День, который изменит все

Основных изменений несколько. Во-первых, прекращается хождение федеральных специальных и акцизных марок старого образца. Во-вторых, начинает работать Единая государственная автоматизированная информационная система (ЕГАИС). В-третьих, ограничивается круг лиц, которые могут торговать в розницу спиртными напитками. Обо всех тонкостях нового законодательства мы беседуем с начальником отдела контроля производства и оборота алкогольной и табачной продукции ФНС России по Ивановской области Александром Орловым. - Александр Владимирович, какие изменения коснутся оптовиков? - По состоянию на 1 января 2006 года оптовики должны были увеличить уставной капитал до 10 млн рублей. Те, у кого была такая возможность, сделали это. Из двадцати оптовиков у нас на сегодняшний день осталось тринадцать. И эта цифра еще не окончательная, пока не получили лицензию две организации. Переоформить лицензии в соответствии с новыми требованиями закона они должны до 1 июля. Порядок лицензирования оптовой торговли упростился. Сейчас предоставляется только два заключения – Госпожнадзора (о соответствии помещения требованиям пожарной безопасности) и санэпиднадзора, а также устав, документы, подтверждающие уплату уставного капитала, справка налоговой о постановке на учет в налоговой инспекции. Необходимо выполнить два требования: это уставный капитал и готовность внедрить с 1 июля системы учета оборота алкогольной продукции (ЕГАИС). Все оптовики уже работают в этом направлении. ЕГАИС закрепляет монополию государства на информацию об объеме производства и оборота алкогольной продукции, весь оборот будет проходить через нее. С 1 июля продукция, которая не прошла через нее, считается в незаконном обороте и подлежит изъятию по решению суда. Что представляет собой система? На марку наносится специальный штрих-код, который содержит информацию о названии алкогольной продукции, ее виде, градусности, изготовителе, наличии сертификата соответствия, лицензии и т.д. В дальнейшем в штрих-код будет заноситься и информация о праве изготовителя на владение товарным знаком, под которым выпускается продукция. Когда производитель отгружает товар оптовикам, информация по маркам заводится в систему ЕГАИС и попадает в ФНС России на центральный сервер управления и контроля. Далее по системе электронной связи эта информация попадет на компьютер оптовика и в региональный центр управления и контроля. После этого оптовик может начинать реализацию продукции. - Таким образом, судьба каждой бутылки будет прослежена на участке производитель – оптовик. А что ждать рознице? - Пока речь о внедрении ЕГАИС в рознице не идет. Решение о введении ЕГАИС в розничной торговле должны принять местные власти. Пока такого решения нет, поскольку все понимают, что это недешево – компьютер со сканером стоит около 50 тысяч. К тому же нужны средства на обслуживание этой системы. В рознице легальность товара будет отслеживаться при помощи проверок налоговых органов. Наши сотрудники со сканерами и ноут-буками будут выходить в магазины и сравнивать бутылки, имеющиеся в продаже, с той базой данных, которая есть у нас. - Сейчас все оптовики озабочены тем, чтобы вернуть своим поставщикам продукцию со старыми марками и получить продукцию с новыми. Что привело к такой напряженности? - Прежде всего, несвоевременное решение на федеральном уровне. Сначала предполагалось, что новые марки должны будут появиться с 1 января, потом срок ввоза продукции был продлен до 1 апреля, а реализация до 1 июля. Но продать все не успели. Ведь есть дорогостоящие вина, некоторые из которых не продашь и за 1,5-2 года. Очень долго на федеральном уровне решали, как к этому вопросу подойти. Сейчас принято решение перемаркировать непроданную продукцию, вернуть ее и направить на завод-изготовитель. Сделать это по последним указаниям министерства финансов, федеральных налоговых органов нужно до 30 июня. После этого оборот продукции с этой маркой (то есть даже хранение) будет считаться незаконным. Основная задача оптовиков эту продукцию собрать и вернуть ее на завод. Оптовики этим занимаются. Но проблема в том, что для того, чтобы вернуть продукцию, нужно провести инвентаризацию. Времени остается очень мало. Не все заводы берут продукцию назад. Им сейчас выгоднее выпускать новую, чем заниматься маркировкой старой. Под вопросом и возврат акциза. По налоговому кодексу, в случае возврата продукции, у предприятия есть возможность получить назад акциз, который был в свое время заплачен. Но при этом основанием для возврата должно быть низкое качество продукции. А в данном случае речь идет не о качестве. Поэтому неизвестно, вернется ли акциз заводам, и большого желания принимать продукцию назад у производителей нет. И заставить их никто не может. Это добрая воля завода. - Чем же так плохи старые марки? - После Нового года у нас появилась серьезная информация: стали пропадать марки, фирмы, которые их получали. Произошел вброс нелегальной продукции с этими марками, на рынок. Возможно, реализовать всю продукцию со старыми марками не удалось еще и поэтому. Эта продукция, возможно, была произведена на легальных заводах, но в третью смену, из неучтенного спирта, без акциза. Был создан черный список пропавших марок, он публиковался на сайте ФНС России. Случай использования таких марок был обнаружен и у нас в одной из оптовых компаний. - Вернуть на завод можно отечественную продукцию, а если это импорт? - Относительно импорта проблема вообще пока не решена на законодательном уровне. Есть проект постановления правительства, по которому на 30 июня импортеры должны собрать у себя эту продукцию и провести у себя инвентаризацию. Потом под объем инвентаризированной продукции таможня предоставит им акцизные марки. Импортеры уже сейчас работают в этом направлении. Можно ли будет вернуть продукцию после 30 июня? Скорее всего, нет. Вопрос по импорту должна решать таможня. Если после 30 июня эта продукция будет хотя бы храниться у оптовиков – это уже нарушение. Если в ближайшее время ничего не изменится, то получается, что нужно будет принимать меры к ее уничтожению. В Москве многие распродают все с большими скидками. - Что будет, если кто-то не успеет избавиться от продукции со старой маркой до 1 июля? - Если продукция со старой маркой будет предложена к продаже – это однозначно повод для штрафов, изъятия документов и конфискации продукции. Решение по этому вопросу будет принимать суд. - Что будет происходить в сфере розничной торговли алкоголем? - Вводится ежегодная отчетность розничной торговли, которая предоставляется в органы госстатистики. До сих пор учет был приблизительным. И по статистике получалась такая ситуация: произведено и продано оптом 200 тысяч декалитров алкогольных напитков, а в рознице реализовано 300 тысяч декалитров. Кто эти 100 тысяч декалитров произвел и продал? Отсюда мнение, что до 50% алкоголя находится в нелегальном обороте. В целом в розничной торговле алкоголем ситуация аховая. Уже опубликован закон «О лицензировании и декларировании розничной продажи алкогольной продукции на территории Ивановской области», он вступает в силу с 30 июня. В соответствии с этим законом, с 1 июля запрещается торговать алкоголем всем индивидуальным предпринимателям, а юридические лица должны иметь оплаченный уставный капитал в размере не менее 150 тысяч рублей. Сейчас все юрлица должны довнести уставник и переоформить лицензии. А все предприниматели, которые захотят торговать спиртными напитками, должны учредить юридическое лицо и внести уставной капитал. Реализация алкоголя без переоформления лицензий запрещается. - Все ли смогут пройти перерегистрацию? - Пока переоформили свои лицензии не более 20% юрлиц. Что касается индивидуальных предпринимателей, перерегистрацию пройдут не все. Во-первых, не у всех есть даже имущество на 150 тысяч рублей, не говоря о возможности внести эту сумму деньгами. А во-вторых, вводится еще и декларирование алкогольной продукции. То есть, им нужно будет вести отдельный учет по продуктам питания и алкоголю, ежеквартально представлять декларацию по видам продукции: водка, ликеро-водочная продукция, вина натуральные, винные напитки, слабоалкогольная продукция. Для многих это сложно. Реально переоформят документы около половины предпринимателей. Возможно, сначала количество торгующих алкоголем уменьшится резко, а потом ситуация будет постепенно выправляться. Те, кто не пройдет перерегистрацию, смогут торговать только пивом. С 1 июля полномочия по лицензированию перейдут с уровня муниципалитета на уровень субъекта. Заниматься этим будет уполномоченный администрацией области орган. - Теоретически можно торговать под лицензией кого-то из оптовиков... - Да. Но в таком случае магазин теряет свою самостоятельность. По сути, предприниматель превращается в директора своего магазина. При этом рискует и оптовик. Чем больше точек, тем сложнее установить контроль. - Еще одной лазейкой считается открытие при магазине предприятия общепита. - Да, в этой сфере юридические лица не будут переоформлять лицензии. По федеральному закону предприятия общественного питания могут работать при уставном капитале в 10 тысяч рублей. Сложнее с предпринимателями. Торговлей алкогольными напитками с ненарушенной упаковкой они однозначно не могут заниматься. Зато могут заниматься изготовлением коктейлей на алкогольной основе. Остается открытым вопрос: могут ли ИП торговать напитками на разлив. Однозначного ответа, является ли это услугой общественного питания или торговлей, нет. Должно появиться какое-то разъяснение лицензирующего органа по розничной торговле. Иначе получится так, что частный предприниматель у себя в магазине поставит две стойки, и будет спокойно торговать алкоголем. Наладить контроль будет очень сложно. Пока разъяснения не последовало, мы эту деятельность с 1 июля будем пресекать - Какими документами должна быть подтверждена легальность продукции? - С 1 января это, во-первых, товарно-транспортная накладная в установленной форме (Т 1). Большая ошибка многих предприятий в том, что они выдают только товарную накладную - она не является документом, подтверждающим легальность. К докладной Т1 должна прилагаться справка, состоящая из двух разделов: раздел А заполняет изготовитель, а раздел Б – каждый оптовик при перепродаже. Справка отдельно оформляется на каждую партию товара. Левую часть справки б заверяет своей печатью оптовик, правую – розничное предприятие. - Каких сложностей ожидаете после 1 июля? - Самые большие опасения связаны с розницей. Здесь все зависит от того, как сработает местная администрация с переоформлением лицензий, как они сами сформируют уставной капитал и зарегистрируют его в налоговой инспекции. Важно еще, как будет поставлена борьба с суррогатами. Подключиться должны федеральные органы, милиция, Роспотребнадзор. Координирующую роль должна взять на себя администрация области. В России суррогатами травится до 40 тысяч человек в год. Оптовики, торгующие спиртосодержащей продукцией, как не пищевой (парфюмерией, косметикой, товарами бытовой химии), так и пищевой (например, БАДами), с 1 июля тоже должны иметь лицензию. Пока никто еще не представил нам документы, хотя предписания мы выдали семнадцати организациям и некоторым частным предпринимателям. Если они не пролицензируются, то смогут торговать только в розницу. Кроме того, они тоже должны внедрить ЕГАИС. Пока не ясно, будет ли необходима лицензия на торговлю продукцией в аэрозольной упаковке, кремами и т.д. Они тоже содержат спирт, но не в жидком виде, и не используются в качестве алкогольных суррогатов. С 1 января введен перечень добавок в денатурированную продукцию (которая не облагалась акцизом), которые должны делать ее действительно непригодной для употребления в пищу. За этим мы очень внимательно следим. - Будет ли больше проверок после 1 июля? - Да, проверок однозначно будет больше. Они будут проводиться по трем направлениям: в оптовой и в розничной торговле алкогольной продукцией с целью выявления предприятий, не приведших свою деятельность в соответствие с законодательством (лицензия, уставной капитал). В случае обнаружения нарушения, составляется протокол, который направляется в суд, информация о нарушении передается в администрацию области. Второе направление – это торговля спиртосодержащей продукцией, опта – с целью пресечения, а розницы – с целью выявления фактов оптовой торговли и несоблюдения правил торговли, и третье – это проверки аптечных организаций. Теперь мы подпадаем под закон о защите прав юридических лиц при осуществлении государственного контроля и надзора. Соответственно, плановые проверки будут проходить раз в два года. Внеплановые – в случае получения информации о нарушениях. - За что предусмотрены самые большие штрафы? - За продажу алкогольной продукции, несоответствующей требованиям стандарта по качеству, безопасности, маркировку, упаковку, внешнему виду, наличию посторонних включений. Здесь штрафы очень большие – от 500 до 1000 МРОТ, с конфискацией товара. Предусмотрена и уголовная ответственность. А самые частые штрафы – за нарушение правил торговли, которые можно найти в любом магазине. Еще одно распространенное нарушение – это отсутствие необходимых документов. Сейчас, я думаю, в этом будет больше порядка, оптовики сами должны навести порядок в документообороте. Тогда можно будет проследить всю судьбу бутылки. - Сейчас, наверное, всем трудно разобраться в том, что происходит. Будете ли заниматься обучением? - Да, мы уже собирали налоговых инспекторов, с ноября прошлого года провели порядка семи-восьми семинаров для производителей и оптовиков, участвовали и в семинарах для розницы, которые организовывали оптовики. Представители оптовой торговли еще как-то разбираются в ситуации, а розница – это темный лес. Будем продолжать работу. Беседовала Марина Москалева
28 Июня 2006, 14:40 +147

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...