Марк Геллер: «Налоговую реформу надо продолжать»

- Марк Витальевич, какова роль рабочей группы? - Идея заключается в том, чтобы все законопроекты по изменению действующего налогового законодательства проходили предварительную общественную и в то же время профессиональную экспертизу в рамках созданной при Торгово-промышленной палате рабочей группы. Основная задача – создание некого общественного органа из представителей бизнес-сообщества с целью так называемого нулевого чтения законопроектов, которые поступают для принятия в Федеральное Собрание Российской Федерации. В составе рабочей группы депутаты Госдумы, судьи Высшего Арбитражного суда, представители государственной налоговой службы, Министерства финансов, крупных компаний, юристы. - А как вы вошли в эту группу? - Наше юридическое бюро входит в состав Торгово-промышленной палаты Ивановской области, ее председатель Леонид Геннадьевич Иванов и предложил мне принять участие в работе новой структуры, создаваемой при ТПП России. Я согласился. Честно говоря, у меня сначала был довольно скептический настрой. Думал, что это больше для галочки. Но те четыре часа, которые мы отработали во время первого заседания, оказались достаточно плодотворными, было высказано немало конкретных предложений. Например, по единому социальному налогу. Чтобы его снизить, повсеместно занижают оплату труда, выдавая зарплату в конвертах. (Кстати, на заседании рабочей группы дважды в этом плане упоминались предприятия нашей области). Были предложения по изменению ситуации. Например, законодательно установить обязанность работодателя платить зарплату не ниже прожиточного минимума. Такая норма в статье 133 Трудового кодекса есть, но в соответствии с заключительным положением Трудового Кодекса (статья 421) она не действует, поскольку порядок и сроки введения размера минимальной заработной платы устанавливаются Федеральным законом, который до сих пор не принят. Обсуждался также вопрос о законодательной инициативе по изменению статьи 74 Налогового кодекса о возможности приостановления операций по расчетным счетам организаций в случае неисполнения решении о взыскании налоговой недоимки. В действующей редакции эта статья позволяет приостанавливать операции вне зависимости от сумм задолженности и от сроков, в течение которых допущена просрочка. Один день просрочили на минимальную сумму – и вам приостанавливают операции по счету, на котором миллионы рублей. Предлагается ввести ограничение по срокам и по сумме: недоимка должна быть не менее одного месяца, а общая сумма недоимки должна превышать 10% от итоговой стоимости активов предприятия. Мнения по этому поводу разошлись. Поступило альтернативное предложение приостанавливать операции по счету только на сумму налоговых претензий. На мой взгляд, это более логично. Но окончательно решение тоже будет принято на следующем заседании, которое состоится в середине апреля. - Какие еще проблемы поднимались? - Обсуждалась концепция налоговой реформы. - Как? Ведь она уже завершается… - Точно так же удивились представители федеральной налоговой службы и Минфина, ведь считается, что все реформы у нас подходят к концу. Между тем, в докладе представителя научно-исследовательского института развития налоговой системы, который мы заслушали, предлагается внести существенные коррективы в налоговое законодательство. Считается, что у нас одни из самых низких налогов в мире. Но так ли это? Мне понравилось выступление доктора экономических наук – Кашина Владимира Анатольевича, который занимается вопросами экономического развития. По его мнению, налоговое бремя является далеко не самым тяжелым бременем в России. Существуют административные сборы, которые государство взимает за получение согласовательной документации. Есть безумные коррупционные сборы – их уровень, по некоторым оценкам, равен налоговым платежам. Поэтому, например, если аналогичная продукция будет производиться в Китае и у нас, то там она окажется почти вдвое дешевле. Потому что в Китае нет таких издержек, с которыми приходится сталкиваться нашему бизнесу. Так что хвастать низкими налогами не стоит. Среди членов рабочей группы немало представителей бизнеса, которые реально представляют схемы уклонения от уплаты налогов и, что меня особенно порадовало, говорят об этом не таясь. Они считают, что 90% хозяйствующих субъектов тем или иным способом уклоняются от уплаты налогов, в частности, НДС. Административными методами тоже можно повысить собираемость – например, провести несколько показательных процессов (некоторые, кстати, мы уже наблюдаем). Но это не выход. Авторы доклада предлагают упростить порядок взимания НДС, практически до введения альтернативного налога с оборота, уйти от которого практически невозможно: есть оборот – есть налог. Однако рабочая группа так и не пришла к единому мнению, надо ли формировать свою позицию на основе этого доклада. Было принято решение продолжить обсуждение на следующем заседании. Тогда и будет решено, есть ли необходимость выходить в правительство с некой инициативой по проблеме НДС. Но очевидно, что делать с этим налогом что-то надо. Тем более что в последнее время налоговые органы начали серьезную компанию по возмещению НДС. И сейчас, на мой взгляд, создана такая правовая ситуация, когда применяются двойные стандарты: одни налогоплательщики – добросовестные и им НДС возмещается, а другие недобросовестные и, соответственно, они сталкиваются с большими проблемами в этой области. С другой стороны, создалась ситуация, когда никто не защищен. То есть платить налоги исправно возможности нет, иначе рынок просто тебя выкинет. Но если ты встанешь на путь уклонения от налогов, то не будешь застрахован от проверки и кары фискальных органов. Получается замкнутый круг, выйти из которого невозможно. Ясно, что надо систему менять. Но стоит ли это делать так кардинально, как предлагается сегодня, надо подумать. - С какой инициативой могли бы выступить вы лично? - С учетом практики нашего юридического бюро, многое стоило бы поправить. В частности, вопрос урегулирования уплаты НДС при договоре совместной деятельности между субъектами, которые не являются плательщиками этого налога. Много и других проблем. В этой связи я хотел бы сказать, что наша рабочая группа – орган открытый. Все заинтересованные лица могут вносить свои предложения. Все материалы, связанные с работой группы, можно получить в нашем юридическом бюро или ТПП Ивановской области. Чем шире будет аудитория людей, обсуждающих проблемы налогового законодательства, тем рациональнее окажется результат нашей работы. - Самое главное, чтобы все это не осталось просто на бумаге. Каков механизм реализации решений рабочей группы? По результатам заседаний будут выноситься соответствующие постановления, которые будут переданы в правительство РФ для формирования предложений о законодательной инициативе. Мы будем отслеживать, как дело двигается дальше. Судя по представительному составу рабочей группы, у меня есть надежда, что положить наши разработки в долгий ящик не получится. Записала Людмила Котляр
03 Апреля 2006, 15:55 +46

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...