20 ноября 2017 г.
08:45:32 Понедельник
Добавить новость
Бизнес и экономика

Игры разума: в чем секрет успеха барных викторин в Иванове

Про людей, которые играют в игры, об играх, в которые играют люди, и о том, ради чего все это делается

Нет в Иванове ни аквапарка, как в Ярославле, ни кремля, как в Нижнем Новгороде, ни парка Горького, как в Москве. Нет современных интерактивных музеев, нет дворца спорта, нет центральной туристической улицы, концентрирующей в себе массу развлечений. А люди, которые хотят интересного и увлекательного отдыха, есть. И свободное время у них тоже есть – пусть и не всегда так много, как хотелось бы. Именно поэтому в последние годы в Иванове бурно развивается индустрия «умных» развлечений. Мы решили выяснить, в чем секрет успеха интеллектуальных игр в Иванове – и не только в Иванове, конечно.

В последние годы в нашем городе наблюдается настоящий бум интеллектуально-развлекательных форматов. Если раньше интеллектуальные игры ассоциировались в первую очередь с «Что? Где? Когда?» и представлялись неким закрытым клубом для знатоков, то теперь викторин множество, а сыграть в них может любой желающий. Паб-квизы (от англ. «барная викторина») стали модным трендом. В ноябре 2015 года в Иванове стартовала игра «60 секунд», годом позже в наш город пришла «Мозгобойня» и викторина ЕGЭ от проекта G-Point. Прошлой весной ивановцы начали разгадывать детективные загадки в «Доме Шерлока», летом организаторы ЕGЭ запустили городской квест G-Point (авто- и велоориентирование), а буквально на днях – в конце октября, начале ноября – в Иванове прошли первые игры «Лиги Индиго». И это еще не все! За «кадром» этой публикации осталось еще несколько подобных проектов.

 

Что это такое?

Pub Quiz представляет собой командную игру на сообразительность.  Родиной формата считается Великобритания, широкое распространение он получил в 1970-80-х, когда невероятную популярность приобрела игра Trivial Pursuit (по ее подобию в России потом создали викторину «Счастливый случай»).

Квизы не требуют энциклопедических знаний. Создатели «МозгоБойни» даже называют игру псевдоинтеллектуальной. Не надо быть Александром Друзем, чтобы вполне успешно играть, достаточно знания общеизвестных фактов и логики. «У развлекательных игр нет цели быть сложными, – объясняет Нина Смирнова, один из организаторов G-Point в Иванове. – К ответу всегда можно прийти логическим путем. Это не просто отдых душой, но и мозгами». Команды, объединяющие друзей, родственников, коллег или даже просто случайных знакомых, собираются в ресторане или баре и в режиме «мозгового штурма» генерируют ответы на вопросы ведущего. В отличие от того же спортивного «Что? Где? Когда?», представляющего собой серьезный соревновательный проект, паб-квизы дают участникам возможность скорее приятно провести вечер, вкусно поесть, пообщаться с друзьями и заодно развлечься, нежели скрестить интеллектуальные копья.

 

Как это работает?

Большинство региональных барных викторин работают по франшизе. Вопросы – так называемые «пакеты» – иногда составляются местными авторами, чаще присылаются «из центра». Заведения – рестораны, бары, клубы – дают добро на проведение барных виторин за определенный процент, фиксированную плату или даже бесплатно, ведь каждый игрок – это потенциальный клиент. Какая-то часть прибыли идет на оплату труда ведущего и диджея, на рекламу, иногда – на обеспечение зала техникой (экраны, проекторы). В больших проектах есть люди, которые отвечают за ведение соцсетей, печать полиграфической продукции, в региональных квизах организаторы берут это на себя. Призы предоставляют спонсоры, сотрудничающие с проектом за рекламу.

 

Это приносит доход?

«За что народ готов платить деньги – так это за еду, развлечения и секс, – рассказывал в свое время создатель «МозгоБойни» Саша Ханин. – Секс мы предложить не можем – разве что в вопросах он постоянно проскакивает. Еда у нас есть. Остаются развлечения. Позаботься о людях – и они сделают тебя богатым». Поначалу дохода в этом проекте не было, все выходило в ноль. Со временем люди перестали вмещаться в один бар, а затем проект разросся по множеству городов. При этом организаторы проекта настаивают, что деньги в нем – не главное. «МозгоБойня» – это не бизнес. Прибыль не является целью. Главная задача – делать интересный для людей проект», – рассказал «Частнику» организатор квиза, зарегистрированный в соцсети как Эдуард Мозгов.

«Я не ставлю задачу срубить с этого много денег, – солидарен организатор ивановского «Дома Шерлока» Александр Жигалин. – Основное занятие у меня совершенно другое. Мне нравится это направление с точки зрения развлечения. Моя задача – максимально отличаться от других и радовать наших участников. Если это будет интересно людям, быть проекту. Не будет интересно – не быть проекту».

«Серьезных денег на барных викторинах, действительно, не заработаешь, – считает организатор ивановских игр «Лиги Индиго» Денис Немцев. – Но у нас несколько иные цели. Мы готовимся к реализации нового довольно масштабного проекта, и «Лига Индиго» – его составная часть». Говорить о самом проекте, по его словам, пока рано.

А вот по мнению Нины Смирновой (кстати, ивановцы были первыми, кто приобрел франшизу G-Point: до этого молодежный проект только начал развиваться в Ростове-на-Дону), при должном отношении барные викторины не просто окупают себя – они приносят хороший доход: «Мы организовали EGЭ ради удовольствия, долгое время работали в ноль и даже минус, но нас это не смущало, и со временем проект приобрел популярность и G-Point из просто любимого детища превратился в стабильный и экономически выгодный проект».

 

Почему это работает?

Ниша рынка, кажется, уже заполнена до отказа, но game over не наступает. Интерес горожан к таким форматам определенно сохраняется.

«На первую игру мы собрали аншлаг: свободных столов в ресторане не осталось», – рассказывает Денис Немцев (первая игра «Лиги Индиго» в Иванове состоялась в конце октября). По его словам, конкуренция, безусловно, ощущается, но она не фатальна: организаторы просто стремятся к тому, чтобы игры не пересекались по датам. Это позволяет одному и тому же ивановцу играть в несколько викторин.

«Когда мы начинали, люди относились скептически: кого-то смущало слово «интеллектуальная», сразу думали, что у нас клуб интеллектуалов и это аналог научной библиотеки, кто-то думал, что это для детей, – вспоминает Нина Смирнова (G-Point). – Но сейчас в городе уже знают о целях нашего проекта, и желающих играть много. Придя хоть раз, сложно не вернуться»

«Несколько лет назад этого просто не было», – говорит Эдуард Мозгов, отвечая на вопрос о том, почему в России начался настоящий бум на паб-квизы. 

В Иванове есть проблема с организацией досуга, отмечает Нина Смирнова. «Система жизни «работа-дом» конечно, хороша при капитализме, но плоха для эмоционального состояния, потому что психологическая разрядка очень важна, – объясняет она. – Советские увлечения отошли еще в 90-е, а новых не появлялось: все те же кафе-рестораны/кино. У ивановцев есть потребность в новых направлениях досуга, и наш проект помогает людям получить то, чего так часто не хватает в будничной жизни – яркие эмоции, драйв, хорошее настроение».

Нина Смирнова.png

«Возможно, секрет успеха викторин – в разнообразии форматов», – рассуждает журналист и блогер Александр Горохов, который уже несколько лет успешно играет в «Свою игру» (в том числе на телевидении) и «Что? Где? Когда?». Самому ему развлекательные викторины интересными не кажутся: вопросы в квизах слишком простые, а по состязательному духу они уступают не только спортивной «Своей игре» и «Что? Где? Когда?», но и их телеаналогам (а на голубом экране вопросы, как говорят знатоки, несложные – так интереснее зрителям). «Мы реально зарубаемся, по гамбургскому счету, – рассказывает Александр Горохов. – Следим за рейтингами. Настоящие знатоки – люди азартные и тщеславные в хорошем смысле этого слова. Но тем, кто не имеет возможности и желания этим заниматься всерьез, тренироваться, готовиться, изучать базы вопросов, но при этом все же владеет определенным набором знаний – вот им паб-квизы очень даже подходят. Они смотрят, к примеру, телевикторины и думают, что они тоже не лыком шиты. И могут, скажем, произвести впечатление на коллег, на девушек. Ну и заодно развлечься, выпить, посмеяться, расслабиться после трудового дня. Удалось ответить на вопросы – хорошо. Не по силам оказались – ничего страшного, зато время провели в шумной веселой компании. А еще такие игры очень сплачивают членов команды. Я вот играю с ивановскими знатоками всего года три-четыре. До этого только в "телевизоре" играл. Но сейчас они мне все стали друзьями – и игроки нашей команды, и самые непримиримые соперники».

Вопросы в «Что? Где? Когда?», проводимой по лицензии, слишком сложны для новичков, согласен Денис Немцев. Паб-квизы демократичнее, проще, оттого и получили такую популярность. «Барные викторины закрывают потребность современного городского жителя одновременно и в приятном времяпрепровождении в непринужденной обстановке в компании друзей, и в самовыражении через демонстрацию уровня своего интеллектуального развития и эрудиции, – говорит организатор «Лиги Индиго». – Настольные игры типа скраббла или эрудита были популярны всегда, а барные викторины оказались захватывающими и эмоциональными интеллектуально-развлекательными играми в команде. Здесь и кроется секрет их успеха».

Несложные вопросы, приятная атмосфера и формат, отличный от того, что уже успели предложить конкуренты – такова формула успешных стартапов в квиз-сегменте. Рецепт, судя по тому, как много сегодня барных викторин в Иванове, «вкусный» и проверенный. 

09 Ноября 2017, 09:31
+1427

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения
Оставить комментарий