Франчайзинг по-русски: высокие, высокие отношения!

В последние годы франчайзинг перестал быть экзотикой. Но все же в России он настолько молод, что основное развитие франчайзинга еще впереди. Пока большую часть франшиз составляют продуктовые сети и предприятия общественного питания. Но уже развивается и франчайзинг в сфере производства и торговли модной одеждой. О терниях и звездах, которые поджидают компании, развивающие региональные сети на этих условиях, шел разговор на заседании круглого стола «Франчайзинг по-русски» в рамках федеральной оптовой ярмарке «Текстильлегпром». Зачем он нужен? Всего в Роспатенте зарегистрировано 300 договоров коммерческой концессии (франчайзинга), в основе которых лежит реально охраняемое право. На деле работают 9-10 тысяч франчайзинговых сетей. Данные эти приблизительные, так как официальной статистики не существует. Из этого следует, что пока франчайзинг – это гражданский брак, в основе которого добрая воля сторон. Для франчайзера – это возможность увеличения продаж (в мировой практике наиболее важным считается создание и владение стандартом компании, как инструмента формирования и удержания лояльности клиентов). Франчайзи же предоставляется возможность «быстрого старта» за счет использования известного бренда. По оценке Татьяны Комиссаровой, директора компании SOLUTIJN TREE и преподавателя Академии Народного Хозяйства РФ, 50% эффективности франщизы, дает бренд. Не владея торговой маркой, невозможно создать стандарт. По мнению консультанта по франчайзингу Татьяны Некипеловой («Магазин готового бизнеса») в монобрендовых сетях предметом франшизы и наиболее важным элементом становится товар, имеющий лояльную аудиторию, а мультибрендовых сетях – уникальный комплекс услуг. Франчайзинг в законе Как отметила Инга Рыкова, председатель подкомитета по франчайзингу ТПП РФ, закон дает довольно большой простор для развития франчайзинговых сетей и не меньших простор для злоупотреблений. Эта деятельность регламентируется главой 54 Гражданского кодекса РФ. Сейчас в комитете по законодательству Государственной Думы РФ создана рабочая группа, которая занимается вопросами изменения 54 главы. Ждать позитивных сдвигов не приходится, поскольку разговор об изменении законодательства начался с желания «прижать» некоторые сетевые компании. - Поскольку франчайзинг не легализован как термин, мы можем развиваться в любой форме, - отметила Инга Рыкова, - в форме совместных предприятий, лицензионных договоров, коммерческой концессии. Все зависит от стратегии завоевания рынка. В России классического франчайзинга очень мало. В основном это те организации, которые приходят с зарубежных рынков. По словам Инги Рыковой, проблемы кроются уже в системе регистрации прав. Лицензионный договор – дает одно право, коммерческая концессия – комплекс исключительных прав. В том числе основные – фирменное наименование, коммерческое обозначение, охраняемая коммерческая информация, и факультативные – товарный знак, макет, все то, что фирмы сформируют сами. - Когда начинаем рассматривать конкретные примеры, то оказывается, что фирменное наименование вызывает проблемы, а коммерческое обозначение не существует вовсе, - отметила Инга Рыкова. - Охраняемая коммерческая информация – это то, что должно быть соответствующим образом оформлено, легализовано и защищено у самого правообладателя. При этом расторжение договора отменяет только основные права. То есть при перемене фирменного наименования, договор может быть сохранен в отношении другого юридического лица. Худо-бедно нынешнее законодательство работает. Многие вещи могут быть урегулированы на этическом уровне, как в странах Евросоюза, где ряд документов по франчайзингу имеют рекомендательный характер. Для разработки подобных рекомендаций при ТПП сейчас создается Совет по этике франчайзинга. Есть еще нюанс: в России многие принципиальные моменты сотрудничества урегулируются уже после составления договора. В Европе, США, Китае, франчайзера обязывают предоставлять исчерпывающую информацию о предлагаемой франшизе. По мнению Инги Рыковой, в России время такой открытости еще не пришло. По оценке президента группы компаний «Гота» Александра Оносовского, то, что происходит сейчас с франчайзингом - правильно. Это похоже на то, как академик Капица асфальтировал дорожки в академ-городке, дав их сначала протоптать сотрудникам. Дорожки франчайзинга в России протоптаны, теперь пришло время регламентации отношений. Франчайзи – знай свое право! Пока отношения франчайзера и франчайзи строятся достаточно вольно, причем права франчайзи заметно ущемляются, но и франчайзеру приходится не сладко – таково мнение консультанта по маркетингу Ольги Софроновой. - Чем дальше мы работаем по франчайзингу, тем меньше у нас эйфории по поводу этого формата бизнеса, сказала Ольга Софронова, - я не знаю практически не одной марки модной одежды в России, которая брала бы роялти. Мы как бы дарим нашему партнеру-франчайзи право на бренд, наши ноу-хау и гарантируем партнеру, что, если он будет выполнять наши требования, будем защищать его территорию. Но очень много вопросов, которые должны регулировать отношения франчайзера и франчайзи, остаются за кадром. Среди этих вопросов - четкое соблюдение товарной матрицы. Ни в одном договоре нет такого обязательства. То есть франчайзер имеет право изменить коллекцию, или ценовой диапазон. А это может привести к тому, что бизнес франчази может стать менее прибыльным, не интересным. По мнению Ольги Софроновой, в будущем возможны судебные процессы по этому поводу. Кроме того, франчайзи имеют право на федеральную рекламу. Большие сети эти компании проводят, поддерживая своих партнеров информационно. Но в ряде случаев федеральная реклама уж слишком ненавязчива. Немногие марки от и до выдерживают четкое позиционирование. Когда франчайзер проводит какие-то изменения, это отражается на бизнесе франчайзи. Среди других принципиальных моментов - товарно-кредитная политика. Допустим, согласован график поставки коллекций, но франчайзер опоздал на две недели. Если после этого франчайзи не может допродать капсулу, получит ли он скидку? Именно потому, что все эти спорные вопросы не были урегулированы, по мнению Ольги Софроновой, многие франчайзинговые проекты закрываются через полтора-два года. В результате франчайзер теряет город, портит репутацию. - Многие франчайзеры выживают только благодаря тому, что наши франчайзи плохо знают свои права, - отметила Ольга Борисовна, - но как показывают исследования, франчайзи становятся все более искушенными. Начало По словам консультанта по франчайзингу Татьяны Некипеловой («Магазин готового бизнеса»), к решению создавать франчайзинговую сеть многие предприниматели приходят неподготовленными. Есть желание увеличить свой доход, но нет понимания, что это - новое направление бизнеса, где нужно уметь открывать новые магазины, помогать своим франчайзи в них работать. Зачастую (даже если у потенциального франчайзера есть собственная сеть) не существует магазина, который мог бы стать образцом, основой фирменного формата по оформлению пространства внутри, ассортименту, подмесу другого товара. Нет единой дисконтной системы, программного обеспечения. - В своей сети это может быть не регламентировано, для франчайзинга это невозможно, - отметила Татьяна Некипелова, - ведь потенциальные партнеры идут на риск. В 80% случаев их привлекает экономическая эффективность. Мы спрашиваем франчайзеров, какие услуги они могут предоставить - скидки, рекламная и маркетинговая поддержка, дизайн-проект магазина, шеф-монтаж оборудования. Многие отвечают, что не могут почти ничего. Это означает, что рановато компания вышла на этот рынок. Многих ставит в тупик вопрос о контроле, и нам приходится объяснять, зачем это нужно. Кому-то важно соблюдение сложной концепции, в которую входят запахи, музыка, плазменные панели, ролики. Для кого-то - подмес другого товара. На практике паушальный платеж составляет от 0 до 10 тысяч долларов, роялти практически у всех отсутствуют, интерес франчайзера состоит в наценке на товар. По словам Марии Сморчковой (Ассоциация предприятий индустрии моды) главная беда франчайзинга – это утрата стандартов. Для их соблюдения годятся традиционное сочетание кнута и пряника, причем поощрение действует лучше. Это постоянное консультирование, обучающие семинары. А редактор журнала «Индустрия моды» Александр Хилькевич считает, что с самого начала необходимо оговаривать ежегодное подтверждение стандарта и процедуру закрытия. Из личного опыта Как отметил Андрей Куприянов (компания «Glance», “Filippe Grandy»), франчайзинг на рынке моды – самый эффективный на сегодняшний день. Российские франшизы конкурентоспособны для выхода на Запад, так как стоят относительно дешево. При этом по оценкам Всемирного банка у России 13% странового риска, а вложенные инвестиции возвращаются за 7-15 месяцев. В то время, как порог интересов западных инвесторов начинается от 2,5 лет. - Впрочем, наше конкурентное преимущество теряется при возврате НДС и уплате непрофильных платежей при экспорте, - сказал Андрей Куприянов, - у нас конкурентоспособное предложение, но не конкурентоспособный протекционизм. По словам Вячеслава Грановского («Vassa»), часто компаниям нет смысла самим идти в регионы. Они настолько различны, что у франчайзи, знающих специфику своего города, это получается лучше. - У нас есть партнер, который начал с Оренбурга, пошел в Казань и Уфу, другой франчайзи контролирует куст Томск-Кемерово-Новосибирск, - говорит Вячеслав Грановский. - Самое сложное – это открыть один магазин. В этом случае возникает много проблем с товарными остатками, нет простора для маневра. Наши магазины для покупателя должны быть идентичны - это правило действует неукоснительно. Покупатель, имеющий нашу дисконтную карту из магазина, например, в Екатеринбурге, получит по ней скидку и в Москве. Что о нем думают? Исследование Татьяны Комиссаровой, директора компании SOLUTIJN TREE и преподавателя Академии Народного Хозяйства РФ, проведенное среди слушателей Академии, показало, что отношение россиян к франчайзингу пока неоднозначно. В опросе принимал участие 51 человек. Это топменеджеры из 12 городов страны, представляющие 8 отраслей бизнеса. На вопрос, что они понимают под франчайзингом, были получены следующие ответы: - Использование потребительской торговой марки в отлаженной системе в относительной финансовой независимости; - Продажа готового бизнеса в форме бренда; - Использование бренда для развития собственного бизнеса или аренда торговой марки под надзором и по стандарту владельца торговой марки; - Сеть предприятий, руководствующаяся в своей деятельности единым стандартом руководства торговой марки; - Права на управление магазином определенной марки. 2. На вопрос: рассматриваете ли вы франчайзинг, как вариант развития собственного бизнеса, да ответили - 41, нет – 8, в зависимости от ситуации – 2 человека. 3. Среди преимуществ франчайзинга, были отмечены: скорость проникновения на интересующий рынок (42 ответа), экономия собственных средств компании на создание сети (31 ответ), повышение стоимости компании на рынке (12 ответов). По оценке Татьяны Комиссаровой, эти ответы говорят о том, что топ-менеджеры видят франчайзинг, как инструмент для решения среднесрочных, а не долгосрочных задач. 4. Среди недостатков франчайзинга были названы следующие проблемы: - Плохо работающие предприятия влияют на репутацию всей сети - Возможный отказ от партнерства и создание клона торговой марки на прежнем торговом месте. - Трудности при контроле сделок сетевого партнера сети. - Невозможность получения достоверной информации от общего объема продаж. 5. Работу сетевых магазинов на рынке моды респонденты оценили следующим образом: Качество обслуживания: отлично - 9 человек, удовлетворительное - 21, плохое - 21. Наличие ассортимента: отлично -12, удовлетворительно - 25, плохо - 14. Удержание рекомендованной цены: отлично – 20 человек, удовлетворительно и плохо - 31. Профессионализм персонала: отлично – 12, удовлетворительно – 32, плохо 7. Использование маркетинговых инструментов: отлично - 6, удовлетворительно и плохо - 45. Сохранение концепции магазинов: отлично - 15, удовлетворительно и плохо - 36. 6. Среди известных сетей на рынке моды в регионах наиболее часто упоминались Sela, Benetton, Эконика, Mexx, реже Ekko, Max Mara, Mango, Sashs, Naf Naf, Sisley, Dizel, «Качество и стиль», «Дисконт центр», «Снежная королева». Марина Москалева
10 Апреля 2006, 16:26 +151

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...