Кассовый аппарат как герой нашего времени

IT-технологии для торговли А героем дня стал кассовый аппарат. И неудивительно. Именно с этого устройства начинаются внешние финансовые потоки, от покупателей - продавцам. Поэтому для бесперебойности и стабильности потоков нужно, чтобы кассовый аппарат работал надежно (а еще лучше – непрерывно). Раньше, когда на весь магазин был один кассовый аппарат, достаточно было одного механика, который мог и настроить его, и при необходимости отремонтировать. Сейчас, когда кассовые терминалы все чаще объединены в сеть, которая затем подключается к единой автоматической системе управления (АСУ), их обслуживание становится задачей, которую может решить квалифицированный инженер. Задача усложняется, когда к АСУ подключаются новые и новые магазины в разных регионах. И тогда техническое обслуживание кассовых аппаратов становится отдельным направлением в работе торговой сети. По мнению директора компании «Кристалл-Сервис» Дмитрия Зверева, надежнее всего передать обслуживание специализированной IT-компании. Причем лучше как можно раньше начать обсуждение будущей экспансии в регионы с IT-компанией, потому что зачастую красивые экономические планы трудно реализовать из-за внезапных «технических сложностей». Как говорит Дмитрий Зверев, даже такой, казалось бы, простой термин, как «обслуживание ККМ» в разных регионах трактуют по-своему, и подобные мелочи нужно учитывать заранее. Главное же условие технически успешного выхода в соседний регион - программное обеспечение, которое вы будете использовать для управления региональной сетью, должно быть уже апробированным, проверенным и надежным. Выход в новый регион – это не время для экспериментов, и, если программного обеспечения нет и не было, стоит его выбрать заранее и отработать на стенде. Компания, которая будет заниматься интеграцией новых магазинов в вашу сеть, должна быть хороша знакома вам. Так как именно она на первом этапе выхода в новый регион будет вашим первым помощником. В конференции принимали участие три основных компании-интегратора: «Кристалл-сервис», «Пилот» и «Сервис-Плюс». «Кристалл-Сервис» порадовала будущих покупателей своей системы тем, что ее коробочный программный продукт прост в инсталляции и легко совместим с аппаратным оборудованием. Еще больше облегчит жизнь торговой сети небольшой, но важный нюанс, который использует в своей работе «Кристалл-Сервис», - для всех элементов кассовых терминалов используется единый уникальный номер обслуживания. И если возникнут какие-то проблемы, управляющему магазином не надо будет ломать голову – в чем деле, в «софте» или «железе», специалист «Кристалл-Сервис» разберется самостоятельно. Группа компаний «Пилот» - разработчик информационной системы Marlin Retail Suite в качестве главного достоинства системы отметила ее модульность. Система состоит из ядра и набора модулей, которые можно подключать в соответствии со своими потребностями. На выбор разработчики предлагают верификатор цен, управление товарными запасами, поддержку весов, ценовые схемы. Компания «Сервис-Плюс», кроме собственно программного обеспечения (информационная система «Супермаг-2000»), предлагает также торговое оборудование (сканеры, весы, упаковочные машины) и расходные материалы (этикетки, красящие ленты, защитные бирки, метки). Само-оплачивание В самом скором времени работы у IT-специалистов станет еще больше. Потому что кассовые аппараты станут частью системы самообслуживания. О новых технологиях самообслуживания в магазине рассказывал руководитель направления автоматизации розничной торговли компании NCR Владимир Бобылёв. В будущем кассовые аппараты сами будут взвешивать товар, выбивать чек и принимать оплату от покупателей. Оплата будет возможна как купюрами, так и монетами, кредитными картами или иными способами. Возможно, что кассовый аппарат будет принимать только один способ оплаты, к примеру, кредитные карты (плюс в том, что стоимость такого аппарата значительно дешевле). Удобства для покупателя понятны: увеличивается скорость обслуживания и уменьшаются очереди. Для владельцев сети выгод еще больше. Растущая пропускная способность торговой сети позволяет увеличивать прибыли. В торговом зале снижается число продавцов: один человек сможет обслуживать от четырех до восьми кассовых аппаратов. Технологическая новинка позволяет обеспечить больший контроль за сохранностью товаров, так как исключает сговор продавца и покупателя и снижает уровень воровства. Если сейчас в мире установлено уже 34 тысяч подобных устройств, то к 2007 году оно возрастет до 244 тысяч. Разработчиком российской версии кассового аппарата самообслуживания стала компания NCR, она выставляла экспериментальный образец на российских выставках всего два раза – в 2004 и 2005 году. И если год назад потенциальные потребители категорично заявляли, что эта новинка в России бесперспективна, то в этом году посетители выставки задавали уже совсем другие вопросы. Как обучать покупателей пользоваться подобными системами? Как подготовить торговую сеть к переходу? Какие проблемы могут возникнуть при запуске? В свободной продаже кассовый аппарат нового типа, по прогнозам NCR, появится весной 2006 года, технологическая новинка будет весьма недешевой – в среднем один аппарат стоит 20-25 тысяч евро. Пока получены заказы от транснациональных компаний, присутствующих в России. А деньги-то они считать и не умеют… От прогнозов на будущее участники конференции перешли к обсуждению проблем насущных. Наболевшими проблемами в отношениях с франчайзи в новых регионах поделился вице-президент компании Sela Аркадий Пекаревский. Без представительства корпорации в регионе, как правило, наладить работу не получается. Приходится учить развеске товаров, выкладке, оформлению витрин. В Sele создали специальную команду из 10 человек (как их называют в компании – «десантники»), которая летает по стране и занимается обучением новых партнеров. Но если бы мешал только недостаток знаний по мерчендайзингу, это были бы еще цветочки. «К сожалению, - заметил Аркадий Пекаревский, - практика показывает, что у нас предприниматели научились зарабатывать деньги, но не научились их считать. Появляется новый партнер, начинаешь выяснять: какая у вас прибыль? Такая-то. А в чем эта прибыль – в товаре, в деньгах, в дебиторской задолженности – неизвестно. Дальше можно не продолжать». Тем не менее, Sela и дальше готова тратить время и усилия на подготовку новых партнеров, потому что 90% магазинов торговой сети работает по системе франчайзи. Франчайзи для головной компании не просто партнер, а родственник, с которым живешь в одной семье. Зато для «Копейки» франчайзи все чаще становятся головной болью. Как говорит президент ТД «Копейка» Александр Самонов, все чаще к ним приходят покупать франшизу предприниматели, которые рассчитывают через два-три года выйти из бизнеса. И уже на первой встрече они спрашивают: а вы готовы выкупить меня через пару лет? Эта сеть в регионах ищет совсем других партнеров - тех, которые собираются существовать долго и стабильно, которые понимают, что франчайзинг не кабала, а способ развития, снижения рисков для бизнеса. Для таких предпринимателей «Копейка» разработала специальную лизинговую программу. Теперь торговое оборудование можно взять у головной компании в лизинг на пять лет под 10,5% годовых (в рублях). Насколько эта новость важна для региональных партнеров, Александр Самонов показал на цифрах. Переоборудование магазина по стандартам «Копейки» стоит в среднем 500-600 тыс. долларов, из них 50% затрат составляет стоимость торгового оборудования. Мало того, «Копейка» еще и роялти не берет. Правда, как заметил Александр Самонов, товар поставляется по ценам, которые уже включают роялти. Однако франчайзинг – лишь одна из возможностей развития торговой сети. О своем опыте дружественного поглощения украинской торговой сети рассказал директор по развитию компании «Перекресток» Юрий Лосев. Задача выхода на украинский рынок была поставлена 2,5 года назад. Выход в соседнюю страну облегчало несколько факторов. Большинство федеральных российских поставщиков «Перекрестка» уже представлены на Украине. Местные розничные сети развиты достаточно хорошо. В стране высокая степень урбанизации. А также общие потребительские привычки. Тут у россиян и украинцев много общего: как выразился Юрий Лосев, «едим, может быть, и некачественное и не всегда вовремя, но много». Затрудняло выход то, что общие экономические показатели оставляют желать лучшего, доходы населения в среднем ниже, чем в России, а также высокая конкуренция между сетями. Логика событий подсказывала, что сначала нужно купить местного оператора, чтобы иметь плацдарм для развития, причем для наилучшего соотношения «цена-качество» нужно было выбрать сеть «из середнячков». Главное условие – она должна присутствовать в основных крупных городах, и в первую очередь, в Киеве. В итоге была куплена сеть СПАР, состоящая из семи магазинов. Синергия с купленной сетью заняла достаточно много времени, зато «Перекресток» получил, по словам его руководителей, бесценный опыт поглощения. Следующий шаг будет направлен на органический рост сети. В ходе дискуссии на конференции было выявлено пять главных тенденций, в соответствии с которыми развивается торговля в России. Проблемы развития торговых сетей во многом связаны с тем, что условия ведения бизнеса в разных регионах сильно различаются. Крупные игроки используют стратегии стремительного роста, в первую очередь поглощения и слияния. Усиливается роль IT-технологий. Все большее значение приобретает разработка торговой концепции магазинов. В будущем все большее количество направлений работы, не связанных прямо с торговлей, к примеру, таких, как уборка помещений, будет отдаваться на аутсорсинг. Галина Кузнецова Кстати Футурология торговли Развитие интернета превращается в экономическую революцию, считает американский ученый Рик Карлгард. Интеллектуальные устройства проникнут во все средства связи и бытовые приборы. Сегодня в мире насчитывается 400 млн ПК и 1 млрд телефонов. Через десять лет глобальная сеть соединит 5 млрд объектов. Взрывной рост «умных» устройств создаст глобальный рынок мгновенной и достоверной информации о товарах и услугах. Снизятся внутрифирменные затраты. Разовьется безбумажный оборот документов. Торговля пойдет по прямым заказам, минуя дорогие и громоздкие складские помещения. Главной формой торговли станут сетевые аукционы, где цена на товар будет гибко формироваться в режиме реального времени. Но договариваться о цене друг с другом будут не люди, а «умные» устройства покупателя и продавца, ориентируясь на сложившиеся цены. Резко возрастет роль покупателя в паре «покупатель-продавец». Благодаря интернету, например, тысяча возможных розничных покупателей Toyota Camry смогут объединиться и требовать значительных скидок на партию в тысячу машин.
27 Сентября 2005, 14:12 +146

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...