Миссия выполнима

Поиск партнеров — основа любого бизнеса. Не случайно проект «Деловые миссии в регионы РФ» вызывает стабильный интерес московских предпринимателей. Ведь это хорошая возможность продвижения своей продукции. Но в чем интерес собственно регионов и насколько эффективна эта форма работы? Московская штучка Деловые миссии — это часть комплексной программы развития и поддержки малого предпринимательства в городе Москве. Разработчики программы исходили из того, что освоение регионов в России может полноценно заменить экспорт продукции. Проект реализуется с помощью системы межрегиональных маркетинговых центров (ММЦ), которые работают в 63 регионах РФ. Суть системы состоит в том, что ММЦ Москвы формирует делегацию, а региональные центры подбирают и приглашают на встречи потенциальных партнеров для московских бизнесменов. Как правило, каждый участник поездки проводит 6-10 деловых встреч. Программа реализуется с 2004 года, и за это время в ней приняли участие более 2300 московских малых производственных предприятий. Было организовано более 9500 двусторонних встреч, более 3900 из них завершились подписанием соглашений. За годы своего существования проект заметно изменился. Все чаще заключаются сделки в рамках франчайзинговой схемы, происходит передача технологий и т.д. Кроме того, по оценке руководителя ММЦ «Москва» Сергея Шабельникова, меняется состав участников миссий. Заметна тенденция усиления позиций производств, использующих современные технологии. Это предприятия, производящие лакокрасочные и отделочные материалы, электрику, бытовую сантехнику, компании, предлагающие новые энергосберегающие, экологические и коммунальные технологии. В этом году московская делегация уже побывала в Перми, Астрахани, Владимире, Нижнем Новгороде, Волгограде, Калуге, Брянске, Красноярске, Саранске, Пензе, Барнауле, Набережных Челнах, Архангельске. До Нового года осталось посетить еще Кострому и Ростов-на-Дону. Зачем им это нужно Колесить по стране — нелегкое дело. Однако, как рассказали московские предприниматели, ездить вместе все-таки намного проще, чем самостоятельно. Часть расходов берет на себя правительство Москвы, так что стоимость участия в миссии доступна даже представителям малого бизнеса. К тому же предприниматели приезжают на подготовленную почву: туда, где для них уже назначено несколько встреч. Впрочем, после нескольких поездок большинство бизнесменов приходят к выводу, что перед поездкой необходимо и самостоятельно обзванивать потенциальных клиентов, поскольку региональные подразделения ММЦ не всегда точно представляют, кого нужно приглашать на встречу к конкретному предпринимателю. Как правило, второй день гости посвящают объезду офисов тех фирм, которые их интересуют. Причем принимающая сторона оказывает в этом содействие. Зачем нам это нужно Интерес местных предпринимателей в сотрудничестве со столичным бизнесом — вопрос не праздный. Как рассказала директор системы межрегиональных маркетинговых центров Елена Емельянова, три года назад город Иваново уже принимал деловую миссию. Тогда в поездке приняли участие 22 компании. За два дня было проведено 215 двусторонних встреч, по итогам которых было заключено 91 соглашение о сотрудничестве. Первый заместитель начальника департамента экономического развития и торговли области Андрей Зайцев особо подчеркнул, что тогда в результате переговоров одна из московских фирм разместила в Иванове заказ на пошив швейных изделий. В этом году некоторые компании вновь рассматривали такую возможность. В нынешней поездке приняли участие около 40 московских компаний, производящих мягкую мебель, системы водоочистки и водоподготовки, зоотоваров, материалов огнезащиты для обработки древесины, мужской и женской одежды, лечебной косметики и БАДов и так далее. При подготовке визита было проведено более 240 предварительных встреч, более 140 ивановских компаний приняли участие в двусторонних переговорах. Впрочем, окончательные итоги встреч еще предстоит подвести, налаживание сотрудничества требует некоторого времени. Чем мы хуже Уже несколько лет обсуждается вопрос о том, чтобы организовать деловые миссии ивановских предпринимателей в другие регионы. Как пояснила Елена Емельянова, для этого необходимо, чтобы проект был включен в областную программу по поддержке малого бизнеса. В этом случае возможно получение софинансирования из федерального бюджета. Однако, по словам Андрея Зайцева, эту форму поддержки малого бизнеса правительство области пока не считает приоритетной. Альтернативой может стать постоянно действующая экспозиция ивановских текстильщиков в мэрии Москвы. По словам директора Ивановского государственного фонда поддержки малого и среднего бизнеса Алика Шарабидзе, этот вопрос сейчас прорабатывает Дмитрий Михеев, возглавляющий представительство правительства Ивановской области в Москве. На миссию надейся, а сам не плошай Большинство участников проекта пришли к выводу, что, для того чтобы получить максимальный эффект от поездки, нужно быть «самому себе организатором». Юрий Шубин, генеральный директор компании «Рикс-мода»: — В 2004 году мы приняли участие в самой первой деловой миссии в Самару. И с тех пор постоянно выезжаем в регионы. В общей сложности на нашем счету более тридцати поездок. Бывают очень результативные поездки (например, в Твери в конце 2008 года мы нашли нескольких отличных клиентов). А в некоторых регионах сотрудничество не складывается. Эффект от поездки во многом определяет работа, которую ведет сам предприниматель до и после визита. Если полагаться только на организаторов и тех клиентов, которых обзвонят они, результат будет невелик. До визита стоит наладить контакт с потенциальными клиентами, пригласить их на переговоры. А после — своевременно напомнить о себе. Город Иваново нам интересен не только с точки зрения рынка сбыта, но и с точки зрения возможности размещения заказов. Одно другому не мешает. Виктор Агапов, генеральный директор ООО «Травы жизни»: — Не всегда в рамках деловых миссий организаторы могут охватить именно тех, кто нам нужен. Например, мы предлагаем лечебную косметику. И нам, как правило, подбирают в качестве потенциальных партнеров руководителей аптек, магазинов и так далее. А нас гораздо больше интересуют медицинские центры. Поэтому нужно созваниваться с клиентами и самому. Для меня как представителя малого бизнеса есть две формы поиска новых партнеров (помимо прямого выхода на них) — деловые миссии и региональные выставки. Миссии более эффективны. На выставки приходят по большей части потенциальные потребители нашей продукции. А нас интересуют компании, которые могли бы донести эту продукцию до потребителей. Как правило, не только у меня, но и у других участников миссий сотрудничество складывается примерно с половиной клиентов, которые первоначально проявили интерес к товару. Александр Михеев, менеджер отдела продаж ЗАО «СТ. — МЕДИФАРМ» — Личные переговоры всегда лучше, чем общение по телефону, электронной почте и так далее. Здесь есть возможность показать продукцию, пообщаться. Мы участвуем в миссии только второй раз, до Иванова побывали в Саратове. Поездка туда оказалась недостаточно успешной, мало с кем удалось договориться о сотрудничестве, поскольку не совпали пожелания по условиям работы. Но все же это эффективнее, чем ездить самостоятельно. Маргарита Пушкина, руководитель отдела продаж компании «Петровичи» (фабрика диванов): — Мы принимаем участие в поездке впервые. Такое решение было принято по принципу: а почему бы и нет. Поиск новых клиентов — задача не из легких. И если правительство готово оказать в этом содействие естественно воспользоваться этим. Это мероприятие доступно для представителей малого бизнеса. Марина Ложкина, технический директор ООО «Энирис-СГ» (защита от накипи и коррозии без химикатов и электричества): — Мы пользуемся этой формой работы уже несколько лет. Это позволило нам почти полностью отказаться от выставочной деятельности. Участие в крупной выставке обходится в несколько тысяч евро, а эффект зачастую сводится к общению с коллегами и демонстрации того, что фирма жива. Для малого предприятия это слишком большая плата за «понты». На те же деньги мы сможем несколько лет ездить с деловыми миссиями. Марина Москалева
02 Декабря 2009, 16:03 +45

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...