Дети и деньги

Расскажите детям о бюджете - Мам, купи!!!.. - Я сколько раз тебе говорила – нет, и все! Подобный разговор между ребенком и матерью психологи называют «классическим», в нем же кроется и самая распространенная ошибка родителей. Как правило, ни папа, ни мама не объясняют, по какой причине они говорят ребенку «нет». Часто родители даже не задумываются о том, стоит ли рассказывать детям долгую и непонятную историю семейного бюджета. В свою очередь, дети относятся к покупкам игрушек, сладостей и прочих детских удовольствий как к данности. Но момент, когда желания детей не совпадают с возможностями родителей, все же наступает практически в каждой семье. Значит, пришло время для разговора о семейных финансах, уверены психологи. «Родители должны сами определить, когда лучше начать разговор о деньгах. В идеале, чем раньше они поднимут тему семейного бюджета, тем проще им будет в дальнейшем говорить с детьми на «трудные» темы, - советуют детский психолог Светлана Боровкова. - Ребенок не должен воспитываться, как тепличное растение. Он тоже член семьи, поэтому родителям не стоит отгораживаться от детей при решении или обсуждении семейных проблем. Предстоящую крупную покупку лучше обсудить вместе. Пусть ребенок выскажет свое мнение». Игры «в деньги» Разговоры о семейной арифметике психологи советуют вести даже с 3-4-летним малышом – именно в этом возрасте ребенок начинает формироваться как личность. Углубляться в экономические дебри, понятно, не стоит. Трехлетний ребенок просто не поймет таких понятий, как «дефицит», «инфляция» и пр. «Дошкольники познают жизнь и ее законы в играх, поэтому наилучшим способом познакомить ребенка с «семейной арифметикой» остаются игры», - объясняют психологи. Начинать игры «в деньги» можно с простейшего. Вспомните свое детство: вы наверняка играли «в домики», «магазинчики», где что-то покупалось, дарилось и обменивалось. По такому пути чаще всего и идут родители. Галина, когда дочери было четыре года, поняла, что без серьезного углубления в практику и арифметику семейной жизни не обойтись. «Начинали, естественно, с игры, собирая мозаики из монеток. Попутно выясняли, для чего нужны монеты, какого они бывают достоинства, откуда берутся у мамы в кармане, почему иногда их бывает много, а иногда мало», - рассказывает Галина. - Постепенно, между первым и вторым классом, мы выяснили, что есть обязательные расходы - на завтраки, учебу, проезд и есть необязательные, но очень желательные - на мороженое, карусель, кино. Несколько раз вместе сели и посчитали, сколько денег получили, сколько из них нужно отдать за квартиру, потратить на проездной, еду, одежду. И сколько остается на нечаянные радости. Дочка получила общее представление о структуре бюджета, и теперь, как правило, не возникает проблем, когда ей говорят: "Извини, в ближайшие полгода мы не сможем купить тебе роликовые коньки, нужно подождать". Правда, до роликов она мечтала о телефоне. Мы так договорились: в этом месяце откладываем тысячу рублей тебе на телефон, но не покупаем йогуртов, и если все получится, в следующем месяце купим тебе то, что ты хочешь. Надо сказать, что особых усилий по "режиму экономии" прикладывать не пришлось, дочке так хотелось получить настоящий мобильник, что за месяц всего пару-тройку раз пришлось напомнить: или сейчас тебе покупаем вот это и откладываем покупку телефона, или ждем-с. Подобная практика успешно продолжается до сих пор». Кстати, в играх в «роли» денег может выступить все, что угодно – фишки, разрисованные картонки, альбомные листы, фантики от конфет, вкладыши. «Деньгами» могут быть конфеты и шоколадки, карандаши и фломастеры – главное, чтобы ребенку было понятно, что можно «купить» на две конфеты или одну шоколадку. На примере игры можно ребенку объяснить самое важное – почему денег может не хватать, что такое «экономить», что такое «дорого» и «дешево», сколько нужно денег, чтобы достойно жить, откуда берутся те или иные цены. Пример - заразителен Есть и другие способы вовлечь ребенка в финансовые вопросы семьи. С детьми лет шести-семи можно смело вместе ходить по магазинам, делать покупки, рассуждать, как отразится на семейном бюджете то или иное приобретение. Сам того не замечая, объясняет С. Боровкова, ребенок во время таких «прогулок» будет приобретать бесценный опыт в «правилах общения» с деньгами. Такой опыт, например, пошел на пользу семилетней Насте. «Раньше походы в магазин вместе с дочкой всегда были для нас с женой чуть ли не семейной драмой. Магазин уже стал ассоциироваться со слезами, истериками и бесконечными ссорами. Надо было что-то менять. На очередном семейном совете было решено передать обязанность покупать продукты семилетней Насте. Почти каждый день она, возвращаясь из школы, должна была самостоятельно покупать хлеб и молоко. Сначала Настя возвращалась без сдачи или без молока, но уже через месяц «уроки» пошли на пользу. Слез и капризов в магазинах больше мы не видели, напротив, заходя в магазин, Настя давала нам советы, где и что можно купить подешевле», - делится своим рецептом воспитания папа Анастасии. Кроме того, можно обсудить с ребенком, какие расходы семья могла бы сократить: например, умерить свои запросы в еде или развлечениях, отказаться от путешествий, не покупать понравившиеся вещи сразу, а дождаться распродажи. На ошибках учатся Аналогичную практику прошла и Соня. Однако у нее без курьезов не обошлось: «Первый раз девочка отправилась в магазин самостоятельно, когда ей было 7лет, - рассказывает сонина мама - Перед выходом Соне дали список покупок - батон, сахарный песок и спички. Дочь вернулась из магазина с зажигалкой и йогуртом. Отношения выясняли на повышенных тонах. Чадо получило сполна и за неполный ассортимент, и за излишние траты (ей продали самую дорогую зажигалку, которая была в магазине), и за то, что ходила долго (нельзя же заставлять так волноваться). Остыв, попытались извлечь уроки из полученного опыта. Да, у дочери был список нужных продуктов, она знала, в каком отделе что искать, но не знала, что делать, если каких-то продуктов не будет. Плохо и то, что заранее не была оговорена какая-то небольшая сумма, которую можно было бы потратить на сладости или что-нибудь подобное - все-таки небольшая "премия" за самостоятельность и ответственность, особенно в начале, должна иметь право на существование. Через месяц Соня изучила ассортимент всех близлежащих магазинов. Особенно забавно было слушать, когда она приходила и начинала сравнивать цены: "Это же надо, здесь сахар на целый рубль дороже». Давая детям свободу распоряжаться деньгами, специалисты рекомендуют родителям не оберегать их от всех возможных промахов и помнить простое правило: на ошибках учатся. Держи карман шире Должен ли ребенок иметь карманные деньги? На этот вопрос родители отвечают по-разному. Одни уверены, что их чадо в собственных деньгах не нуждается, поэтому о карманных расходах речь в семье не ведется вообще. Главный аргумент родителей: а вдруг деньги будут потрачены на какую-нибудь ерунду вроде газировки и жевательной резинки или – не дай бог – пиво, сигареты и т.д.? Анна, мама 5-летней Алены, уверена: когда дочка пойдет в школу, ей придется так или иначе давать деньги – на завтраки и на проезд. Однако против личных карманных денег Анна настроена категорично: «Если моей дочери что-то понадобится, пусть она попросит меня купить, например, заколку или пирожное. Я уверена, что так безопаснее для моего ребенка». Другие родители рассуждают иначе: ребенок – формирующаяся личность, деньги выступают как фактор, развивающий маленького человека. «Сейчас Соня, которой уже 10 лет, получает на карманные расходы около 100 рублей в неделю, тратит их по желанию, но под строгую отчетность. Самые большие суммы, которые доверялись ей для "инкассации" либо в общеобразовательную школу, либо в художественную - в пределах полутора тысяч рублей», - говорит Галина. Психологи уверены, что карманные деньги у ребенка быть должны, но и контроль над тем, как они тратятся – тоже. «Доверяйте своему ребенку, пусть его первые траты вас не пугают. Даже если в первый раз на свои карманные деньги ребенок купил сигареты, лучше объяснить, почему не стоит их покупать в следующий раз, чем совсем лишать собственных средств. Лучше мягко и ненавязчиво проконтролировать траты ребенка, чем не давать денег вообще», - говорит психолог С. Боровкова. Детские «зарплаты» Еще одна задача, которая стоит перед родителями: стоит ли ребенку давать деньги за успехи в школе или за работу по дому. Здесь психологи советуют провести очень четкую грань: не стоит вознаграждать ребенка за обычную домашнюю работу, лучше - за более сложные и хорошо выполненные задания. Можно оставить ребенку сдачу после удачных походов в магазин. Первые домашние «зарплаты», как правило, стимулируют ребенка к самостоятельному зарабатыванию денег. Так было и с Соней. Опыт заработка был получен благодаря дедушке - вместе собирали ягоды в лесу, вместе их продавали. Некоторые дети предпочитают не сразу тратить заработанное, а копить на более ценные приобретения. «Накопительство тоже может быть интересным, - рассказывает Сергей, папа 11-летнего Миши. - В апреле сын захотел ролики. Однако по семейным доходам получалось, что мы могли купить их только к лету. Тогда было оговорено: 70% суммы вложим мы – родители, остальное придется накопить или заработать Мише. Надо сказать, сын сразу понял, что приобретение зависит и от него. И как только начались летние каникулы, сын с большим удовольствием отправился в летний трудовой лагерь. Уже к середине июля у него были ролики и желание зарабатывать больше». И финансисты, и психологи сходятся во мнении – ребенку нужно и можно доверять, в том числе и деньги. Детям можно поручать оплату части собственных финансовых потребностей. Если подросток уже зарабатывает какие-то деньги, он может, к примеру, оплачивать свой завтрак или обед в школе или даже счет за пользование мобильной связью. Так ребенок может получить бесценный опыт управления регулярными денежными расходами. Какие именно расходы поручить вашему чаду, зависит от его возраста и уровня развития, а также возможностей семейного бюджета. Татьяна Белова Комментарий специалиста КБ «Иваново» Елены Потягаловой: - Убеждена, что ребенок должен вовлекаться родителями в обсуждение семейного бюджета: он тоже член семьи, пусть участвует, учится. Чем больше он будет знать о возможностях семьи, тем легче будет родителям говорить с ним «на одном языке». Конечно, обязательно стоит учитывать возраст ребенка, но чем раньше у него будут сформированы основные финансовые понятия, тем лучше. Что касается карманных денег, то они у ребенка должны быть. Неважно, какая именно сумма у него будет. Даже с десятью собственными рублями ребенок будет чувствовать себя гораздо увереннее. А еще лучше, чтобы эти деньги были заработаны им самим – дома за мытье посуды, в трудовом лагере или за хорошую учебу. Ведь обучение в школе – по сути дела, это та же работа. Почему бы за хорошо сделанную работу (например, за четверть, законченную на «четыре» и «пять») не заплатить?
24 Октября 2005, 15:04 +101

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...