Дмитрий Потапенко: «У нас в бизнес приходят, только чтобы намыть на дом и тачку»

Если у вас нет потребности облизывать клиента – пошли вон из бизнеса, заявляет известный бизнесмен  на своем мастер-классе в Иванове

В Иванове 21 июня провел однодневный мастер-класс «Стратегия развития компании: уходим в отрыв!» российский бизнесмен Дмитрий Потапенко. Организатором этого делового мероприятия выступили ивановское «Агентство свежих решений» в партнерстве с юридическим бюро «Константа». Дмитрий Потапенко в полной мере подтвердил репутацию весьма колоритного персонажа, не лезущего за резким словом в карман и не сдерживающего себя в оценках современной бизнес-действительности. Причем в оригинале заявления Потапенко звучали на порядок жестче, чем может позволить себе газетная печать, и бизнесмен не раз был вынужден извиняться за свой французский.  Роман Фонинский (текст) Мария Сибирякова (фото) - Побывав в Иваново в 2007 году, в интервью нашей газете вы сказали: «Если вы придерживаетесь правильных базовых принципов, то ваш успех неизбежен». Думается, с этим не согласились бы сотни местных предпринимателей, учитывая увеличение страховых взносов, дорогие заемные средства, административные барьеры etc …  - А что, страховые взносы увеличили лишь для кого-то одного? И разве ваша ситуация отличается от ситуации, скажем, «Пятерочки», «Ашана» или «Техносилы»?  Все предприниматели находятся приблизительно в равных условиях. Да, безусловно,  есть административный ресурс. Но, как правило, это касается такого крупного бизнеса, где можно зарабатывать, ничего не делая,  не имея никакой предпринимательской жилки. Но если вы зарабатываете своей головой, то будьте добры играть по правилам, действующим для всех здесь и сейчас. Среду вокруг себя изменить нельзя: плетью обуха не перешибешь.   - Как вы относитесь к разговорам о необходимости защиты прав предпринимателей?  -  Об этом любят говорить в таких организациях как, например, Деловая Россия или ОПОРА РОССИИ.  Я знаю этих людей и эти организации: они живут в какой-то своей парадигме. Насколько такая защита им удается? Ну, скажем прямо: они не в фаворе. На мой взгляд, власть к ним относится и будет всегда относиться, как к имитации. И это не их вина, а их беда. Вообще же в вопросе о необходимости защиты бизнеса я исхожу из следующего: предприниматель - это частный случай гражданина. И если мы научимся защищать гражданина, то предпринимателя уж точно защитим. - 6 лет назад вы поставили диагноз региональном ритейлу, заявив: «В России сетей нет. И настоящей конкуренции не будет еще лет 20…». Сегодня это мнение по-прежнему актуально? - Конкуренция по-прежнему слабая, хотя сети стали сильнее. При этом мелкий частник проигрывает крупняку не потому, что крупняк такой мощный, а потому, что частник - идиот. Возьмем, например, мелкую розницу: это просто шизофрения, когда в 50 квадратных метров пытаются впихнуть ассортимент из 8 тысяч наименований. Понятно, что ценой такой частник выиграть не может, потому что ему не даст это сделать поставщик. Качеством обслуживания не обойдет, потому что сам хозяин не обслуживает клиентов, а постоянно сидит в подсобке, а временем обслуживания – потому что 24 часа в сутки мы работать не хотим, а если и работаем, то лишь постольку-поскольку. Кстати, за границей ни одному бюргеру так вести дело в голову не приходит. Мелкий частник должен уметь делать мясные лавки, винные лавки, сырные и т.д.… То есть сегментироваться. Это очень перспективно, но этого у нас не понимают. Поэтому когда в регионе начинает подниматься очередной «Ашан», все, на что способны местные бизнесмены, это по старой азиатской привычке идти к губернатору и плакаться, что опять «понаехали москали и всех разорили». Нет ни одного города, куда бы я не приехал и где бы предприниматели не призывали обтянуть все колючей проволокой, возвести стены на границе… - Как вы относитесь к жалобам бизнеса (в том числе и сетевого) на нехватку качественного персонала? Именно с этим часто связывают многие неудачи… - Это мерзейшая азиатчина.  К сожалению, у нас владельцы бизнеса просто не хотят и не любят работать, они ведут себя, как раскормленные баи, дорвавшиеся до бабла. Мол, я создал компанию, дорос до генерального директора… И вместо сотрудников норовят набрать «семью», команду, окружают себя, как они любят говорить, соратниками, которые бы их холили и лелеяли. Нет, сотрудники – это лишь механизмы для производства денег, они могут (но не обязаны) тебя уважать лишь за то, какой ты профессионал, а не за то, что ты когда-то создал эту фирму. И поэтому такие предприниматели разоряются, когда к ним в город приходит какая-нибудь маленькая сеть. На самом деле у них до этого момента и не было настоящего бизнеса: они просто тут 20 лет сидели в отсутствии конкуренции и жировали, обувая соседей. Ведь у нас  в бизнес часто приходят только для того, чтобы намыть на дом и тачку. А после этого я, как клиент, таким бизнесменам становлюсь неинтересен. Если у вас нет потребности облизывать клиента – пошли вон из бизнеса! - Вас называют «хирургом сетевого ритейла». Но могли бы вы в нынешней экономической ситуации в России создать успешный бизнес, который не перепродает, а что-то производит? - На самом деле технически у меня есть и производства – мы делаем замороженные смеси и ковролин. Но проблема в том, что в России в принципе ничего не производится. А все разговоры об экономической безопасности – это просто болтология.  Скажем, если мы коров завозим из-за рубежа и осеменяет их канадский бык, то еще вопрос, чье в итоге у нас молоко? И если наши трактористы пашут на купленных за границей тракторах и посевной материал у них тоже буржуйский, то чье это сельское хозяйство? А теперь посмотрите на экран моего ноутбука: чтобы отключить нас от общей матрицы, Биллу Гейтсу нужно только пальцами щелкнуть… Мы интегрированы и зависимы полностью. - В таком случае как быть с ивановским текстилем? - В большой степени это тоже миф, насколько я мог видеть текстильное оборудование. Но главная проблема текстиля - не контрафакт: это все тоже болтовня. Мы просто не хотим работать. Для сравнения: китайская швея работает  по 14-16 часов в сутки и получает что-то в районе 250 долларов. Вот с кого нам надо брать пример, а не рассуждать об инновациях. Я вас умоляю!.. Чтобы догнать Индию и Китай на этом пути, нам теперь нужны десятилетия! Вот на что должны были расходоваться наши нефтедоллары, а не на Сочи или чемпионат мира. Деньги просаживаются в понты… - В СМИ упорно пишут о том, что привычная нам розница доживает последние дни, и смертный приговор ей подпишет онлайн-торговля. Вы  с этим согласны? - Онлайн-торговля  сама по себе не существует. Это, по сути, то же самое, что «желтые страницы», лежащие на телеграфе, просто средство коммуникации. И если ты сделал замечательный сайт, но твои курьеры хреново ходят ножками, то нечего заливать про интернет-торговлю. Это те же яйца, что и розница, но только в профиль. - Не возникает ли иногда соблазна продать бизнес и спокойно жить, размышляя, так сказать, о вечном?  - Вы меня добили этим вопросом. Это же все не для этого делается. Хочется движухи, важен процесс. А деньги – это как шариковая ручка, только средство, инструмент. Вот у меня сейчас в кармане денег - меньше тысячи рублей. И  это нормально.  Для справки: Дмитрий Потапенко – известный российский предприниматель. Управлял такими проектами, как «Пятерочка», «Карусель», ГК «Логос», «Сходня-мебель», Grundig GmbH. Основатель и управляющий партнер Management Development Group Inc., европейской компании операционного управления. В управлении — 12 розничных, четыре ресторанные сети, строительная компания, дизайнерское бюро и другие компании. Ведет бизнес в шести федеральных округах РФ, а также в Чехии, Болгарии и Бельгии. Консолидированный оборот компании в 2012 году – $312 млн. Организовал проект поддержки малого предпринимателя «Реинкарнация бизнеса». Ведет авторские программы на Finam FM, Сити FM, радио «Комсомольская Правда», ТВ «Успех» и др., колумнист сетевых изданий Retail.ru, Slon.ru, журнала «Секрет Фирмы» и др.  
26 Июня 2013, 09:03 +1269

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...