Игра в железку

«СППК» подает в суд на правительство Ивановской области

Вадим Калинин [текст]

Мария Сибирякова [фото]

 «Северная пригородная пассажирская компания» и региональные власти договорились о том, что пригородных поездов и вагонов в 2014 году не станет меньше. Но сколько придется дополнительно выложить из областного бюджета железной дороге за прошедшие годы – определит суд.

 Почем зона

 Жителей области в ноябре встревожили известия об очередном сокращении количества пригородных поездов. Как заявил генеральный директор ОАО «СППК» Виталий Григорьев, компания планировала отменить пригородные поезда № 6237 Иваново – Кинешма и № 6238 Кинешма – Иваново, а поезда № 6283 Иваново – Юрьев-Польский и № 6284 Юрьев-Польский – Иваново сократить до трех вагонов. Причина, по его словам, в том, что «СППК» находится на грани банкротства, а Ивановская область компенсируют лишь 30% убытков компании.

 По закону регион вправе определять количество пригородных поездов и вагонов и устанавливать тарифы на проезд, но при этом обязан компенсировать железным дорогам убытки. И регион, в общем, эти условия выполняет. Камнем преткновения стал размер компенсации. Заместитель начальника Региональной службы по тарифам Ивановской области Александр Дормидонтов рассказал об истоках проблемы. До 2011 года железнодорожные перевозки в Ивановской области осуществляла «Северная железная дорога» – филиал ОАО «Российские железные дороги. С 1 января 2011 года перевозку пассажиров пригородным железнодорожным транспортом на территории Ярославской, Вологодской, Архангельской, Костромской, Ивановской, Владимирской, Кировской областей и республики Коми стала выполнять ОАО «Северная пригородная пассажирская компания».

 «Наименее доходной или даже убыточной деятельностью железной дороги всегда были пригородные пассажирские перевозки, так что «СППК» и подобные ей компании оказались в наиболее невыгодном положении. И когда пригородные пассажирские перевозки были переданы «СППК», в 2011 году по расчетам компании произошел резкий скачок цены проезда – почти на 80%», – рассказал Александр Дормидонтов. Председатель комитета Ивановской области по транспорту Василий Силкин отметил, что по сравнению с 2010-м в 2011 году стоимость перевозки подскочила с 10 руб. до 38 руб. за одну зону (10 км). Но зонный тариф для населения тогда не изменился (10 руб.), так как его устанавливает РСТ. Цена билета для пассажира определяется тем, сколько зон он проехал.

 Зонный тариф определяется РСТ из расчета действующего ранее тарифа, количества перевезенных пассажиров, также при этом учитывается прогноз социального развития Российской Федерации, который дает Минэкономразвития. Александр Дормидонтов рассказал: «При определении зонного тарифа для населения реальные расходы «СППК» не учитываются. Здесь принимается во внимание платежеспособный спрос населения. В этом году с 1 октября тариф для населения – 14 руб. за зону (до этого 12 руб. за зону), следующее повышение будет с 1 января – 15 руб. за зону».

 По словам Александра Дормидонтова, компания «СППК» выводит некий абстрактный тариф, который она называет экономически обоснованным, который бы полностью покрывал ее затраты. Как сообщила пресс-служба ОАО «СППК», в 2012 году ее расходы в Ивановской области составляли 45,25 руб. за 10 км пути. В 2013 году эти расходы по расчетам «СППК» составляют уже 50 руб. за зону. Александр Дормидонтов считает, что аппетиты железнодорожников растут слишком быстрыми темпами, при этом они не могут обоснованно пояснить, почему это происходит.

 Василий Силкин рассказал, что в 2010 году область выплатила железнодорожникам в счет убытков от пригородных перевозок около 25 млн руб. В 2011 году пришлось заложить в бюджет на эти цели уже около 54,5 млн руб. «СППК», по его словам, предоставляет калькуляцию затрат, но не дает расшифровку. «Когда за 2011 год «СППК» предъявила нам к оплате 103 млн руб., мы захотели проверить, как образовалась эта сумма. Губернатор дал такое задание РСТ. Чтобы проверить затраты «СППК», служба по тарифам затребовала у компании ряд документов. Им было предоставлено более 11 тысяч листов, но среди них не было необходимых для этого документов», – сообщил он. Тем не менее, это не мешает «СППК» с каждый годом пытаться получить с Ивановской области все больше денег (см. таблицу «Убытки»). При этом компания заявляет, что компенсацию выпадающего дохода рассчитывает строго в соответствии с некоей отраслевой методикой.

 Точку поставит суд

 В итоге, обе стороны конфликта считают, что правы, а договориться о сумме компенсации получается редко. Год от года текст договора с «СППК» меняется, а его подписание превращается в своеобразное состязание. «В 2011 году мы в договоре указали, что выплатим ту сумму, которая была заложена в бюджете Ивановской области. А в договор на 2013 год удалось вписать фразу о том, что регион оплатит убытки «СППК», понесенные от перевозок в нашей области, в размере, определенном РСТ», – сообщил Василий Силкин. Служба по тарифам вывела за 2013 год убытки железнодорожников в сумме 108 млн 203 тыс. руб. В региональном бюджете было предусмотрено на эти цели 55 млн 133тыс. руб. Выполняя обязательства, на недавнем заседании областной думы к этому добавили 50 млн руб. Области придется найти еще 3 млн 70 тыс. руб.

 «Мы заранее оповестили перевозчика о том, что обязательства региона за 2013 год будут соблюдены, деньги будут выплачены. Тем не менее, компания почему-то сочла необходимым распространить по всем регионам, где производит перевозки, информацию о сокращении количества как поездов, так и вагонов», – недоумевает Василий Силкин. Сколько выплатит регион «СППК» за 2011 и 2012 годы, видимо, будет определять суд. К такому решению склоняются и железнодорожники, и власти Ивановской области. Ивановская область здесь не одинока. Претензии у «СППК» есть почти ко всем регионам, где она ведет деятельность. Также угрожает снизить количество поездов и вагонов в Ярославской, Владимирской, Костромской, Архангельской, Кировской и Вологодской областях. В большинстве этих регионов в ряде поездов уже уменьшено число вагонов.

 Пресс-служба ОАО «СППК» сообщила, что к 19 ноября компания предъявила исковые требования о взыскание убытков целому ряду субъектов РФ. Они находятся в стадии рассмотрения. Правда, как сообщил Василий Силкин, Владимирская область подобный суд уже выиграла. К Ивановской области исковые требования ранее не предъявлялись. Сейчас «СППК» планирует подать в суд о возмещении убытков за 2011 год, позже – по убыткам 2012-го, а возможно, и 2013 года. Впрочем, власти Ивановской области надеются на победу в суде, хотя бы по убыткам 2011-го и 2013 годов.

По словам Василия Силкина, на 2014 год будет заключен договор о перевозках пассажиров в том же количестве, что и в 2013 году. Он сообщил: «Мы получили от «СППК» подтверждающие письма, что объемы перевозок, количество вагонов и составов в 2014 году будут соответствовать показателям 2013 года». Василий Силкин не исключает возможности, что если претензии «СППК» будут расти такими темпами и в дальнейшем, то областным властям придется отказаться от железнодорожного сообщения в ряде направлений – там, где ко всем населенным пунктам, расположенным вдоль железной дороги, есть автомобильные дороги.

 Убытки ОАО «СППК» от государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров пригородным железнодорожным транспортом в Ивановской области

 

 

2011 год

2012 год

2013 год

Сумма убытков по расчету

в рублях

в рублях

в рублях

ОАО «СППК»

103 млн 116,2 тыс.

192 млн 184 тыс.

231 млн 361,3 тыс.

РСТ

83 млн 133,1тыс.

105 млн 458,2 тыс.

108 млн 203,4 тыс.

Субсидии в бюджете Ивановской области

54 млн 544 тыс.

52 млн 12,5 тыс.

55 млн 133,3 тыс.

Сумма убытков с учетом субсидии по расчету

 

 

 

ОАО «СППК»

48 млн 572,2 тыс.

140 млн 171,5 тыс.

176 млн 228 тыс.

РСТ

28 млн 589,1 тыс.

53 млн 445,7 тыс.

53 млн 70,1 тыс.

Данные предоставлены РСТ Ивановской области

 

По территории Ивановской области курсируют пригородные поезда:

№ 6273/6274 Иваново – Ярославль

№ 6277/6278 Ярославль – Иваново

№ 6275/6276 Иваново – Ярославль

№ 6279/6280 Ярославль – Иваново

№ 6237 Иваново – Кинешма

№ 6238 Кинешма – Иваново

№ 6239 Иваново – Кинешма

№ 6236 Кинешма – Иваново

№ 6261 Ковров – Иваново

№ 6262 Иваново – Ковров

№ 6271 Ковров – Иваново

№ 6272 Иваново – Ковров

№ 6283 Иваново – Юрьев-Польский

№ 6284 Юрьев-Польский – Иваново

№ 6287 Иваново – Юрьев-Польский

№ 6288 Юрьев-Польский – Иваново

Данные ОАО «СППК»

 Количество перевезенных пассажиров в пригородных поездах по территории Ивановской области:

2011 год – 1 млн 363,80 тыс. пассажиров,

2012 год – 1 млн 263,54 тыс. пассажиров,

2013 год (план) – 1 млн 284,45 тыс. пассажиров,

2014 год (план) – 1 млн 362,51 тыс. пассажиров.

Данные ОАО «СППК»

 

27 Ноября 2013, 09:41 +267

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...