Фактор без страха и упрека

Ваш постоянный покупатель попросил отсрочку платежа. Скрепя сердце, вы согласились. Вы нашли нового клиента, но не знаете, будет ли он платить в срок, поэтому вы выставили ему 100%-ную предоплату на год вперед. Возмущенный недоверием клиент хлопнул дверью. Вы уже полгода ждете платежку от одной компании, но там, похоже, решили испытать ваше терпение. Знакомые ситуации? Они могли бы и не возникнуть, если бы компания пользовалась факторингом. О достоинствах и ограничениях этого финансового сервиса рассказывает ведущий специалист дирекции продаж и маркетинга независимой факторинговой компании «Уралсиб-НИКойл» Мария Орлова. - Давайте начнем с азов. Что такое факторинг? - Чтобы лучше уяснить суть факторинга, сначала нужно выяснить возможные риски, которые возникают в отношениях между поставщиками и покупателями. Покупатель может не оплатить товар. Покупатель может задержать платеж. Вы предоставили своему клиенту отсрочку платежа, а в это время курс доллара/евро резко изменился, из-за чего ваша прибыль оказалась меньше запланированной. Это лишь некоторые из возможных рисков. Факторинг – это финансовый сервис, который позволяет свести их к минимуму. Риски уменьшаются, потому что до 90% всей суммы платежа продавец получает сразу же после подтверждения факта поставки. Но получает он деньги не от покупателя, а от факторинговой компании (фактора). Оставшиеся 10% (за вычетом комиссии фактора) будут перечисляться на расчетный счет продавца по мере их фактической оплаты покупателем. - Какова область применения этого сервиса? - Факторинг распространяется на поставки товаров и оказание услуг (например, транспортные перевозки, туризм, связь), на торговлю внутри страны и экспортно-импортные операции. Главное, чтобы покупателю товара (или потребителю услуги) предоставлялась отсрочка платежа, и при этом заключался договор купли-продажи. Факторинг облегчит и упростит жизнь тем компаниям, у которых много постоянных покупателей. Их проблема обычно в том, что у всех покупателей разные сроки оплаты, разные суммы, разные объемы, контролировать все достаточно сложно. Используя факторинг, можно управлять задолженностью клиентов, отказавшись от услуг своей мониторинговой службы. Кроме того, большое количество мелких дебиторов выгодно и для фактора, потому что в этом случае его риски распределяются более равномерно. Факторинг выгоден, когда вы имеете дело с новым клиентом, когда вы выходите на новые рынки. Этот финансовый сервис включает не только финансирование, но и проверку платежной дисциплины и деловой репутации партнеров (как в России, так и за рубежом). Проверка занимает максимум неделю. После чего выносится заключение, готов ли фактор принять ваши поставки в адрес того или иного покупателя на свое обслуживание. Если бы такая работа не велась, комиссия за риск, который так или иначе возникает при авансовых платежах, была бы гораздо выше. Профилактика всегда дешевле реанимации... Основная же выгода в том, что поставщики получают возможность давать отсрочку на более длительный срок, чем это делали раньше (соответственно, и покупатели получают большую отсрочку по оплате). Благодаря постоянному наличию оборотных средств у поставщика растет ассортимент и остатки на складе, что дает возможность более оперативно и полно выполнять заказы своих клиентов. Эффективность применения факторинга в производственном или торговом бизнесе может проявляться по-разному: рост продаж, обеспечение стабильно широкого ассортимента, сокращение потерь благодаря исключению недобросовестных покупателей, более быстрый оборот средств, оптимизация управленческого учета, экономия в издержках на персонал и логистику. - Какие виды факторинга существуют? - Есть два основных вида этого сервиса: факторинг без регресса и факторинг с регрессом. Факторинг без регресса – мечта для любого поставщика. Поставил товар, предоставил фактору необходимый пакет документов, получил аванс 90% от суммы поставки и забыл про своего дебитора. Дальше дебитор – головная боль фактора. Все заботы по напоминанию покупателю о своевременных платежах, выяснение причин задержки оплаты фактор берет на себя. Однако за удовольствие жить спокойной жизнью надо платить, поэтому комиссии в факторинге без регресса довольно высокие. При факторинге с регрессом нагрузки на поставщика серьезнее. После поставки товара и предоставления документов компании-фактору вы получите те же 90% аванса, но проблемы на этом не заканчиваются. Пока дебитор платит фактору, все идет нормально. Но как только произошел первый сбой, и дебитор по какой-то причине задержал очередной платеж, фактор вправе предъявить требование платежа вам как поставщику, и вы будете обязаны выкупить неоплаченное долговое требование и вернуть сумму, полученную авансом. Плюс в том, что стоимость такого факторинга дешевле. - А из чего складываются факторинговая комиссия? - Она состоит из трех частей. Фиксированный сбор за обработку документов по поставке. Стоимость кредитных ресурсов, необходимых для финансирования поставщика. Комиссия за финансовый сервис. Тариф за факторинговое обслуживание зависит от количества денег в обороте и количества постоянных покупателей, а также от срока, на который предоставляется рассрочка. В среднем комиссия за факторинговое обслуживание составляет от 2% до 6,6% от оборота. Факторинговая комиссия берется не сразу – при оплате 90% аванса, а постфактум – при оплате 10%. - Может быть, проще обратиться за кредитом? - Мы не противопоставляем кредит и факторинг. Для нас это дополняющие друг друга услуги. Кредит выгоден тогда, когда нужна крупная сумма для разовой закупки, к примеру, для того, чтобы обновить оборудование. Факторинг удобнее в том случае, если у компании есть потребность в очень длинных деньгах (на несколько лет вперед), если есть программа значительного увеличения объема продаж и нет возможности изымать деньги из оборота без ущерба для бизнеса. Хотя в пределах одного банка кредитование и факторинг могут конкурировать между собой. - В чем различия между факторингом и кредитом? - Получая кредит, вы рано или поздно начинаете его возвращать – изымая из оборота деньги. При факторинге такой проблемы не возникает, так как деньги фактору платит покупатель, причем у него есть возможность платить не сразу, а равномерно. Сумма финансирования заранее не лимитируется и растет автоматически по мере увеличения объема продаж. Таким образом факторинг более доступен широкому кругу представителей малого и среднего бизнеса, чем кредит. Кредит выдается на определенный срок, в России чаще всего – до года, а факторинг – это бессрочное финансирование. Нет залога. При факторинге он не нужен. Его отсутствие значительно сокращает количество необходимых документов, снижает затраты, сокращает сроки получения денежных средств. Погасив кредит, вы не можете быть уверены в том, что получите новый, в то время как факторинг носит регулярный, систематический характер. Кроме того, факторинг можно одновременно использовать в сочетании с другими долговыми инструментами (те же кредиты, векселя, облигации) все по той же причине, не требующей предоставления залога или гарантий. - Такое количество плюсов просто пугает. Есть ли у этого сервиса какие-то ограничения? - Безусловно. Покупатели должны быть постоянными (или, по крайней мере, поставщик должен планировать их сделать постоянными), а поставки им должны осуществляться на регулярной основе, и суммы поставок не должны быть астрономическими. Четкой границы здесь нет, кроме того, для международного факторинга суммы бывают большими, чем для внутреннего, но поставку в 10 млн долларов никто заведомо обслуживать не будет. Во-вторых, срок отсрочки платежа не может быть чрезмерно долгим (до 120 дней). В-третьих, выгода от использования факторинга зависит от наценки, которую делают предприятия. Если она сравнительно низкая (как, к примеру, в торговле хлебобулочными изделиями), тогда у предпринимателя будет мало возможностей оплатить факторинговую комиссию. Еще один важный нюанс – факторинг распространяется только на договоры купли-продажи. Если предприниматель отдает товар на реализацию, то в этом случае факторинговый сервис не предоставляется. - Что происходит, если дебитор не платит? - Фактор убеждает должника сделать это всеми законными способами, от простого звонка с напоминанием до встречи с руководством компании. - Были случаи отказа в работе с какими-то конкретными покупателями вашего клиента? - Отказ – пока вещь достаточно частая. Чаще всего отказываем, если есть риск неоплаты товара. Если случай единичный, мы постараемся разобраться, в чем были причины неоплаты. Галина Кузнецова Для справки Начало факторингу было положено в промышленной Англии XVII века созданием Дома факторов (House of Factors). Фактором назывался торговый посредник, который представлял интересы компании на незнакомом рынке. Он знал местные условия, торговые обычаи, законы данной страны, платежеспособность покупателей, отвечал за сбыт товара и соответственно за инкассацию выручки. В конце XIX века факторинг появляется в США, первоначально в виде услуги, предоставляемой немецкими и английскими поставщиками одежды, но очень быстро прелести факторинга уловили местные посредники: производителям, за определенные комиссионные, гарантировалась оплата за поставленные товары в случае, если покупатель окажется неплатежеспособным. Факторинг в современном виде сформировался в развитых странах в 60-х годах, а с начала 1980 года начинается его бурный рост, не закончившийся и в настоящее время. В России в 2004 году объем дебиторской задолженности, уступленной 21 факторинговой компании и банкам, составил 2,2 млрд долларов. За 2004 год объем факторинговых сделок утроился (прирост за год составил 194%). К 2005 году объемы факторинговых сделок достигли уровня 3 млрд.долл. (0,5% ВВП), что поставило факторинг в один ряд с рынком лизинга (5 млрд. долл.) и рынком корпоративных облигаций (5 млрд.долл.)
17 Октября 2005, 14:57 +86

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...