Дизель – двигатель инфляции?

Рост цен на топливо, начавшийся в конце 2010 года, продолжится в 2011-м

Владислав Волотко

vvv@chastnik.ru

В конце 2010 года предприниматели Ивановской области получили весьма неприятный подарок – скачкообразный рост цен на дизельное топливо. Рост продолжился в январе 2011 года и, по мнению экспертов, в ближайшее время не прекратится. Следом потянутся цены на все товары и услуги.

В ноябре 2010 года дизельное топливо выросло в цене столь стремительно, что в ивановское УФАС сразу же полетели жалобы от граждан и общественных организаций. В числе прочего у антимонопольщиков требовали проверить, нет ли картельного сговора между продавцами нефтепродуктов.

Уже 14 января УФАС возбудила в отношении ОАО «Сибнефть-Ярославнефтепродукт», контролирующей более 50% регионального рынка дизельного топлива, дело о нарушении антимонопольного законодательства. Компанию, правда, пока что подозревают не в картельном сговоре, а в нарушении части 1 статьи 10 135-ФЗ «О защите конкуренции» (злоупотребление доминирующим положением). В УФАС подозревают, что ОАО «Сибнефть-Ярославнефтепродукт» установило экономически необоснованную цену на дизельное топливо.

УФАС пришло к выводу, что рост цен начался именно в оптовом звене ОАО «Сибнефть-Ярославнефтепродукт». Стоимость топлива пошла вверх с 17 октября и к Новому году выросла на  30,86%. При этом розничные цены на заправках компании подскочили на 47,59%. С наступлением 2011 года рост не прекратился. Если 26 декабря 2010 года стоимость литра ДТ у ОАО «Сибнефть-Ярославнефтепродукт» составляла 24,5 рубля, то 9 января 2011 года – уже 25,4 рубля за литр. В среднем по области в ноябре-декабре ДТ подорожало приблизительно на 25%. В итоге сложилась парадоксальная ситуация: стоимость дизельного топлива превысила стоимость бензина марки АИ-95, продающегося по 25 рублей за литр.

Генеральный директор ООО «Петролеум» Евгений Давыдов соглашается с мнением, что цена ДТ, которое имеет низкую по сравнению с бензином себестоимость, чрезмерно завышена. Вместе с тем, он обращает внимание на то, что завышаются они не только в «Сибнефть-Ярославнефтепродукт», но и в остальных нефтяных вертикально-интегрированных компаниях (ВИНК) страны. Кроме того, он подчеркивает, что объективные предпосылки для роста цен тоже существуют. «Во-первых, - говорит он, - наши перерабатывающие заводы переходят со стандарта Евро-3 на Евро-4. Это привело к некоторому снижению объемов производства. Во-вторых, с Нового года увеличились акцизы на нефтепродукты, и ВИНКи в конце года стремились вывезти за рубеж как можно больше продукции до увеличения акцизов, поскольку их рост привел к снижению маржи. В-третьих, в Европе неожиданно выдалась чрезвычайно холодная зима, и поскольку там много котельных, работающих на мазуте, его потребление резко выросло. Кроме того, из-за морозов вырос спрос именно на наше топливо, которое более устойчиво к холоду». «В Европе используют топливо стандарта Евро-5, - поясняет технический директор ООО «Макойл» Александр Климов. – Температура его помутнения – минус 5 градусов, температура фильтруемости – минус 12 градусов. То есть при морозе более 12 градусов это топливо превращается в ледышку». Климов рассказывает, что с 5 ноября цены на ДТ поползли вверх, а к 20 ноября в стране возник дефицит зимнего дизельного топлива. «Независимым продавцам его просто не отпускали, - говорит Климов. – Мы сами, например, в последнее время распродавали те запасы, которые нам удалось сделать раньше. Вот сейчас наш поставщик сообщил, что зимнее дизельное топливо есть, но будет ли оно завтра – никто не знает».

Участники рынка с пессимизмом смотрят в ближайшее будущее. По их мнению, все указывает на то, что рост цен продолжится дальше. Александр Климов считает, что ДТ будет дорожать до весны. Евгений Давыдов уверен, что цена на дизельное топливо будет расти, потому что ВИНКи будут стремиться компенсировать свои потери из-за роста акцизов. Помешать этому может только государство руками ФАС. Однако опыт последнего десятилетия наглядно показывает, что нефтяные компании повышают цены, не очень-то оглядываясь на ФАС. Антимонопольщики время от времени возбуждают дела и даже накладывают на ВИНКи штрафы, однако топливо все равно регулярно дорожает. В тех же случаях, когда рост цен обусловлен макроэкономическими факторами, ФАС при всем желании ничего не может изменить, поскольку стоимость нефтепродуктов неразрывно связана с ценовой конъюнктурой мирового нефтяного рынка.

 

 

Перевозчикам не хватает на топливо

Увеличение цен на ДТ чревато проблемами для тех, кто его использует. Происходящее уже очень сильно ударило по автоперевозчикам, которые используют в качестве топлива преимущественно ДТ и сжиженный газ. В свое время перевозчики специально переоборудовали автомобили, поскольку эти виды топлива были ощутимо дешевле бензина. Однако теперь экономить не получается, поскольку цены и на ДТ, и на газ взлетели практически синхронно. В ООО «Иваново СГ-Сервис» подтвердили, что минувшей осенью на внутреннем рынке действительно наблюдался дефицит сжиженного газа. Вследствие этого порою возникали перебои с его поставкой, а цена росла. «В последние 3 месяца мои расходы на газ выросли приблизительно на 30-35%, - рассказывает ивановский предприниматель Юлия Галстян. – Теперь только на одном маршруте я дополнительно теряю по 90 тыс. рублей в месяц. А если добавить к этому возросшую стоимость запчастей и прочие расходы, то потери достигнут уже 110 тыс. Перевозчики дошли до предела своих возможностей: уже в конце 2010 года мы работали практически без прибыли, и я думаю, что когда подсчитаю результаты декабря, выяснится, что я оказалась в убытке. Работники заправочных станций, кстати, говорят, что в ближайшее время стоимость литра сжиженного газа достигнет 16-17 рублей (сейчас он стоит 14-14,5)». В ООО «Иваново СГ-Сервис» соглашаются, что цены ближайшем времени действительно могут вырасти.

Бизнесмены, осуществляющие междугородние перевозки, в один голос утверждают, что у них сложилась аналогичная ситуация. «Проблема в том, что нам нельзя устанавливать тарифы выше тех, которые определены решением РСТ, - объясняет генеральный директор ООО «Люксавтотранс» Гела Джишкариани. – Между тем, предельно допустимые тарифы у нас очень низкие: на междугородних перевозках – 1,6 рубля на одного пассажира за километр. Для сравнения: в Нижнем Новгороде тариф составляет 2,2 рубля, во Владимирской области – 1,9 рубля, В Ярославской – около 2 рублей. У нас же размер тарифов установлен на уровне 1,6 рубля еще 3 или 4 года назад, и с тех пор не пересматривался». Джишкариани уверяет, что из-за роста цен на дизельное топливо, расходы на которое составляют 50% в себестоимости билета, работает без прибыли. Единственный способ сохранить бизнес – увеличить тариф. Гела Джишкариани рассказал, что совместно с другими автоперевозчиками готовит обращение в РСТ с просьбой увеличить предельно допустимые тарифы.

Аналогичное письмо готовят и предприниматели, занимающиеся пассажирскими перевозками в Иванове. Впрочем, они даже не надеются, что РСТ согласится установить тот тариф, который сами перевозчики считают обоснованным. «Учитывая социальные аспекты, я думаю, что повышать стоимость проезда можно не более чем на 20%, - говорит Юлия Галстян. – Однако если отталкиваться от экономических реалий, то придется признать, что даже 20-процентное повышение позволит нам выйти лишь на цены позавчерашнего дня. С экономической точки зрения сегодня нужно было бы повышать оплату уже на 50%. Посмотрите, на чем мы ездим: по большей части это старые автомобили, которые уже надо списывать. Однако на обновление автопарка необходимы огромные деньги, которых просто нет». Галстян полагает, что если цены на газ и дизельное топливо будут расти и дальше, то перевозчикам станет выгоднее вернуться к использованию в качестве топлива бензина. Это не даст снижения расходов, но, может быть, позволит избежать их увеличения.

Евгений Давыдов, однако, ожидает, что цены на бензин потянуться вслед за ценами на ДТ, в связи с чем экономия окажется под большим вопросом.

 

Все еще впереди?

Разумеется, увеличение цены топлива приведет к рост себестоимости буквально любых товаров, поскольку и производители, и продавцы несут, в числе прочего, транспортные расходы. В сети магазинов «Риат-маркет» рассказали, что рост цен на топливо уже привел к тому, что ряд производителей продуктов питания повысили отпускные цены с Нового года. Часть поставщиков в пояснительных письмах прямо ссылаются на рост стоимости топлива. Что касается издержек предприятий розничной торговли, то здесь достаточно сложно указать, как увеличатся отпускные цены из-за удорожания топлива, поскольку транспортная составляющая в стоимости разных товарах разная. Например, начальник отдела логистики сети «Риат-маркет» Сергей Смирнов говорит, что у них доля логистики в общей структуре затрат незначительна – всего 3-5%. В связи с этим увеличивать цены из-за роста транспортных расходов в этой сети не планируют – рост расходов будет компенсироваться за счет сокращения издержек и поиска поставщиков, готовых предложить более низкие цены. В других продуктовых сетях тоже не обещают сколько-нибудь существенного роста цен. Если они и вырастут, то столь незначительно, что покупатели этого, скорее всего, не заметят.

Генеральный директор сети магазинов «Кенгуру» Максим Тверской предполагает, что непосредственно из-за произошедшего роста стоимости топлива цены в его магазинах вырастут приблизительно на 2,5%. Впрочем, он обращает внимание на то, что к этому добавятся последствия роста нагрузки на фонд заработной платы (увеличение страховых отчислений с 1 января 2011 года), и в итоге общее увеличение цен составит 5%. Кроме того, все это будет способствовать раскручиванию инфляционной спирали, что спровоцирует последующий рост цен в течение года.

Рост цен на зимнее топливо должен, по логике вещей, завершиться к весне, однако есть вероятность, что после этого вверх пойдет цена летнего топлива. Во-первых, в весенний период его стоимость, как и в случае с бензином, может подтянуться к стоимости зимнего. Во-вторых, на стоимость топлива может повлиять одна из недавних законодательных новаций. Дело в том, что еще с весны Минтранс настаивает на принятии поправок в статьи 357-363 части II Налогового кодекса РФ. Предлагается не взимать транспортный налог напрямую с владельцев зарегистрированных транспортных средств, а закладывать его в стоимость топлива. Если законопроект все-таки будет принят, акцизы вновь увеличатся, и цена топлива сразу же вырастет. В этом случае в числе прочего стоит ждать роста стоимости сельхозпродукции, поскольку на дизельном топливе работает сельхозтехника. Кроме того, областному правительству может понадобиться изыскивать дополнительные средства на компенсацию сельхозпроизводителям расходов на закупку горюче-смазочных материалов. Дополнительные средства на топливо могут потребоваться и муниципальным коммунальным службам, которые занимаются уборкой и благоустройством города. Не исключено, впрочем, что даже произошедшего в последние 2 месяца роста цен окажется достаточно для правки бюджетов.

Фото: Дизель
20 Января 2011, 09:18 +146

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...