Игра в «шашечки»

Таксистам придется работать по новым, более жестким правилам

Владислав Волотко, Людмила Котляр

Похоже, государство всерьез взялось за наведение порядка на рынке такси. Недавно ряд новых требований к организаторам перевозок легковым транспортом был сформулирован в областном законе «Об организации транспортного обслуживания населения на территории Ивановской области», а теперь подоспели изменения и в федеральное законодательство. Причем федеральный закон оказался гораздо жестче областного.

 Снимай фонарь, иди домой

Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в числе прочего вносит поправки в Кодекс об административных правонарушениях РФ и в Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта. Главное отличие новых норм в том, что вместо уведомительного порядка регистрации служб такси, прописанного в областном законе, вводится разрешительный. Причем получать разрешение в уполномоченном органе субъекта федерации нужно не на службу такси в целом, а на каждый автомобиль (в областном законе этот момент детально не прописан). Данная норма будет действовать с 1 сентября 2011 года.

Разрешение, которое выдается на срок не менее 5 лет, должно постоянно находиться в салоне водителя и предъявляться по первому требованию пассажиров или представителей контрольного органа. Если разрешения нет, водителю придется выплатить штраф в размере 5 тыс. рублей. Действие разрешения на осуществление перевозок может быть приостановлено на время, если выяснится, что автомобиль, на который оно выдано, не проходит каждые полгода техосмотр (новое требование), не имеет опознавательных знаков такси, или же не проходит каждодневное техническое обслуживание. Если предприниматель не выполняет выданных контролирующим органом предписаний об устранении нарушений (срок указывается в предписании, но не более 1 месяца), разрешение на осуществление перевозок аннулируется по решению суда.

Аннулируется оно и в случае повторного нарушения, а также в случае несоответствия автомобиля или его шофера указанным в законе требованиям. Главное из них – нанесение на автомобиль специальной цветографической схемы («шашечки»), наличие опознавательного фонаря оранжевого цвета и таксометра. Если власти субъекта федерации пожелают, они могут ввести единую раскраску кузова для всех такси. О необходимости проходить техосмотр мы уже сказали. Кроме того, каждый автомобиль должен проходить контроль технического состояния перед выходом на линию, а водитель – подвергаться предрейсовому медицинскому осмотру. Водитель, кстати, должен иметь опыт работы шофером такси не менее трех лет, подтвержденный документами (трудовая книжка) либо общий водительский стаж не менее 5 лет. В федеральном законе не говорится, как должен подтверждаться общий водительский стаж. Между тем, этот вопрос был задан на заседании правительства Ивановской области во время рассмотрения закона «Об организации транспортного обслуживания населения на территории Ивановской области» (он предусматривает лишь трехлетний водительский стаж). Было отмечено, что наличие водительского удостоверения отнюдь не означает, что человек все эти годы водил машину. Тогда этот вопрос остался без ответа. Нет ответа на него и в федеральном законе.

Разрешение подлежит досрочному переоформлению в случае изменения номерных знаков автомобиля, наименования юридического лица или его реорганизации, изменения ФИО, места жительства и данных паспорта индивидуального предпринимателя. Реестр всех выданных разрешений размещается на сайте уполномоченного органа или на официальном сайте субъекта федерации. Нужно отметить, что все эти нюансы полностью отсутствуют в областном законе.

Поправки вводят штрафы для таксистов и организаторов перевозок. Например, за отсутствие на такси специальной цветографической схемы («шашечек»)и (или) опознавательного фонаря влечен наложение штрафа в 3 тыс. рублей на таксиста, 10 тыс. рублей на должностное лицо и 50 тыс. рублей на юрлицо. При этом за незаконное использование «шашечек» и фонаря тоже вводится штраф: водителю придется заплатить 5 тыс. рублей. Видимо, это должно помешать таксистам-нелегалам, попавшим в поле зрения контролирующих структур, уходить от ответственности традиционным способом: уверяя, что никакой он не таксист, просто подвозит знакомых, а фонарик поставил на крышу просто так. Теперь такому таксисту придется выбирать, за что заплатить штраф: за отсутствие разрешения на перевозку пассажиров или за незаконную установку опознавательного фонаря. Примечательно, что сумма штрафа в обоих случаях одинаковая, только фонарь еще и подлежит конфискации.

Все штрафы начнут взимать уже с 1 января 2012 года.

 Проверять будут чаще

Важной особенностью регулирования рынка такси является особый порядок проверки служб такси надзорными органами. Напомним, что на основании закона 294-ФЗ субъекты малого бизнеса проверяются раз в три года. Так вот, на службы такси это положение больше не распространяется. Их можно проверять каждый год. Началом отсчета этого года считается момент выдачи разрешения на первый автомобиль или дата завершения предыдущей плановой проверки. Внеплановые проверки проводятся на основании любых жалоб, включая информацию органов госвласти, местного самоуправления, а также СМИ. При этом предупреждать о внеплановой проверке службу такси контролирующий орган не обязан.

В федеральном законе прописана норма, которую на региональном уровне обсуждали лишь как отдаленную перспективу. Речь идет об установлении предельно допустимого количества автомобилей такси на территории субъекта федерации. Это количество устанавливается областным законом. Правда, федеральные законодатели дали перевозчикам временную возможность получить разрешения на столько машин, сколько им захочется: количество такси, определенное областным законом, должно быть не ниже количества разрешений, действующих на 1 июля 2014 года. То есть в ближайшие 3 года перевозчики могут регулировать количество автомобилей без государственного вмешательства. А само регулирование предельной численности такси начнется с 1 января 2015 года.

Если же после 1 июля 2014 года количество поданных заявок на получение разрешений превысит предельно допустимую численность такси, определенную областным законом, разрешения будут продаваться с аукциона.

А вот государственное регулирование тарифов такси, столь активно обсуждавшееся в областном правительстве в качестве перспективы ближайших лет, в федеральном законе отсутствует.

Некоторое недоумение вызывает процедура контроля соблюдения перечисленных выше требований. В законе сказано, что этот контроль осуществляет орган госвласти, уполномоченный правительством РФ. Вместе с тем, говорится, что порядок осуществления данного контроля устанавливается законом субъекта федерации. Решительно непонятно, как каждый из субъектов федерации может регламентировать особый порядок деятельности федерального органа власти на своей территории.

В целом можно констатировать, что федеральный закон получился не только более жестким, но и более конкретным, чем областной. Вот только неизвестно, рады ли этому службы такси и сами таксисты.

 Комментарии:

Евгений Чихватов, руководитель службы такси «Престиж»:

- Получается, что мы приходим к тому же, от чего ушли. Разрешительная система однозначно приведет к злоупотреблениям со стороны чиновников. Мы уже это наблюдаем на примере маршрутных такси. Был случай, когда индивидуальный предприниматель сошел с маршрута по уважительной причине – у него умер родственник в Москве. В это время провели проверку, и договор с предпринимателем был тут же расторгнут в одностороннем порядке. Маршрут отдали другому человеку. Где гарантия, что не будут специально кого-то ловить, чтобы поставить на маршрут «своего»?

Что касается разрешения, которое должно выдаваться на каждую машину, многим индивидуальным предпринимателям его практически не получить. Что будут делать в этих условиях сотни предпринимателей? Видимо, будут вынуждены оставить свой бизнес. Но у каждого человека согласно Конституции есть право на труд. Давайте введем норму, что журналистов должно работать, допустим, 50 человек на город. А куда деться остальным?

Владимир Дианов, генеральный директор «Вояж-такси»:

- Сначала надо посмотреть, как именно будут реализовываться новые нормы, во что это выльется, и только потом можно будет давать оценки.

Александр Малинин, управляющий «Радио-такси»:

- Хотя подробно с поправками в законодательство, регулирующее работу такси, я не знакомился, но надеюсь, что новые регламенты должны пойти на пользу цивилизованному рынку. Но только при условии создания независимого контролирующего органа для урегулирования всех возможных проблем. Иначе порядка не добиться.

 

24 Апреля 2011, 11:47 +150

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...