Из жизни овощей

Одна из развитых в советские годы отраслей сельского хозяйства сегодня с трудом выживает

Вадим Калинин

Большая часть овощей на полки ивановских магазинов поступает с Юга России или вовсе из-за рубежа, хотя раньше наш регион практически полностью обеспечивал себя огурцами, капустой и иной подобной продукцией.

 Грязных в сети не пускают

 О том, что попасть на полки ивановских магазинов местным овощам, как и почти всей иной ивановской продукции, крайне затруднительно, говорят почти на каждом посвященном этой теме совещании в правительстве области. Но все разговоры мало что могут изменить в реальной картине.

 Претензии торговцев неизменны. Им конкурентоспособную цену и аккуратную упаковку. Как говорит коммерческий директор сети магазинов «КАК РАЗ» Сергей Умнов: «Конечно, мы бы хотели иметь максимально свежий продукт, который еще вчера рос на грядке. У него и на прилавке вид другой, и хранится он дольше. Но хозяйства не могут предоставить нам упакованный и готовый к реализации товар. Максимум, в мешки упакуют,  а так большинство готовы только привезти и ссыпать свой товар в кучи. В регионе очень низкий уровень подготовки продукта к конечной продаже. Мы бы хотели видеть продукт в сетках с ручкой, фасованный в сетки по 2,5 кг, с этикеткой и штрих-кодом. Но этого нет».

 Причина этого банальна: у большинства хозяйств нет денег на покупку нового оборудования. «Обычный полуавтоматический клипсатор стоит около 6 000 евро. Это самое простое оборудование: оно засыпает овощи в сетку, клипса затягивает сетку, а под нее вставляется этикетка, на которой пишется наименование товара, штих-код товара, год урожая. Но региональные хозяйства не готовы к таким затратам», – отмечает Сергей Умнов.

 Насиб Курбанов, директор ивановского оптово-розничного сельскохозяйственного рынка на Сарментовой, 35 лет отработал в овощеводстве. Последнее аграрное предприятие, которым он управлял – ООО «Мир овощей». Он согласен с тем, что ивановские хозяйства сегодня как правило слишком мелкие и бедные, чтобы покупать новое оборудование. «Моечные машины для них слишком дороги. Но слова торговцев о том, что за рубежом все фермеры сами моют и фасуют продукцию – блеф. Я интересовался этим вопросом. И даже делал у себя нечто подобное. В одно из хранилищ у меня была подведена вода, сделана канализация, чтобы мыть продукцию и продавать ее упакованной и чистой. Но в то же время я бывал за рубежом, в Англии. И видел, как устроено это дело там. Примерно в половине случаев продукцию моют и фасуют в гипермаркетах, а не на фермах. А сами производители осуществляли только первичную сортировку продукции», – говорит он. Как бы то ни было, на российском рынке заправляет перекупщик. Именно он, скупая овощи, занимается их предпродажной подготовкой и отправляет в магазины.

 

Выход из сложившейся ситуации у аграриев один – кооперироваться, чтобы совместно приобретать моечную и упаковочную технику. «Но менталитет сегодня у сельхозпроизводителей такой, что не позволяет им это делать. Все очень инертные: кто бы начал, а мы посмотрим и может быть поддержим», – сетует Насиб Курбанов. Он же отмечает еще одну проблему: сети продолжают брать деньги за доступ производителей к своим полкам. «Исходя из своего опыта работы в овощеводстве, могу сказать, что всегда были проблемы с нашими магазинами, особенно с гипермаркетами», – констатирует он.

 Вкусно, но поздно

 При этом производители и торговцы отмечают, что качество ивановских овощей не хуже, чем у конкурентов из более южных регионов. «Картофель и капуста, выращенные в нашей зоне, всегда вкуснее южных. Этому продукту требуется больше воды и прохлады, а картофель еще любит песчаный грунт, как в Белоруссии, Брянской области или у нас. Наши ГОСТЫ до сегодняшнего дня одни из самых строгих в мире. Нитратов и всего прочего подобного здесь используется гораздо меньше, чем за рубежом. Хотя, конечно, южные российские черноземные почвы гораздо плодороднее наших. Но и ивановские хозяйства удобрения используют по минимуму или вообще их не используют по одной причине – местным производителям они не по карману. Берут в основном за счет севооборота», – рассказывает Насиб Курбанов.

 «Продавать свежие ивановские овощи – одно удовольствие. Цена у местной продукции тоже интересная. Другое дело, что поставлять на рынок хозяйства области их могут только в сезон», – говорит Сергей Умнов.

 Фермер Михаил Шабанов отмечает, что сезон овощей у нас в области – это конец августа, сентябрь и октябрь. Именно в это время большинство местных хозяйств собирает урожай. Хранить его большинству негде, так что его стремятся как можно быстрее продать, соответственно, и цена на овощи и корнеплоды заметно падает. Раньше или позже торговцы могут найти более интересные по ценам предложения, поступающие с юга России: Краснодара, Ставрополья и Астрахани.

 Хотя, утверждает Насиб Курбанов, ранние сорта раньше выращивали и в Ивановской области, но теперь все считают деньги, а с российского юга в конце весны – начале лета овощи приходят заметно дешевле. Исключение здесь – совхоз «Тепличный», самое крупное среди соседних регионов тепличное хозяйство, которое одно, по словам аграриев, может чувствовать себя на рынке уверенно.

 «Длинных денег» не видать

 Другие овощеводческие хозяйства переживают далеко не лучшие времена. Среди общих проблем их руководители называют огромные трудности с получением долгосрочных кредитов. Как отмечает Михаил Шабанов, в Европе и США сельхозпроизводитель довольно просто может получить кредит на 20 – 25 лет под 2% годовых. В России банки дадут займ на 5-7 лет под 16-19%. А технику чаще всего приходится покупать иностранную, так как отечественная либо ненадежная, либо просто нет необходимых аналогов.

 

Хотя федеральные власти заявляют о необходимости сделать доступнее банковские кредиты, но этого до сих пор не произошло. Вся поддержка государства, по словам овощеводов, сводится к частичному субсидирования ставки по кредиту. А если хозяйства все же берут кредиты, то у них возникают проблемы с их обслуживанием. Еще одна беда – поиск залогового имущества под кредит. Также сложно осуществлять круглогодичные платежи. Деньги хозяйства получают с реализации урожая, то есть в течение непродолжительного времени. В итоге, им приходится создавать неприкосновенные финансовые запасы, чтобы в срок вносить платежи. Все это в итоге увеличивает стоимость их продукции.

 Дорожают с каждым годом ГСМ, электричество и стоимость оборудования. «Раньше мое хозяйство получало 1 млн 200 тысяч рублей прибыли, а трактор в 80-ые годы стоил от 3 тысяч до 5 тысяч рублей. А сегодня такое же хозяйство даже если получает 5 млн рублей прибыли, то один белорусский трактор стоит больше миллиона», – замечает Насиб Курбанов.

 Рентабельность в овощеводческих хозяйствах в советское время была на уровне 100 – 400% в зависимости от вида продукции. Сейчас этот показатель, по словам аграриев, в хозяйствах области равняется 30 – 40%.

 Еще одна значимая проблема – кадровая. «Особенно остра она там, где рядом находятся более или менее крупные города, проходит железная дорога. Немного получше с кадрами в самой глубинке, где людям сложнее уехать, как, например, в Пучежском районе. А в отрасли очень много ручного труда, так что без людей – никак», – говорит Насиб Курбанов. Иностранцами местных заменить трудно, так как особенно нужны люди, как правило, на короткий срок. Например, когда надо ухаживать за рассадой. И просчитать необходимое количество заранее сложно. А существующий порядок квотирования иностранной рабочей силы весьма громоздок и не позволяет оперативно изменять численность гастарбайтеров.

 В итоге, овощеводство в Ивановской области, считает большинство аграриев, – дело малоприбыльное. Отрасль выживает за счет энтузиастов. И будущее ее весьма сомнительно. По крайней мере, считают овощеводы, до тех пор, пока не изменится государственная политика, перейдя от деклараций к реальной помощи, которая могла бы способствовать доступу к деньгам для создания перерабатывающих производств на местах.

 

23 Августа 2013, 18:23 +279

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...