Край малобюджетных музеев

Много денег из ничего Пожалуй, суть этой тактики можно сформулировать именно так. Конечно, «много денег» - это пока только прогноз на будущее, но то, что все южские музеи открывались с минимальными вложениями - чистая правда. Например, в смете на создание музея «Пугало огородное» самыми значительными, должно быть, стали расходы на организацию одноимённого конкурса и затраты на косметический ремонт одного из сельских домиков в селе Преображенское, где теперь расположилась «пугальная» экспозиция. И малобюджетностью своих музеев южане очень гордятся. Узниками стереотипов их не назовёшь. Кажется, превратить в музейный экспонат в Юже могут всё, что угодно. Так фактически «на общественных началах», с нуля, открывался Южский музей театра, где в качестве экспонатов демонстрируются театральные костюмы, реквизит и мебель из актёрских гримёрных 19 века. Не понадобилось какой-то особенной финансовой помощи и работникам городского Детского юношеского центра, которые решили сделать музей из своей коллекции театральных кукол. Кроме того, в районе прекрасно понимают, что любая экспозиция – это тоже товар, который надо уметь правильно подать и красиво обыграть. Поэтому прежде чем отправиться на экскурсию по Южскому Дому ремёсел и Холуйскому музею, заезжим гостям дают понять, что они оказались в гостях у очень необычных людей. Оказывается, огромная тяга здешних жителей к рукоделию и творчеству в советские времена даже стала объектом внимания учёных. Изучив район, они обнаружили в почве тектонические разломы с повышенным содержанием гелия, который – ни много, ни мало - стимулирует умственную деятельность (!). Попадая после такого рассказа в мастерские Дома ремёсел или в Холуйский музей, заинтригованный турист ощущает себя в обители «самородков», и на работы мастеров смотрит уже как на чудо (что, в принципе, недалеко от истины). Когда весной в Холуе разливается Теза, и вода скрывает улицы посёлка, туристов не просто катают на моторной лодке, демонстрируя виды «Среднерусской Венеции», а подробно рассказывают о ритуале посвящения в «фараоны». И о том, что так местные жители называют существ с рыбьими хвостами, которые умеют читать мысли, а ещё тех, кто случайно в паводок свалился в воду. Не последнюю роль в продвижении южского туризма играют СМИ. Вспомнить хотя бы тот же музей пугала. О его открытии почти одновременно с областным телевидением рассказали «Первый канал» и НТВ. А потом организаторов музея пригласили на «Большую стирку». В результате одна из посетительниц выставки огородных стражей, кстати, москвичка, рассказала экскурсоводу, что о музее услышала во время отдыха в Турции (!). Пожалуй, ни один другой глава районной администрации не сотрудничает с областной, и тем более, столичной прессой так активно как «первое лицо» Южи Валентина Сысуева. Причём, каждый раз, рассказывая журналистам о своём районе, Валентина Алексеевна говорит не столько о проблемах, сколько об изобилии новых идей и проектов. Это и понятно: «эксклюзивные» музеи и природные богатства в глазах потенциальных инвесторов выглядят гораздо привлекательнее, чем например, южское бездорожье и оторванность от цивилизации. Впрочем, из этой «оторванности» южане тоже научились извлекать выгоду; её продают как «удалённость от городской суеты». Теперь английские, немецкие, японские и мексиканские туристы приезжают в Южу «за чистым воздухом, за прозрачной водой, за тишиной и звуками леса». Причём этот вид туризма (экотуризм), модный нынче на Западе, тоже не требует больших денежных вложений. Комплексный подход По справедливому замечанию Стеллы Киселёвой, которая в южской администрации курирует вопросы туризма, инфраструктура для туристического центра не менее важна, чем сами экскурсии и музей. Поэтому, как только мы приехали из Преображенского в Южу, меня с гордость повели на экскурсию в … платный туалет. А потом с не меньшим удовольствием стали показывать номера «Гостевого дома» и городскую столовую. Оценивать уровень сервиса и комфортабельности не берусь, но то, что южане практикуют «комплексный подход», уже очень показательно. «Цветам расти - Юже цвести» Этот слоган, помещённый на один из рекламных щитов, которыми Южа встречает туристов - продукт детского творчества. Любому туристическому центру нужны кадры. К их воспитанию южане подошли со свойственным им размахом. Пожалуй стоит только перечислить направления, по которым работают организованные в каждой школе детские студии, и всё станет ясно. Всего «приоритетных направлений» пять: туристическое, краеведческое, экологическое, гражданско-патриотическое, и возрождение народных традиций. С «молодых ногтей» южан учат знать свой край и уметь рассказать о нём туристам. Причём теория преподаётся без отрыва от практики. Например, дети, переодетые в «пугалят» встречают гостей в музее пугала. Они поют частушки и рассказывают туристам о родном селе. Детскими спектаклями заканчиваются экскурсии в музеях театра и театральной куклы. Ребята разрабатывают и лесные туристические маршруты, делают лавочки, костровые места и следят за чистотой. Одним выстрелом – двух зайцев. С одной стороны, когда эти дети повзрослеют, у них будет совершенно другое сознание. Ведь уже сейчас они растут с установкой на то, что их край имеет все шансы стать туристической Меккой. А с другой стороны, дети не так меркантильны, как взрослые, и их помощь – неплохое «подспорье» для только-только начинающего набирать обороты южского туризма. Бюро находок А как ещё можно назвать людей, у которых в запасе всегда не меньше десятка интересных идей, проектов и «инвестиционных предложений»? Для ценителей острых ощущений и экстрима в Талицкой колонии южская администрация, совместно с кафедрой культурного сервиса и туризма Ивановской текстильной академии, давно уже планирует создать музей тюремного быта. Подобные музеи существуют и в других регионах, но южский будет особенным. Здесь туристам предложат самим побывать в шкуре «осужденных». Новоиспечённого узника отправят в настоящую тюремную камеру. Но предварительно на него заведут «уголовное дело», сфотографируют в фас и профиль и снимут отпечатки пальцев. Сокамерники (хорошо зарекомендовавшие себя заключенные колонии) будут общаться с новоявленным зеком исключительно по фене. Научат его расшифровывать тюремные татуировки, мастерить, например, «заточку» из обычной ложки, изготовлять ключи из хлебного мякиша и даже гнать тюремный самогон. Что касается самогона, то и на этот счёт у южской администрации давно есть несколько идей. Оказывается, давно пылится без дела эксклюзивная коллекция самогонных аппаратов, изъятых в своё время у местного населения. Здесь и раритетные модели 19 столетия и, например, современное чудо конструкторской мысли, созданное на базе стиральной машинки «Мини-Вятка». Ну а после экскурсии туристам можно предложить и дегустацию самогоночки. Для более консервативным гостям Южи, предпочитающим познавательный туризм, южская администрация планирует открыть музей шлюза, в котором главными экспонатами станут уникальные, срубленные ещё в начале 19 века деревянные шлюзы на Тезе. А ещё в планах – музей торфа в Мугреевском, этнографическая деревня в Суземье… Всего не перечислить. Проекты самые многообещающие. Как говорится, просто добавь инвестиций... К сожалению, я выбрала не самое удачное время для поездки в Южу. В июле дети, принимающие участие практически в любой южской экскурсии, разъезжаются по пионерлагерям. Их старшие коллеги отдыхают в отпусках. И куда бы вы не приехали, вас почти наверняка встретят маляры и штукатуры, которые торопятся привести здания в «презентабельный вид» до начала сезона. А он начинается в этих местах в конце августа – начале сентября. Уже в конце лета в Южу начнут стекаться любители «тихой охоты», на ставшую уже традиционной «Южскую грибалку». А вслед за ними вновь приедут и завсегдатаи соревнований по рыбной ловле на Святом озере. Евгения Кутахина
08 Августа 2005, 19:07 +70

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...