До процветания осталось 20 лет

Текстильная промышленность в России на грани выживания, но шансы есть

 Марина Москалева Разговоры о развитии текстильной и легкой промышленности в свете известных событий (а в частности, продолжающегося подорожания хлопка) кажутся несколько несвоевременными. Поскольку перспективы отрасли, за исключением неминуемых зимне-весенних остановов, весьма туманны. Неслучайно заседание «круглого стола» «Легкая промышленность в России: стратегия и потенциал» рамках выставки «Покупайте российское» в Москве получилось достаточно коротким.  Единственно живой После исторического заседания Госсовета по поддержке текстильной и легкой промышленности в Иванове в 2008 году были сформированы пилотные проекты текстильных кластеров в Вологде, Иванове, Ярославле, Костроме и Волгограде. Прошло больше двух лет. Как отметил на заседании «круглого стола» заместитель департамента лесной и легкой промышленности Минпромторга РФ Олег Кащеев, полноценно работает сегодня только кластер в Вологде. Там сформирована производственная цепочка – от сельхозпроизводителей до отделки (об этом в интервью начальника управления мониторинга в промышленности, заместителя начальника департамента инвестиционной политики Вологодской области Алексея Маклакова). Единственное пожелание, высказанное оптовиками вологодским производителям – перенести выставку «Русский лен» из Вологды в Москву и сменить ее формат на более модный (без комбайнов и семян). «Я сам в год перерабатываю 100 тысяч километров вашей ткани, - отметил директор компании «Жан и Параскева» Андрей Журкин. – И могу сказать, что оптовикам трудно ездить к вам. Чтобы продавать изделия с премиальной наценкой (а все, что делается в России, по-другому продавать нельзя), нужно продвигать свой товар». Олег Кащеев к идее переноса выставки отнесся скептически, подчеркнув, что региональные выставки – прекрасное дополнение к федеральным проектам. Тем более, что вологодцы делают все возможное для привлечения баеров и даже запустили самолетный чартер. А вот выделить отдельный павильон для льняной промышленности в рамках одной из существующих выставок вполне возможно. Кстати, Кащеев сообщил, что на следующий год, возможно, расширится пакет мер по поддержке производителей текстиля. Минпромторг РФ предлагает компенсировать затраты на выставочно-ярмарочную деятельность и рекламу предприятиям текстильной и легкой промышленности. Пока предложение не нашло поддержки ни в Минфине, ни в Минэкономразвития, но Минпромторг и ряд отраслевых союзов не теряют надежды «пробить» данную меру.  Нам не хватает идеологии Что касается ивановского кластера, поведать о нем было особенно некому, поскольку единственным представителем региона на «круглом столе» оказался куратор проекта «Покупай Российское» Николай Корчагин. Его речь на серьезное восприятие ивановского кластера не настраивала. «Над созданием текстильного кластера мы работаем уже полтора года. Недавно губернатор Ивановской области сказал, что в Иванове никто не понимает, что такое кластер, - отметил Николай Корчагин. - И это действительно так». По мнению Николая Корчагина, помимо наличия отраслевой промышленности и господдержки, для полноценного кластера нужна еще и идеология (удачный пример можно увидеть в Закарпатском воеводстве в Польше, где выстраивается летный кластер и даже дети в детских садах клеят самолетики). «В школе нам постоянно говорили, что Иваново – самый крупный в стране текстильный центр, это было поводом для гордости, - подчеркнул Николай Корчагин. - А сегодня никто не хочет идти работать в эту сферу». Кадровая беда С нехваткой кадров сталкиваются сейчас практически все регионы. И проблемой это уже не назовешь – самая натуральная беда. В масштабе страны, как рассказал Олег Кащеев, разбалансирована система подготовки кадров: есть регионы, где готовят хороших швей. Но там нет при этом швейной промышленности. То, что хорошая швея «стоит» не менее 20 тысяч в месяц, как подчеркнул Андрей Павлов (ТМ Ultra), осложняет конкуренцию производителей с китайскими «коллегами». Одна радость, что и в «китайском королевстве», как выразился Олег Кащеев, сейчас увеличиваются издержки на производство: зарплата швеи составляет в среднем 600 долларов, кроме того, введены четыре выходных дня. Политика «Одна семья - один ребенок» наконец дала свои плоды, и в Китае ощущается нехватка рабочих рук. Да и срок поставок из Китая составляет не менее трех месяцев, в то время как модная продукция должна поступать на рынок максимум в течение месяца. Серьезные надежды производителей связаны с грядущим в 2011 году введением техрегламентов. Тогда китайские ткани, содержащие лишь 10% льна (да и то в виде очесов) не будут конкурентами подлинным льняным полотнам.  На грани По мнению главы комиссии по текстильной и легкой промышленности РСПП, генерального директора фирмы «Даргез» Андрея Разбродина, в ближайшее время текстиль поставят на грань выживания две главных проблемы – подорожание и дефицит хлопка (выход – подключение государства в роли дилера), а также увеличение с нового года страховых выплат до 34%. «Многим придется задуматься, не вернуться ли в гараж, с которого они начинали», - подчеркнул Разбродин. Роль государства в этой ситуации – хотя бы снизить финансовую нагрузку на те же кластеры. Например, отменить НДС при перемещении товара между участниками кластера. Власти, впрочем, настроены оптимистично. Олег Кащеев отметил, что кризис 2009 года позволил выделить основные тренды развития легкой промышленности.  По данным Росстата, в обувной, швейной и инновационной текстильной промышленности падения производства не произошло. Пострадали текстильщики, причем лишь те, кто производит устаревшую продукцию (на том же «Вологодском текстиле», напротив, наблюдался рост). «Так что путь развития ясен, - подчеркнул Олег Кащеев. – Это модернизация производства, защита рынка со стороны государства и революция в мозгах людей по поводу российской продукции». За «промывку мозгов» выступает и ряд руководителей отраслевых союзов. Россияне уже готовы отдавать предпочтение местным продуктам питания. Но названия большинства одежных марок пока пишется на латинице. Например, не найти ни одного мужского костюма с российской маркой, хотя 70% этого рынка оставляют изделия отечественного производства. Но при этом даже название бренда «Большевичка» пишется по-английски…  «Моисей водил свой народ по пустыне 40 лет, а мы пока ходит только 20, - оптимистично сказал Олег Кащеев. – Уверен, что все здесь присутствующие проживут еще 20 лет и еще поработают в цивилизованных условиях».
31 Декабря 2010, 16:26 +197

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...