Как работать в рамках федеральной контрактной системы?

Реализация нового закона вызывает массу вопросов как у экспертов, так и у практиков

Роман Фонинский 

На практике законодательные нормы, регулирующие сферу госзаказа, оказываются жизненно важны для множества хозяйствующих субъектов – от фирмочки со штатом в три человека до большого швейного предприятия. Неслучайно трансформация этой сферы не первый год привлекает пристальное внимание чиновников и бизнесменов.

Напомним, что Ивановская область (областной центр и в Плес) 21-22 мая стала местом проведения масштабного регионального семинара, призванного пролить свет на различные нюансы  применения нового федерального закона о государственных закупках. Примечательно, что в семинаре приняли участие представители центрального аппарата  антимонопольной службы  (в частности, заместитель руководителя ФАС России Алексей Доценко) и всех территориальных органов ФАС России Центрального федерального округа.

Основные положения закона о федеральной контрактной системе или ФКС (№ 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц») вступили в силу с января этого года. Закон  пришел на смену № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и вызвал изрядную сумятицу в умах заказчиков, поставщиков и специалистов в сфере госзаказа.

Вступление закона в силу  эксперты предваряли (в том числе и на страницах «Частника») следующим образом: «Нас ждет дивный новый мир правовых конструкций, мало кому известных и понятных,  без судебной практики, без соответствующих решений антимонопольных органов, зато с колоссальным количеством пробелов и противоречий». Как можно было заключить из прозвучавшего на семинаре, организованном антимонпольщиками,  (а список выступавших там переваливал за пару десятков), опасения скептиков в определенной степени оправдались. 

«Из-за усложнения ряда процедур по размещению государственных и муниципальных заказов на практике возникают сложности правоприменения, - заявил, в частности, глава региона Павел Коньков. – Так, существенно возросло количество торгов с небольшими начальными ценами контрактов (меньше 500 тысяч рублей). Только в текущем месяце региональный департамент конкурсов и аукционов должен разместить около 700 таких заказов. Эффективность этих процедур крайне низка, а трудозатраты специалистов и расход средств достаточно высоки»

Впрочем, кое-что в реализации закона о ФКС чиновники отнесли к числу позитивных нововведений – повышение прозрачности проведения тендеров, расширение способов определения поставщиков, право заказчиков в одностороннем порядке расторгнуть контракт в случае нарушения поставщиком своих обязательств»

О малом и среднем

Поскольку обширность предпринятого участниками семинара анализа не позволяет нам охватить в  одной статье все его аспекты, отметим пока что лишь ряд любопытных моментов. Так, отдельной большой главой в запутанной истории с ФКС можно считать работу по новому закону подрядчиков-субъектов малого и среднего предпринимательства, каковых в Ивановской области - подавляющее большинство. Судя по словам некоторых спикеров, № 223-ФЗ  жизнь малому бизнесу ничуть не облегчил.

«В объемном законе множество пунктов прописаны недостаточно четко и явно ущемляют права СМП, - отметил руководитель ООО «Ивановское региональное агентство конкурсов и аукционов» Кирилл Шамин. – Можно констатировать, что при нынешнем подходе к оценке заявок и подтверждению статуса никаких реальных преимуществ у СМП нет.

Отсюда хочу отметить необходимость введения соответствующих реестров (кстати, подобные попытки предпринимались в рамках 94-ФЗ). Ведь крупные компании могут создавать фирмы-сателлиты, которые отвечают характеристикам СМП и будут участвовать в торгах и госзаказах. В принципе, проблем с созданием такого реестра быть не должно: в Ивановской области, например, это можно сделать на базе департамента  экономического развития и торговли. А сами СМП должны взять на себя обязанность по подтверждению своего статуса».

Также эксперты указывают на необходимость скорейшего введения единой информационной системы. «Как показывает практика и опыт, даже после введения эта система какое-то время не будет корректно функционировать, - заметил, в частности, Кирилл Шамин. -  Так что чем раньше она будет запущена, тем будет лучше для всех участников электронных торгов. Во-первых, ее отсутствием обусловлена невозможность подачи заявок в электронной форме, в том числе по конкурсам. Тогда как почтовая пересылка, мягко говоря, неудобна и некорректна. Да и величина пересылаемых комплектов документов часто достигает сотен страниц, что делает это для СМП весьма накладным».

«Сегодня участники госзаказа констатируют и отсутствие типовых условий контрактов, отметил эксперт. - Они формируются заказчиками произвольно, без учета специфики деятельности СМП.  Порой порядок приемки товаров и услуг или порядок осуществления  отдельных обязанностей по контракту прописаны заказчиками таким образом, что подрядчик должен иметь штат  в несколько десятков единиц, чтобы умудриться их выполнить. В случае с СМП это невозможно. Нет градации и дифференциации в зависимости от размера субъекта. Фирмам без своих квалифицированных юридических отделов в условиях правовой неопределенности трудно исполнять такие контракты. И это не говоря о том, что часть условий включается в контракты совершенно необоснованно. А ведь времени судиться у участников госзаказа, как все понимают, просто нет».

 Учитывая российскую действительность

«Еще один проблемный момент - согласно ст. 93 нового закона, полномочия по определению перечня товаров и услуг, закрепленных за единственным исполнителем,  могут быть переданы в том числе и законодателям субъекта, - напомним Кирилл Шамин. - Предоставление таких полномочий в условиях российской действительности вызывате массу вопросов и пугает региональный бизнес. Скажем, депутаты вдруг решат, что строительный контроль по всем стройкам будет осуществлять только такая-то организация, и вот уже целый сектор бизнеса, который сидел на госзаказе в этой сфере, заглох. Более того, при таком подходе всю систему госзаказа можно разложить на единственных исполнителей. И получить в итоге исполнителей  в виде муниципальных  предприятий, которые отбирают себе субподрядчиков на упрощенных условиях. Да, пока что эта  норма не реализована, но уверен, что со временем нам придется с этим столкнуться. И бизнес-сообщество такая перспектива не радует. Ведь мы уже сегодня можем наблюдать, как работает система оборонного заказа, когда все эти крупнейшие «спецстрои» практически произвольно отбирают себе субподрядчиков. Это неправильно и неприемлемо».

«Неужели нельзя сделать так, чтобы изменения в закон выходили не чаще раза в год?  - задаются вопросом специалисты сферы госзаказа. – Мы имеем столь динамичный правовой режим, что даже эксперты, профессионалы не успевают под него подстраиваться. Так что уж говорить о малом и среднем бизнесе…Только они слегка вникнут в нормы закона, как он уже кардинально меняется...»

(«Частник» обязательно продолжит рассмотрение различное аспектов ФКС в ближайшее время – в частности, весьма любопытны оценки, которые дают сложившейся ситуации представители антимонопольной службы)

Для справки: Напомним, что, помимо прочего, новым законом введена система планирования и обоснования закупок, многоуровневый общественный контроль и контрактные службы (контрактные управляющие); расширена линейка способов определения поставщика (подрядчиков, исполнителей). Предполагается, что закон о контрактной системе сократит случаи заключения контрактов у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Он также устанавливает обязанность обеспечения заявок и исполнения контрактов, применения заказчиками штрафных санкций в случае нарушения условий контракта, возможность расторжения контракта в одностороннем порядке etc.

 

28 Мая 2014, 13:44 +308

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...