Чтобы лен носился

В рамках Первого международного фестиваля льна в Вологде прошло заседания «круглого стола» по производству и продвижению льняной одежды

Марина Москалева  После того, как стало очевидно, что льняная подотрасль – едва ли не самая живая и перспективная в текстиле, разговоры профессионалов крутятся, в основном, вокруг того, как сподвигнуть соотечественников шире использовать льняные ткани. И если в отношении столового белья никаких сложностей нет, то с одеждой дело обстоит сложнее. Тут у производителей и потребителей немало вопросов и претензий друг к другу. Целый ряд проблем специалистам удалось обсудить в рамках «круглого стола» «Льняная одежда: проектирование, производство, продвижение, продажи», который прошел в рамках Первого международного фестиваля льна в Вологде.  Экология Одна из основных тем, которые сейчас используются для продвижения льняной одежды в целом – это ее экологичность. В кризис, когда  «сдулись» многие известные бренды, этот инструмент стал широко использоваться маркетологами для получения дополнительной прибавочной стоимости. Однако, как отметил руководитель интернет-проекта «Российские торговые марки» (Санкт-Петербург) Андрей Магарик, далеко не всегда утверждения производителей о том, что их продукция является экологически чистой, соответствуют действительности. Например, в большинстве случае отбеливание полотна проводится хлорсодержащими химикатами. О какой же экологичности полученной ткани идет речь? Многим производителям еще только предстоит подтянуть свои производства к мировым стандартам, а потребителям остается ориентироваться на то, сертифицировано ли производство. Это далеко не дешевое и не простое дело. Например, по словам заместителя председателя правительства Вологодской области Алексея Маклахова, сертификат «Oeko-Tex Standart 100» вологодской группы компаний «ЛИНУМ» подразумевает ежегодные проверки, причем 15% показателей контролируется независимыми экспертами. Производители вынуждены мириться с этими неудобствами, чтобы доказать: их продукция действительно безопасна для здоровья. Учитывая, что, по словам Андрея Магирика, 13,8% текстиля вызывает дерматиты, желание позиционировать свою продукцию как эко-текстиль вполне понятно. В рамках «круглого стола» было озвучено предложение начать разработку национальных экологических стандартов, которые позволят защитить интересы отечественных производителей и покупателей после вступления России в ВТО. Правда, учитывая, какими темпами разрабатываются эти стандарты, особых надежд на документ возлагать не стоит.  Дизайн Десятилетиями подавляющую часть льняного ассортимента в России составляли ткани для домашнего текстиля. То, что позиционировалось как одежная ткань, на поверку тоже подозрительно напоминало скатерть. И дизайнерам приходилось выживать в этих условиях, пытаясь создать из этих материалов актуальные коллекции. Отчасти это  и обусловило «прохладное» восприятие льняной одежды потребителями, которое мы наблюдаем сегодня. Сейчас налицо две тенденции: во-первых, появляются более современные и практичные льняные ткани российского производства (в том числе смесовые полотна с хлопком, вискозой, полиамидом, шерстью, лавсаном и т.д.), а во-вторых, формируется пул дизайнеров, готовых работать со льном. Впрочем, как рассказала вице-президент центра поддержки и развития индустрии моды Эллина Андросова, проблем в производстве одежды изо льна пока хватает. На выставках, которые организует центр, специалисты могут наглядно убедиться в том, что пока производители совершают немало ошибок в формировании ассортимента. И это не считая естественной проблемы сезонности (по подсчетам специалистов льняная одежда продается только 2 месяца в году). Например, многим производителям льняной одежды нечего предложить покупателям крупнее 48-го размера. А между тем это весьма лояльная ко льну и платежеспособная группа населения. Есть и такой нюанс: сминаемость льна, которая является его природным свойством, выглядит вполне адекватно в 44-м размере, но в 54-м-56-м смотрится вызывающе и неряшливо. И производителям предстоит найти какой-то компромисс. Например, использовать для части размерного ряда смесовые ткани. Также к распространенным ошибкам производителей относятся использование искусственных подкладочных тканей для натуральных пиджаков (что-то менее логичное трудно себе представить), отсутствие комплектности, игнорирование трендовых цветов. Маленькие фирмы, которые не могут позволить себе содержать грамотного конструктора, просто «передирают» модели из модных журналов, не адаптируя их к ткани.  Все это, как отметила Элина Андросова, приводит к тому, что ежегодно состав участников профильных выставок меняется примерно на 30%. Часть фирм уходит с рынка, не сумев угодить покупателю. Зато с востребованными и практичными моделями приходят производители из Латвии, Украины, Белоруссии. Кроме того, одна из проблем – полное отсутствие в ассортименте компаний, отшивающих льняную одежду, молодежного сегмента. Производители сетуют на то, что молодежь не готова носить лен, потребители – на то, что им не предлагается ничего интересного. Кстати, конкурс одного костюма, прошедший в Вологде, во многом был рассчитан на то, чтобы молодежь обратила внимание на льняные ткани. Этот конкурс заметно облегчил жизнь дизайнерам: готовить полноценную коллекцию и дорого и трудно, а один костюм – это хорошая возможность выразить свой взгляд на льняные ткани. По словам руководителя деловых программ РПЛ «Ярмарка» Веры Туговой, сейчас в России появляются молодые дизайнеры, готовые работать со льном, разрабатывать практичные и современные модели с тактичным использованием национальных традиций.  Как отметила директор по развитию марки F5 Светлана Пономарева, молодежь уже готова следовать эко-моде, хотя встреча молодых дизайнеров, выпускающих такие вещи, и потребителей происходит, в основном, на ярмарках выходного дня (самая известная из которых Sandy up market). В противовес такому направлению как fast-fashion (быстрая мода) дизайнеры, выбирающие льняные ткани, развивают течение эко-fashion. Многие из небольших производителей льняной одежды примкнули также к движению «Справедливая торговля», участники которого ратуют за то, чтобы выпускать ровно столько продукции, сколько нужно потребителям. В перспективе производителям предстоит так же решать вопрос с использованием льняных волокон вне летнего сезона. Это значительно расширит их возможности и увеличит прибыль. Собственно, успех компании «ЛИНУМ» на выставке Premier vision в Париже (где две вологодских ткани попали в тренд-зону) был связан как раз с тем, что компания выпускает смесовые полотна, которые можно использовать для пошива осенней и зимней одежды.  Продвижение Каждая из компаний, работающих со льном, так или иначе, решает вопрос продвижения собственной продукции на рынок, размещает информацию о себе в определенных изданиях. Но сейчас производители все чаще говорят о том, что этого недостаточно – необходима общая стратегия продвижения льна как такового, включающая информирование населения о новинках рынка, о тенденциях моды и потребительских свойствах льна. С этой целью президент фестиваля «Бархатные сезоны в Сочи» Людмила Иванова предложила создать общественный совет по развитию отрасли, в который должны войти промышленники, дизайнеры, представители отраслевых СМИ.    
07 Августа 2011, 13:28 +190

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...