Чтобы меньше платить за электроэнергию, нужно учиться ее экономить

При нынешней системе формирования цен снизить расходы на электроэнергию поможет не конкуренция, а энергосбережение

Елена Светлова

С января 2011 года по решению российского правительства электроэнергия поставляется всем группам потребителей (кроме населения) по свободным ценам. Казалось бы, все по плану, однако последние месяцы отмечены жесткой критикой в адрес реформы электроэнергетики, а заголовки материалов в СМИ пестрят сообщениями о ее провале.

Причина – в ценах на электроэнергию, а точнее – в их росте. Предполагалось, что возникшая на рынке конкуренция заставит генерирующие компании вкладывать деньги в модернизацию и повышение эффективности мощностей, сделает стоимость электроэнергии зависимой от реального соотношения спроса и предложения, более того, планировалось, что в условиях конкуренции электричество должно подешеветь. А в реальности – цены показывают обратную динамику.

В чем же причина роста цен? В правительстве считают, что в росте тарифов на электричество есть как объективные факторы – рост цен на топливо, так и «рукотворные» – рост доли сетевой составляющей в конечной цене в связи с переходом сетевых организаций на RAB-регулирование.

«Вызывающей» назвал ситуацию с ростом тарифов на передачу электроэнергии по распределительным сетям (установленным на 2011 год) в российских регионах президент России Дмитрий Медведев, выступая в марте на президиуме Госсовета по развитию электроэнергетики. Кроме того, президент отметил, что одной из острейших проблем отрасли остается морально и физически устаревшая инфраструктура.

Президент потребовал не допустить существенного роста цен для потребителей и поручил правительству до середины мая разработать меры по сдерживанию роста цен на электроэнергию, отметив при этом, что данные меры не должны отпугнуть инвесторов от вложения в российскую электроэнергетику.

На заявления президента правительство отреагировало сообщением о готовности сдержать рост тарифов на электроэнергию на уровне 15 процентов во всех российских регионах.

 

Кто крайний?

Рядовому потребителю, по большому счету, все равно, кто виноват в росте цен, – он недоволен самим фактом удорожания электроэнергии. А поскольку из всей цепочки ему приходится общаться именно с энергосбытовой компанией – гарантирующим поставщиком (далее - ГП), зачастую потребитель рост тарифов ассоциирует именно с ним.

Из чего складывается розничная цена на электроэнергию для промышленных потребителей? Из стоимости электроэнергии на оптовом рынке, сбытовой надбавки, тарифа на передачу электроэнергии по сетям и инфраструктурных платежей. При этом в структуре розничной цены (по данным НП ГП и ЭСК  - Некоммерческое партнерство гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний) 45,8 процента приходится на генерацию (стоимость электроэнергии (мощности) на оптовом рынке), 51,4 процента – тариф на передачу, и лишь 2,7 процента и 0,1 процента – на сбытовую надбавку ГП и инфраструктурные платежи, соответственно.

При этом если сбытовая надбавка ГП практически не изменилась, то рост тарифа на услуги по передаче энергии составил в 2011 году в среднем порядка 40 процентов (а в ряде регионов – 60?100 процентов!). Цены оптового рынка электроэнергии и мощности в среднем увеличились на 7?9 процентов. Таким образом, наибольшую долю в конечной стоимости электроэнергии составляет плата за услуги по передаче, что связано с большой изношенностью сетей в большинстве российских регионов и срочной необходимостью их модернизации. А гарантирующий поставщик менее всего заинтересован в росте цен для потребителей, поскольку для него, прежде всего, важна стопроцентная собираемость платежей.

По данным НП ГП и ЭСК, в настоящий момент прогноз среднего темпа роста конечной цены на электроэнергию на розничном рынке для потребителей (кроме населения) в 2011 году – 23 процента. По решению премьер-министра Владимира Путина для удержания темпов роста цен на электроэнергию в 2011 году на уровне не более 15 процентов до 1 мая 2011 года будут пересмотрены тарифы вынужденной генерации, целевые инвестиционные средства ГЭС и АЭС, тарифы ФСК и тарифы на передачу в регионах.

 

За счет чего конкурируем?

Уже сейчас среди энергосбытовых компаний активно развивается конкуренция за конечного потребителя. Так, если в 2009 году количество субъектов оптового рынка (покупателей, осуществляющих коммерческую деятельность либо самостоятельно работающих на оптовом рынке) составляло 202, то в 2010 году – уже 277. В 2011 году в Сводном прогнозном балансе производства и поставок электрической энергии (мощности) России появились более 400 новых точек поставки – и это результат работы коммерческих энергосбытовых компаний.

Более того, ежегодно какая?то доля «квалифицированных» потребителей самостоятельно выходит на оптовый рынок, тем самым являясь причиной роста цен для конечных потребителей на рознице и убытков (выпадающих доходов) для гарантирующих поставщиков.

Механизмы доступа потребителей на оптовый рынок методично и целенаправленно упрощаются и в настоящее время уже доведены до минимальных требований: согласования технической документации со смежными субъектами оптового рынка – необходимый с точки зрения учета потребленных энергоресурсов механизм. Однако и это, казалось бы, логичное требование в ближайшее время предполагается упразднить, что приведет к расхождению в оценке (учете) потребленных энергоресурсов и, как следствие, распределению в большей степени финансовой нагрузки на добросовестных участников рынка (гарантирующих поставщиков).

Следует отметить, что энергосбытовые компании, имеющие статус ГП, ограничены в отношении своих возможностей механизмами регулирования розничного рынка, в то время как энергосбытовые компании, осуществляющие коммерческую деятельность, не ограничены в своих возможностях по «декларации своих намерений» по снижению цен конечным потребителям. Чего на самом деле обеспечить не могут, так как механизмы, заложенные в модель оптового и розничного рынков, не имеют таковых возможностей.

В целом, появление новых участников в энергосбытовом секторе не может стать причиной снижения цен для конечного потребителя. Ведь все без исключения энергосбытовые компании не имеют возможности влиять на цену оптового рынка, так как такая возможность попросту не определена правилами рынка – все сбыты приобретают электрическую энергию по цене, сложившейся в конкретный час суток исходя из состава генерирующего оборудования. То есть ни один коммерческий сбыт не может (не имеет механизмов) снизить конечную цену для потребителей, поэтому в нынешних условиях компании, заманивающие потенциальных потребителей ценами «ниже, чем у ГП», просто пытаются ввести их в заблуждение, а конкуренция сводится к «демпингу» сбытовой надбавки, которую гарантирующий поставщик не имеет возможности определить пропорционально трудозатратам: большую часть на население, меньшую на промышленность. Таким образом, гарантирующие поставщики – механизм перекрестного субсидирования в каждом регионе, а это, в свою очередь, причина отсутствия у гарантирующих поставщиков конкурентных механизмов на рынке.

 

Снижение за счет экономии

Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что от появления новых субъектов оптового рынка, равно как и появления новых точек поставки существующих субъектов (иными словами – от появления новых участников), цена на оптовом рынке не снизится. Более того, для оставшихся на розничном рынке потребителей цена может только вырасти, так как гарантирующий поставщик будет вынужден распределять величину стоимости своих услуг на оставшихся у него на обслуживании потребителей.

Конкуренция в существующей модели рынка – это, прежде всего, конкуренция за эффективного потребителя. На данный момент единственная возможность создания конкурентных механизмов на рынке электроэнергии (мощности) является дифференциация сбытовой надбавки гарантирующих поставщиков. Иными словами, необходимо добиться того, чтобы все оплачивали свою долю стоимости услуг, которая приходится на каждую группу потребителей, как это происходит во всех отраслях экономики.

Что же делать потребителю? Свободные цены на электроэнергию вынуждают более рационально подходить к ее использованию. Самое время задуматься об актуальных вопросах энергосбережения и энергоэффективности. Собственные расходы на электроэнергию можно снизить за счет прогнозирования электропотребления, введения современных систем учета, проведения энергосберегающих мероприятий. Гарантирующие поставщики в этом вопросе встают на защиту потребителя, предлагая компаниям энергосервисные контракты (включающие энергетические обследования, модернизацию оборудования, оценку потенциала энергосбережения и прочее), призванные в конечном счете оптимизировать затраты потребителей на электроэнергию.

Однако для этого  руководители предприятий  должны стать активными участниками рынка электроэнергии: изучать законодательство, разбираться в технических и организационных новшествах. Включаться в эти процессы пора всем производителям. Ведь если ваше предприятие работает на будущее, то знания, которые вы приобретете, и мероприятия, осуществленные в целях энергосбережения, будут работать на ваш успех долгие годы.

На правах рекламы

 

19 Апреля 2011, 15:29 +192

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...