Даже там где нет ничего, что-нибудь да есть

Это сладкое слово «туризм» уже несколько лет бередит сердца чиновников и простых граждан. Потому что туризм – это то, на чем может заработать регион, не имеющий нефтяных вышек и газовых скважин, золота, алмазов и автомобильных заводов. Причем заработать может и владелец туристического комплекса, и дядя Вася, продающий копченого леща. В том-то и прелесть. В роли туристической Мекки может выступать и теплый тропический остров и глухая деревушка в глубинке России. Но тяжел туристический воз, и не сдвинуть его сразу… Как сообщил нам начальник отдела туризма Главного управления экономического развития и торговли (ГУЭРиТ) области Виктор Воробьев, Ивановскую область в год посещает с экскурсиями более 600 тысяч туристов из России и стран ближнего зарубежья, а также более 25 тысяч иностранных туристов. Выезжают за пределы области более 15 тысяч жителей. При этом обслуживанием туристов на сегодняшний день занимаются 67 турфирм, 16 из которых имеют лицензию на туроператорскую деятельность. Мы принимаем туристов из США, Австрии, Германии, Японии, Франции, Финляндии, Анголы и ряда других стран. - Наши санаторно-курортные учреждения, пансионаты и здравницы, включая детские, работают с полной нагрузкой, особенно сейчас, летом. Среди основных здравниц можно назвать «Решму» (это санаторий федерального подчинения), «Оболсуново», «Станко», «Зеленый городок», «Плес» «СТД-Плес», «Чайка». – рассказал В.Воробьев. - Детским отдыхом занимается организация «Мы и дети» - это сеть лагерей, главным из которых является лагерь «Строитель». Руководством этих учреждений проводится большая работа по ремонту номерного фонда, приобретению современного медицинского оборудования и инвентаря, созданию новых методик профилактики и лечения различных заболеваний, интересных программ для отдыха туристов. После окончания холодной войны интерес к центральной полосе России очень велик у иностранцев, да и нам самим хочется побольше узнать о себе. - Получается, что все хорошо. Но в реальности, если ориентироваться «на глазок», во Владимирской, Ярославской областях туристов куда больше. Можно ли сравнивать развитие туризма в Ивановской области и соседних областях? - Сравнивать не только можно, но и нужно. Вместе с тем надо иметь в виду, что в каждом регионе существуют свои особенности. Скажем, в советские времена в Ивановской области упор делался на текстиль и революционное прошлое нашего края. Сейчас акценты сместились, и это надо учитывать. Скажем Владимирская, Ярославская области делали ранее и делают сейчас упор на историческое прошлое, что всегда интересовало иностранцев. Там создавалась достаточная современная уровне туристская инфраструктура, чего нельзя сказать о нашей области. Бренд Владимирской области не менялся: это история средневековой Руси, Владимиро-Суздальское княжество. Содержание этого бренда не изменилось и сейчас. В Суздале как поили медовухой, так и сейчас поят, несмотря на смену политического строя. - Значит Иванову нужен бренд? - Он у нас есть! Спросите где угодно, хоть за границей, что такое Иваново и вам скажут, что «Иваново – город невест». Как бы мы к этому не относились, такой бренд существует. - Но ведь за ним ничего нет, где турист этих невест должен увидеть? - Не буду раскрывать деталей, и давать какую-то конкретную информацию, но работа в этом направлении сейчас ведется. У нас есть и другие бренды, в том числе и всемирно известные. Это, например, Палех, Холуй. Меньше известны шуйская гармонь, приволжская ювелирка. Брендов достаточно, но с ними надо работать. Вот, например, город Мышкин на Волге. Ничего интересного – маленький грязный городок. Там был создан музей мыши. И теперь все теплоходы останавливаются и народ валит этих мышей смотреть. То есть практически на голом месте возник бренд. Недавно по радио услышал, что где-то под Москвой открывают памятник огурцу. Молодцы! Чем больше объектов, которые можно показать, тем больше и интерес. Даже там, где ничего нет, что-нибудь да есть. Например, разговаривал с жителями Комсомольска, оказывается, там есть строение наподобие Пизанской башни, которое много лет стоит под углом и не рушится. - То есть, если продолжить сравнение с соседями, Владимирская область (как и Ярославская) - это цельная территория с единой историей. А Ивановская область – это набор отдельных территорий, городов, которые не объединены общей идеей… - Если начать со времен образования Владимиро-Суздальского, а затем Московского княжеств, то роль отдельных поселений нашего края была значительна. Скажем строительство городов - крепостей Шуи, Луха, Плеса, Юрьевца, Кинешмы позволяло защищать водные и сухопутные границы государства. Свой след на нашей земле оставили и царствующие особы. Это Петровские шлюзы на реке Теза в Шуе, здесь же охотничьи угодья цесаревны Елизаветы, Екатерининский Аракчеевский тракт, конезавод Ивана Грозного в Гавриловом-Посаде, но говорить о единой Ивановской земле можно с периода создания Иваново-Вознесенской Губернии в 1918 году. Что же касается вопроса что смотреть, то должен сказать, что и во Владимирской и в Ярославской и в ряде других регионов центра России посещаются отдельные объекты, а не область в полном объеме. Так что здесь мы ничуть не отличаемся, а во многом даже превосходим наших соседей. Я имею в виду, что только у нас есть Палех и Холуй, Плес, Музей ситца, музей Левитана и картинная галерея, неповторимые Асафовы острова, художественный музей и многие другие объекты. Есть две беды. Первая – это отсутствие объективной информации об области. Только сейчас ситуация начинает потихоньку меняться, а года два-три назад, когда мы ездили на тематические выставки, помещали на стендах информацию о городах области, многие москвичи говорили о том, что Плес находится под Москвой и с удивлением узнавали, что это какая-то Ивановская область. То же самое можно сказать и о других наших городах. Те, кто слышал об Ивановской области, говорили о том, что думали, будто здесь до сих пор показывают только кабинет Фрунзе и революционные музеи. Вторая беда – это отсутствие инфраструктуры. Допустим, человек хочет что-то посмотреть. Есть два пути. Первое – приехать, посмотреть и уехать. И второе – получить там же ночлег, рыбалку, питание, какие-то развлечения. Вот этого пока нет. - Вологодская область поднялась на туризме, не имея никакой особой инфраструктуры. Люди просто размещали туристов в своих домах, сначала чуть ли не от безысходности, потом все более профессионально. - Этот вид туризма называют по-разному. Агро-туризм, деревенский, экологический. Интерес к этому очень большой. Люди, живущие в мегаполисах хотят ненадолго вернуться в деревню, вспомнить свое детство, попить молока, подышать воздухом. Хотят показать детям, как жили сами, когда были маленькими. Этот вид туризма развивается по всей стране, в нашей области тоже. Но – на полулегальных основаниях. Полностью узаконить такой вид туризма сложно. Года два назад я ездил на семинар по туризму, организованный российской ассоциацией МЭР (муниципального экономического развития). Тогда туда приезжала женщина, которая занимается развитием экологического туризма в Сибири. У нее и рыбалка, и охота, и деревенский быт. Очень большой интерес иностранцев. Но она при этом говорила: «Я хожу по лезвию ножа! Не дай Бог с кем-то из клиентов что-то случится!» Бабушка всю жизнь готовит для себя еду на печи, и при этом здорова и бодра. Но если она хочет принимать у себя туристов, то ей трудно будет доказать контролирующим органам, что эта еда безопасна. Соответственно, непросто получить лицензию и т.д. Эти вопросы не могут быть решены на уровне региональной и тем паче муниципальной власти. Еще тогда, два года назад ассоциация МЭР принимала обращение к Государственной думе, к президенту РФ. С тех пор таких обращений было несколько, но результата пока нет. Деревенский или экологический туризм имеет и социальное значение. Не все же в селе пьют, не все уехали. Обеспечивая тех же туристов молоком, картошкой, грибами, люди получают занятие, доход. Постепенно к простому размещению добавляются какие-то удобства, развлечения. Например – конеферма. У нас сейчас этот вид бизнеса развивается в Южском, Пестяковском, Родниковском районах. Валентина Сысуева и сама этим заболела, и всем вокруг объяснила, что у Южи сегодня нет другого пути. Вопросов много. Например, в Южском районе организуются выезды туристов на клюкву, бруснику. Иногда это выглядит, как набег саранчи. Соответственно, что об этом думает местное население? Ничего хорошего. Со временем все войдет в цивилизованные рамки… - Есть изюминки какие-то? - Конечно! В той же Юже можно водить туристов по тропе Зверобоя, там, где снимался известный фильм. Интерес к этому большой. И такие походы уже организуются. - Возможно ли развитие зимнего туризма? - Пока это только проекты. Например, есть планы в Плесе организовать зимнюю лыжную трассу. Все-таки местность холмистая. Есть возможности по организации рыбалки. Недалеко от Юрьевца фирма «Зеленый мыс» организует зимнюю рыбалку на участке акватории Волги. По охоте наши возможности ограничены теми путевками, которые выписываются обществом охотников и рыболовов на отстрел зверя. Хотя есть база «Динамо», еще 2-3 базы. - Во что «упираетесь» в своей работе? - Можно вести речь о двух вещах: недостаточности финансирования за счет всех источников и недостаточности инициативы и предприимчивости со стороны как органов власти и управления, так и бизнес структур. Первое можно объяснить как недостатком бюджетных ассигнований, так и финансовыми затруднениями наших бизнес структур. Ведь основные туроператоры не в силах изыскать собственные денежные средства на создание современных средств размещения и новых объектов показа. Крупные же инвесторы пока робко осваивают этот рынок. Хотя есть примеры по Палеху, Плесу, Юже, Иванову. Мы работаем в этом направлении, используя и возможности областного инвестиционного законодательства. Что касается второй причины, то чувствуется какая-то инертность в решении стоящих задач, хотя можно привести целый ряд и положительных примеров. - У все на слуху пример с Плесом, куда пришел инвестор, готовый превратить город в настоящую жемчужину Волги. Как складываются отношения инвестора и власти? - Нормально складываются. Человек такие деньги вкладывает: по прошлому году инвестиции составили порядка 13 млн рублей, по этому году – порядка – 40 млн. Человек хочет, чтобы Плес стал действительно жемчужиной. Что в этом плохого? В год Плес посещает 400-800 тысяч туристов. Если их будет 1,5 млн – разве это будет хуже? Хотя вопросов много. Прежде всего, в восприятии населения, недопонимании ситуации. Часто можно услышать реплики: «Вот, отдали все капиталисту!» Сути дела это не меняет. - Плес – это крупные инвестиции. Таких инвесторов на каждый район не найти. Представим другую ситуацию: молодая семья заканчивает вуз, им предстоит искать работу, а хочется своего дела. С какими деньгами они могут придти в такой бизнес, как деревенский туризм? - С самыми крошечными. Единственное, поскольку это бизнес, нужно все тщательно просчитать – возможный интерес к вашему предложению, туристские потоки, дальнейшее развитие. То есть, если на первых порах человек предлагает просто домик в деревне, то потом он должен думать о развитии. Приход инвесторов идет постоянно, но хотелось бы иметь их побольше. Дело это достаточно прибыльное. За удовольствие люди готовы платить серьезные деньги. - Над чем сейчас работаете? - Денег на развитие туризма в бюджете немного – около 1 млн в год. Поэтому основные наши задачи – это представление области населению и турфирмам. Издаем информационную литературу, посещаем выставки, устраиваем рекламные туры для представителей туроператоров. После одного из таких туров нам говорили, что представление об Ивановской области в корне изменилось. Был и конкретный результат – в виде заключенных договоров. Очень рассчитываем и на самую надежную рекламу – на положительные отзывы тех, кто уже отдохнул в нашей области. Беседовала Марина Москалева
08 Августа 2005, 19:14 +160

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...