Европеизацию отложили

Запрет АИ-92 перенесен на более поздний срок

Владислав Волотко

 vvv@chastnik.ru

 Федеральное правительство передумало запрещать продажу бензина АИ-92 в 2011 году. Для ивановских автомобилистов, львиная доля которых ездит именно на 92-м, это означают экономию немалых денег в ближайшие несколько лет. Потом, правда, все равно придется переходить на 95-й.

Лет 7-8 тому назад правительство РФ поставило перед нефтяной и автомобильной отраслями задачу постепенно догнать Европу по уровню экологичности автомобильного топлива. Каждые несколько лет стандарт используемого топлива должен был постепенно увеличиваться. В дальнейшем графики пересматривались, но в начале 2008 года был принят техрегламент «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту», в котором предусматривался переход на стандарт Евро-3 в сентябре 2011 года. Этому стандарту соответсвует бензин АИ-95. То есть, все бензины с более низким октановым числом должны были исчезнуть из розничной продажи, причем АИ-80 должны запретить уже в августе. Впрочем, производство этих бензинов все равно сохранилось бы, но они бы продавались лишь на ведомственных заправках. Похоже, однако, что правительство передумало запрещать АИ-92.

31 января Минэнерго направило в правительство согласованный с остальными министерствами проект постановления о внесении изменений в техрегламент. В новой редакции разрешается продавать АИ-92 до конца 2014 года. Представители топливной отрасли позитивно оценили инициативу федерального центра. Менеджер по продажам топлива ООО «Иваново Плюс Ойл» Александр Клоков обращает внимание на то, что АИ-95 дороже АИ-92, поэтому переход на него ударил бы по карману потребителя. Кроме того, он считает, что АИ-95, содержащий различные присадки, вреден для двигателя, тогда как АИ-92 – это чистый бензин.

«Знаете, я когда-то прочитал фразу одного философа: «Осуществлению великих идей мешает наличие людей», - иронизирует главный инженер ООО «Мак-ойл» Александр Климов. – Попытка запрета АИ-92 заставила меня вспомнить эту фразу. Разумеется, с точки зрения экологии это было бы хорошо, но АИ-92 – основное топливо, используемое нашими автомобилистами. Около 60% наших продаж – это как раз АИ-92, тогда как АИ-95 – это 20% продаж, то есть четверть от потребления бензина (около 20% в общем объеме продаж приходится на дизельное топливо). На замене 92-го на 95-й заработают вертикально интегрированные компании (ВИНКи), но потребитель понесет потери».

А вот запрет продаж АИ-80 никого не волнует. По словам Климова, доля продаж этого бензина сегодня ничтожна, и держат его просто «для ассортимента». Дизельное топливо уже сейчас соответствует стандартам от Евро-3 до Евро-5, поэтому здесь никаких перемен не планируется.

Участники рынка сходятся во мнении, что запрет АИ-92 в текущем году привел бы к гораздо более существенному росту расходов автовладельцев, чем 2 рубля на литр (приблизительно на эту сумму АИ-95 дороже, чем АИ-92). Дело в том, что к переходу на АИ-95 не готовы не только потребители, но и производители нефтепродуктов. И запрет на розничную реализацию АИ-92 мог бы привести к дефициту бензина. Собственно, именно этим наши собеседники и объясняют решение федерального правительства изменить сроки. В официальном сообщении Минэнерго тоже указывается на этот мотив. Кроме того, там сказано, что использование бензина стандарта Евро-3 в двигателях, предназначенных для работы на Евро-2, все равно не даст сокращения вредных выбросов.

При этом наши эксперты не уверены, что даже к 2015 году переход на АИ-95 будет безболезненным для кошелька потребителя. Александр Клоков прямо выражает сомнения, что 4 лет хватит, чтобы ивановские автомобилисты массово пересели на более современные машины. Он считает, что и к тому времени наибольшая доля автовладельцев будет потреблять АИ-92 и роптать после его запрета. Александр Климов оговаривается, что все будет зависеть от ситуации в экономике, однако тоже предполагает, что она будет не настолько хорошей, чтобы каждый второй автолюбитель приобрел новую машину. «Уверен, что такие заводы, как «АВТОВАЗ» или «ГАЗ» не перейдут на двигатели, работающие на АИ-95», - добавляет он и вспоминает, что для массового перехода на АИ-92 понадобилось почти десятилетие, а до этого все ездили на АИ-80.

Несмотря на то, что само постановление правительства о внесении изменений в техрегламент еще не обнародовано, распространение официальной информации о содержании изменений наводит на мысль, что оно все-таки будет принято.

 

 

 

10 Февраля 2011, 09:33 +143

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...