Михаил Мень: «Издательский бизнес в 90-е годы был суперприбыльным делом»

Эксклюзивное интервью губернатора Ивановской области

На прошлой неделе в Сергиевом Посаде завершились Меневские чтения - традиционная конференция, посвященная памяти протоиерея Александра Меня. Помимо основной программы там презентовали новые книги ИД «Жизнь с Богом». Мало кто из ивановцев знает, что основателем этого издательского дома в России в 90-е годы был сегодняшний губернатор области Михаил Мень. Глава региона рассказал «Частнику» о работе книгоиздателем во времена «дикого рынка».

 - Михаил Александрович, о вашей работе в бизнесе известно очень мало. Почему вы решили пойти в бизнес именно в 90-е годы? Почему выбрали книгоиздательство?

- Выбор был очевиден. Дело в том, что при жизни отца, даже в последние постперестроечные годы ни одна его книга не была издана в России. Были публикации его работ в журналах «Смена», «Московская патриархия», но как таковых книг - подчеркну, именно в России  - не было. Единственным издательством, которое публиковало его работы, было издательство «Жизнь с Богом», выпускавшее духовную литературу на русском языке. Оно было основано Ириной Михайловной Постновой, дочерью русского историка церкви, эмигранта. Люди, которые пришли к вере в начале 80-х годов, помнят такое оранжевое евангелие, выпущенное как раз в этом бельгийском издательстве. В то время распространение такой литературы было под строжайшим запретом,  поэтому существовал даже такой пароль: «Мы все родом из брюссельской капусты». Но в 90-е годы наше государство перестало быть официально атеистичным, и в стране резко подскочил спрос на духовную литературу, в том числе на книги моего отца. И тогда уже после его трагической гибели спустя некоторое время  на семейном совете мы решили найти средства для открытия собственного издательства.

-  То есть это был не совсем бизнес ради прибыли?

- Да. Я  никак не предполагал, что стану книгоиздателем. Когда мы решили издавать книги отца в России, я думал привлечь сторонних менеджеров, найти другие издательства. Но все эти попытки не дали результата: предпринимательство в стране только зарождалось, особого опыта ни у кого не было. А требования к изданию у нас были очень высокими, потому что мы воспринимали это не просто как выпуск книг, а как создание лучшего памятника наследию отца. Пришлось взяться за это самому. Вот так и получилось, что я начал собственный бизнес, который оказался высокорентабельным. Надо сказать, что издательский бизнес в 90-е годы вообще был суперприбыльным делом.

- Но ведь это 90- годы - времена «дикого рынка», так называют сегодня эксперты этот период. Ощутили на себе все «прелести» той эпохи?

- Конечно. Настоящей прелестью эпохи - без кавычек - был небывалый книжный бум. Мои сверстники хорошо помнят эти времена: люди, изголодавшие по литературе, глотнув свободы, стали скупать книги. Тиражи тех времен невозможно повторить сегодня. Покупалось практически все, главная проблема была достать бумагу для выпуска продукции. На этом рынке было очень легко попасть на криминал. С бумагой могли помочь и в типографии, где мы печатали книги, но там ее предлагали в два-три раза дороже, чем она реально стоила. В результате приходилось искать другого поставщика. Были проблемы с перевозкой уже отпечатанной продукции. Иногда нужно было срочно перевозить тиражи, и я загружал под завязку свою «девятку» и несколькими ходками перевозил книги из Москвы на склад готовой продукции. Дикое было время – никто ни за что не отвечал, в любой момент могли, что называется, кинуть.

- Создавая этот бизнес, вы рассчитывали на серьезную прибыль?

- Честно говоря, нет. О целях нашего начинания я уже сказал. В издание первых книг мы вложили собственные средства семьи, а затем уже опирались на полученные гонорары, в том числе от изданий, которые были переведены на другие языки. Доходов хватило на дальнейшее инвестирование в издательский бизнес, часть средств мы вложили в параллельные активы, которые и сегодня приносят прибыль нашей семье.

- Современные издательства одной из основных проблем называют рынок сбыта. Книги можно напечатать, но как договориться с сетевыми книжными магазинами? А в вашем случае это еще и духовная литература….

- Тогда таких проблем не было. У книжных магазинов был реальный голод по продукции. Все книги разбирали полностью, некоторые магазины сразу отдавали деньги за тираж: они были уверены, что все смогут продать. Часть тиражей забирали мелкооптовые торговцы, которые уже продавали книги по всей стране. Тогда любая книжная продукция была востребована и, если классику выпускали и в советское время, то духовная литература только-только появилась на прилавках.

 - Михаил Александрович, издательство «Жизнь с Богом» работало в Бельгии. Как тот же бренд появился в России?

- Покскольку в 90-е годы книжный рынок России открылся, запрет на религиозную литературу был снят, и бельгийское издательство постепенно выпускало все меньше и меньше книг. После смерти Ирины Постновой не осталось никого, кто бы унаследовал этот бренд. В итоге в Бельгии это издательство было закрыто, и несколько лет спустя мы его возродили в России, сохранив основную миссию – издание духовной литературы. Отмечу, что первые книги, которые мы уже печатали в России, выходили от издательского отдела Фонда имени протоиерея Александра Меня.  Возрожденный бренд «Жизнь с богом», под которым и до сих пор выходит литература, появился позже. Общий тираж книг, выпущенных под этими двумя брендами, сегодня составляет больше восьми миллионов, часть их них переведены на 14 языков мира.

- Все это - книги отца Александра Меня?

- Если говорить о работах, написанных отцом именно как книги, они, конечно, все изданы. В том числе самая известная  - «Сын человеческий», которая входит в знаменитый семитомник «История религии: в поисках пути, истины и жизни». После выпуска книг началась работа по изданию работ, которые включали в себя расшифровку аудиозаписей отца, его проповеди, переписку. И эта литература тоже пользуется спросом.

- Изначально, когда создавали издательство, вы думали только о выпуске книг отца?

- Да, в первую очередь. Я боялся доверить это важное для нашей семьи дело кому-то другому. Затем уже параллельно издательский дом участвовал в других крупных проектах, которые не были напрямую связаны с духовным наследием моего отца. И позже, уже в 1994 году, бразды правления издательским домом я передал своему дяде, Павлу Меню.

- Почему вы ушли из бизнеса? Как сегодня участвуете в работе издательского дома?

- В декабре 1993 года я принял решение пойти в политику и успешно избрался депутатом по одномандатному округу в Московскую областную думу. Издательский дом уже успешно работал, меня все больше увлекала политика, и постепенно я ушел из руководства издательства. Сегодня я являюсь членом Попечительского совета издательского дома «Жизнь с Богом». Сейчас мы решаем вопрос об издании полного собрания сочинений отца Александра Меня. Есть крупные издательства, которые проявляют интерес к этому проекту, но, возможно, мы его выпустим и в нашем ИД «Жизнь с Богом». В любом случае мы как владельцы авторского права планируем первые книги собрания сочинений отца выпустить к 2015 году, когда будут две знаковые даты - 80-летие со дня рождения протоиерея Александра Меня и 25 лет со дня его трагической гибели.

- Как сегодня оцениваете рынок духовной литературы в России?

- Конечно, с тиражами 90- х годов сегодняшний рынок невозможно сравнивать. И даже дело не в том, что люди стали меньше читать. Просто появились новые носители информации. Кроме того, сейчас очень много издательств, выпускающих духовную литературу. Существуют целые издательские отделы при монастырях, епархиях... Хотя недавно я искренне порадовался успехам книги отца Тихона Шевкунова «Несвятые святые» издательства Сретенского монастыря. Ее тиражи приблизились к рекорду, который есть у книги «Сын человеческий» отца Александра Меня. Это означает, что духовная литература продолжает быть востребованной в России.

18 Сентября 2013, 09:33 +549

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...