавливающих правила исчисления и уплаты налогов. Состав налогов, ставки, льготы, порядок их исчисления и уплаты неоднократно менялись. Это усложняло жизнь не  только налогоплательщикам, но и затрудняло работу самих налоговых органов. После принятия в 1998 и 2001 годах первой и второй частей Налогового кодекса уже появилась некая системность в законодательстве о налогах и сборах. Были определены перечень налогов и порядок их исчисления,  регламентированы отношения государства с налогоплательщиками.  Работа по совершенствованию налогового законодательства не прекращается. Происходящие сегодня  изменения больше ориентированы на налогоплательщика,  на защиту его прав и интересов, на создание для него более комфортных условий.  Бесконктактное общение - Нарисуйте, пожалуйста, портрет среднего регионального налогоплательщика – физического лица: его возраст, уровень образования и доходов. - Возраст и образование налогоплательщиков не являются актуальными для  налоговых органов. Такого учета мы не ведем.  В упрощенной схеме интересующие нас сведения сводятся к двум моментам: есть ли у физического лица обязанность по уплате налогов, и исполняется ли эта обязанность. Что касается доходов, то на основании сведений о доходах, предоставляемых работодателями, в  2009 году средняя месячная  начисленная зарплата физического лица составила 12 400 рублей. Уточню, что в этих расчетах не учтены индивидуальные предприниматели. Значительная часть из них работает на специальных налоговых режимах и налог на доходы физических лиц не уплачивает. В августе 2010 года, по данным органов статистики,  средняя номинальная заработная плата составила в Ивановской области около 13 тысяч рублей. - С течением времени меняются формы взаимоотношений налогоплательщика с налоговиками. Сегодня они переходят в виртуальную плоскость. Что в этом плане уже сделано в нашей области? Что предстоит сделать и в какие сроки? - Налоговая служба первой из федеральных ведомств начала внедрять элементы электронного документооборота с налогоплательщиками. В  третьем квартале текущего года  в Ивановской области отчетность в электронном виде, по телекоммуникационным каналам связи, представили 55% действующих юридических лиц и 35% предпринимателей. Эти плательщики - а их почти 9 тысяч - уже сегодня имеют возможность доступа к информации о состоянии своих расчетов с бюджетом. Постоянно совершенствуются интернет-приложения на  сайте нашей службы. Работает  «личный кабинет», где можно узнать сумму задолженности по земельному, транспортному налогу, налогам  на доходы и имущество физических лиц. Тут же можно сформировать и напечатать платежное поручение для уплаты налога в банке.  С начала нынешнего года налогоплательщики нашей области сформировали  в «личном кабинете»  около 20 тысяч платежек  на сумму к уплате свыше 35 млн  рублей. Уже более 5 лет  работает  интернет-сервис «Заполнить платежное поручение». Еще одна интернет-услуга - «Обращение в УФНС (ИФНС)» - предоставляет возможность  отправить электронное сообщение в любой налоговый орган страны, в том числе и пожаловаться на обслуживание.  Недавно запущен в работу сервис «Узнай ИНН». Здесь же можно подать заявление на присвоение ИНН. Лично посетить инспекцию придется лишь для того, чтобы получить свидетельство.  Кроме того, на портале государственных услуг реализована возможность подачи заявления на государственную регистрацию юридического лица и индивидуального предпринимателя. На следующий год запланирован огромный объем работ по развитию  государственных услуг в электронном виде. «Личный кабинет» станет  точкой доступа налогоплательщиков  к полной информации, содержащейся в ресурсах налоговой службы. Основной акцент будет сделан на юридических лицах. Первую очередь этого сервиса планируется  запустить  в середине следующего года. На сегодняшний день уже узаконены понятия «электронное уведомление»,  «электронное требование»,  «электронное истребование документов», поэтому виртуальное общение с налогоплательщиками выйдет на новый, более высокий уровень. Физические лица  смогут уплачивать налоги через банковские и другие терминалы, через интернет и с использованием мобильной связи. В перспективе общение с налогоплательщиками должно стать бесконтактным. Долг и долги - Какова на сегодня ситуация по налоговым долгам? Назовите самых крупных неплательщиков. Какова общая тенденция? - На 1 октября 2010 года задолженность по налогам и сборам в бюджет и во внебюджетные фонды составляет по Ивановской области  5,2 млрд рублей. Наиболее крупные  должники: ОАО «Автоагрегат», ОАО «Спиртзавод «Петровский», МУП «Ивановское трамвайно-троллейбусное управление», МУП города Кинешмы «Объединенные котельные и тепловые сети», ОАО «Вичуга – Контракт», ОАО «Новая Ивановская мануфактура», ОАО «Заволжский химический завод им. М.В.Фрунзе», ОАО «Точприбор». Практически на всех этих предприятиях введены процедуры банкротства. Задолженность по налогам и сборам из года в год растет. Так, за 9 месяцев  она увеличилась на 87 млн руб., или на 1,7%. Но есть и положительный сдвиг: за  третий квартал уже удалось уменьшить  задолженность  на 80 млн рублей. Чтобы снизить задолженность, налоговые органы области принимают  все меры принудительного взыскания, предусмотренные законодательством. В результате  только в текущем году дополнительно в доход бюджета мобилизовано более 1,6 млрд рублей. - Всегда ли, по-вашему, банкротство предприятия является оптимальным вариантом для бюджета? - К сожалению, нет. В среднем по России в бюджет поступило только 4,3 % от задолженности по налоговым платежам, включенной в реестр требований кредиторов. Таковы итоги девяти месяцев 2010 г. На величину этого показателя влияет целый комплекс факторов. Например, сложность реализации имущества должников по оптимальным ценам, наличие неликвидного имущества в конкурсной массе, очередность погашения бюджетной задолженности в реестре требований кредиторов. Есть и немало других, достаточно острых вопросов, решение которых является исключительно прерогативой законодателя. Вместе с тем, Президентом РФ Дмитрием Медведевым поставлена задача по расширению правоприменительной практики такой процедуры банкротства, как финансовое оздоровление. В настоящее время Минэкономразвития России разрабатывает  проекты  нормативных документов, которые позволят придать процедуре финансового оздоровления более прикладной характер.  Куда бегут от налогов - Остается актуальной проблема ухода от налогов. Располагает ли УФНС конкретными данными по Ивановской области? Как решается эта проблема? Как вы относитесь к легальным схемам ухода от налогов? - Действительно, эта проблема не теряет своей актуальности. Основной способ ее решения – повышение качества  налогового  администрирования и закрытие лазеек для ухода от налогообложения путем совершенствования налогового законодательства. Так, за 2009-2010 годы налоговыми органами Ивановской области в ходе контрольной работы выявлено 14 различных схем. Доначисления по проведенным проверкам составили около 120 млн рублей. В большинстве случаев схемы достаточно  известные: использование в сделках фирм-однодневок, получение необоснованной налоговой выгоды по НДС путем заключения фиктивных сделок и т.д. Для пресечения таких фактов налоговые органы проводят систематизацию способов ухода от налогов, анализируют и обобщают практику работы с недобросовестными налогоплательщиками и, конечно, разрабатывают соответствующие меры. Понятия «легальные схемы ухода от налогов» нет. Существуют лишь различные способы уменьшения (минимизации) налогового бремени. Одни из них абсолютно законны, поскольку их сознательно предоставили законодатели, закрепив в Налоговом кодексе. Это, к примеру, налоговые вычеты, льготы. Другие связаны с пробелами и нестыковками норм закона. Они, говоря языком Остапа Бендера, являются «относительно честными». Такие «схемы», как правило, заканчиваются в Арбитражном суде. - Предприятия и организации далеко не всегда соглашаются с итогами проверок, произведенных сотрудниками налоговой службы, и обращаются в судебные инстанции. Как вы к этому относитесь? Кто чаще оказывается прав? - Действительно, судебные споры по результатам налоговых проверок нередки. Однако сегодня имеется тенденция к снижению количества  таких споров - налогоплательщики  реже обращаются в суд. Так, за 9 месяцев 2009 года с участием налогоплательщиков рассмотрено 194 дела, а за 9 месяцев 2010 года - 138 дел. В пользу налоговых органов вынесено соответственно 60% и 82% решений. Обращение налогоплательщиков в суд сегодня – обычная практика. Это, в значительной степени, объясняется несовершенством налогового законодательства.  Решение вопросов по результатам налоговых проверок в суде, по моему мнению, не лучший вариант. Поэтому мы стремимся к тому, чтобы снизить количество судебных дел, стараемся урегулировать разногласия (возражения) в досудебном порядке.  Почему живучи «серые» схемы - Одна из задач налоговых органов - борьба с «серыми» зарплатами. Почему, на ваш взгляд, так долго не удается ее решить? Что требуется сделать для «полной победы»? - «Серые» зарплаты - это способ, в том числе, уйти от налогообложения. Универсального способа борьбы с этим явлением на сегодня еще не придумали. Проблема – в недобросовестности работодателей, которые на любое воздействие, направленное на пресечение «серых зарплат», придумывают все новые схемы их выплаты. Для того, чтобы искоренить это явление, необходимо усовершенствовать законодательство, регулирующее трудовые отношения, и усилить контроль со стороны компетентных  органов. Опять же, немалую роль играет и гражданская активность работников.  Перспективы и ориентиры - Какие основные задачи предстоит решить налоговой службе в следующее десятилетие? - Наша главная  задача на все времена – стабильно обеспечивать доходы бюджета страны. Порой - в сложных экономических условиях. Чтобы успешно решать эту задачу, предстоит кардинально повысить качество налогового администрирования. В связи с этим назрела необходимость  модернизации в налоговых органах. Ее результатом должен стать  переход на автоматическую обработку информации и возможность интерактивной работы пользователей. Общая задача для всех органов власти - создание конкурентоспособной, инновационной экономики, преодоление зависимости бюджета от мировых цен на нефть. В налоговой сфере одним из приоритетных направлений станут меры по увеличению роли имущественных налогов в формировании бюджета. - Каковы дальнейшие перспективы развития региональной налоговой службы? - Налоговые органы области будут работать в русле общих стратегических задач службы. Есть, правда, одна особенность: в региональном консолидированном бюджете практически отсутствует сырьевая составляющая. Поэтому работа по повышению роли имущественных налогов будет иметь для области особое значение. Подпись под фото: Борис Курочкин считает: обращение налогоплательщиков в суд в значительной степени объясняется несовершенством налогового законодательства.
08 Ноября 2010, 14:29 +564

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...