На дне ли мы?

На заседании Президиума Правительства РФ 1 июня был рассмотрен проект Стратегии развития легкой промышленности. Документ направлен на повышение конкурентоспособности отрасли, стимулирование инвестиционной активности и перевооружения, борьбу с теневым оборотом товаров легкой промышленности. Но существует ли еще в России как таковая текстильная отрасль, которую можно было бы поддерживать? Как сказался кризис на работе основных предприятий Ивановской области (которая производит 50% хлопчатобумажных тканей в России)? Новая реальность Почти все ведущие игроки рынка пока еще не определились, достигли ли кризисные явления апогея. «Пока снижение продаж продолжается, — отмечает генеральный директор ООО «ТДЛ «Текстиль» Павел Каржанов. — И сейчас трудно сказать, связано ли это с сезонным спадом спроса или это продолжение кризисных явлений». «Кризис развивается, и сейчас совершенно неясно, что будет дальше: будет ли отскок, будет ли после него новое падение, — говорит член совета директоров ЗАО «ЮНИСТАЙЛ ХОЛДИНГ» Василий Гущин. — Но те проблемы, которые связаны со снижением спроса, мы уже ощущаем в полной мере. По разным розничным сетям падение объема реализации товара по группе non food составило от 20 до 50%. Для ритейлеров, которые занимаются одеждой, потерять 50% объема реализации с учетом того, что они сидят на арендованных площадях и половину их расходов составляет оплата аренды, — это практически разорение. Сейчас все зависит от того, удастся ли им достичь соглашения с арендодателями о снижении цен на арендуемые площади, о каких-то иных формах оплаты (например, участии в доходах, когда отчисление происходит с каждого чека). Те, кому это удастся, выживут». Еще в прошлом году Василий Гущин говорил о том, что кризис перепроизводства в легкой промышленности был неминуем — слишком сильно в последние годы вырос объем импорта. Снижение объемов продаж сейчас налицо на всех предприятиях текстильной отрасли. Но разные сегменты рынка пострадали в разной степени. По оценке Павла Каржанова, в данный момент объем продаж ассоциации ТДЛ составляет примерно 50% от прошлогодних показателей. Более всего пострадал сегмент госзаказа (в связи с секвестированием бюджетов), на втором месте — домашний текстиль. Наиболее стабилен сегмент медицинских изделий. Существуют и региональные различия. Широкая дилерская сеть компании позволяет наблюдать определенные закономерности. «Более всего пострадал Урал, где экономика была построена на машиностроении и металлургии, меньше всего — Москва, Сибирь, Дальний Восток, южные регионы, где экономика более диверсифицирована, — говорит Павел Каржанов. — Сибирь и Дальний Восток мы вообще раньше недооценивали, так как считалось, что туда мешками завозят товар из Китая. Оказывается, что потребность в наших изделиях там все-таки достаточно велика». Генеральный директор корпорации «Нордтекс» Юрий Яблоков отмечает, что серьезные потери понес сегмент тканей для спецодежды, где объем продаж упал более чем в два раза. «С одной стороны, многие компании идут по пути сокращения бюджетов и в том числе экономят на спецодежде, — комментирует Юрий Яблоков. — С другой стороны, фирмы, производящие спецодежду, сейчас реализуют свои запасы и поэтому закупают меньше тканей». На втором месте по снижению объемов продаж в корпорации «Нордтекс» — домашний текстиль. Председатель совета директоров ЗАО «Кинешемская ПТФ» Сергей Жуков подчеркнул, что в компании только сейчас начался небольшой спад продаж: «Спад ощущается только в последние две недели. С октября, когда у всех началось падение объемов, мы держались, отмечался даже рост производства. Нам очень помогает то, что есть медицинская составляющая — в кризис люди болеют не меньше. Спад возможен на тех предприятиях, где слишком высокая себестоимость продукции». По мнению председателя правления ООО «Промышленная группа «Роско» Дмитрия Сиганова, дно кризиса уже достигнуто и сейчас начинается медленный рост производства: «Сейчас происходит некоторое увеличение продаж. В декабре объем продаж составлял примерно 50% от прошлогодних показателей, затем вырос до 2/3. С марта он практически не меняется. Впрочем, у нас большого спада продаж не было. Во многом потому, что мы работаем в низком ценовом сегменте. Наиболее серьезно пострадал сегмент постельного белья, предназначенного для среднего класса. Часть людей, которые раньше покупали сатиновое постельное белье, сейчас переориентировались на комплекты из бязи. Мы продолжаем успешно работать с сетями — группой компаний «Эксперт-ритейл», «Пятерочкой», «Перекрестком» (через них реализуется около 20% товара). Единственная проблема, связанная с сетями, — это отсрочка платежей, которая составляет от 90 до 120 дней». Поводы для оптимизма и пессимизма Сегодня текстильная отрасль как никогда нуждается в грамотной аналитике, в адекватных прогнозах того, как будет развиваться рынок. Пока исследования меняющегося рынка носят промежуточный характер. Тем не менее, как отмечает Василий Гущин, такие исследования дают некоторые поводы для оптимизма. В частности, специалисты Высшей школы экономики РФ опросили 4000 человек во всех городах-миллионниках в начале кризиса и по истечении восьми месяцев. «По опыту США и европейских стран, где кризисы не являются таким ошеломляющим явлением и к ним относятся как к смене погоды, через восемь месяцев люди уже точно понимают, как они себя будут вести, — говорит Василий Гущин. — У них уже все случилось: они потеряли работу или не потеряли, они видят, насколько изменились цены, и думают о том, как они будут себя вести как потребители. По данным исследований, сейчас наметилась оздоравливающая тенденция. Если в течение первых месяцев кризиса у потребителей был шок и среди ответов на вопросы, будут ли потребители приобретать товары непродовольственной группы, преобладали ответы: «откажусь от потребления», «буду потреблять реже», то сейчас количество таких ответов сократилось в пользу тех, кто отвечает: «буду потреблять реже, но те же марки». Ощущение того, что изменился мир, уже стало реальностью и породило новые стратегии потребительского поведения. В этой ситуации возможно появление новых лидеров». Поводом для пессимизма Василий Гущин считает то, что в кризисные явления вмешиваются сторонние силы. В частности, в Китае на простаивающих предприятиях продолжают выплачивать зарплаты за счет прямых государственных дотаций. «Это приводит к тому, что оздоравливающего эффекта кризиса нет, — говорит Василий Гущин. — В кризис должен умереть неэффективный. А неэффективность не всегда очевидна. Если ты не в состоянии быть гибким, если ты расположен далеко от рынков (как Китай), то ты умираешь. Выживают те, кто способен проявить гибкость, шить малые серии, делать нормальную дистрибуцию, когда товар доставляется в магазин практиче- ски к дверям (как делает наша компания). В ситуации, когда в кризисный процесс начинают вмешиваться такие силы, как государства, будут выживать не самые сильные. И эффект кризиса может просто не проявиться. Погибнут не те, кто слаб, болен и хил, а те, кого меньше поддержали. Россия не располагает такими возможностями по поддержке текстильной отрасли и не ставит перед собой таких задач. Поэтому нам остается смотреть на развитие кризиса и на то, как он скажется на состоянии розничной торговли. Цифры падения оборота, которые называют ритейлеры, просто чудовищны, и если это продлится еще два-три квартала, последствия будут очень серьезными». Антикризисные меры Так или иначе, в новых условиях приходится работать всем. Как говорит Павел Каржанов, выживание сегодня — это вопрос того, у кого больше запас прочности или накопленный «жирок». В компании «Роско» уменьшили долю импортных тканей в производстве (в том числе китайских) и приостановили процесс открытия филиалов. По словам Дмитрия Сиганова, в данный момент филиалы компании (например, в Екатеринбурге, Новосибирске) работают только на самоокупаемость. Сейчас «Роско» набирает персонал, так как в критический момент с предприятий уволилась значительная часть работников. Долю отечественного сырья в производстве увеличила и компания ТДЛ. Сделан акцент на более дешевый ассортимент. На предприятиях прошли некоторые сокращения, которые затронули непрофильные направления. Теперь на производстве сейчас вновь идет набор специалистов. «Нужно работать еще больше, чтобы достичь каких-то результатов и выйти из кризиса, опередив конкурентов, — считает Павел Каржанов. — Один из плюсов кризиса состоит в том, что сейчас удалось сформировать очень хороший ассортимент, который в лучшие годы даже не было возможности создать». В компании «Нордтекс» расширили предложение по спецодежде, в частности начали предлагать специальную обувь. «Наши клиенты — «Газпром», «Росатом» — по-прежнему проводят тендеры на поставку спецодежды, — говорит Юрий Яблоков. — В домашнем текстиле мы сохраняем широкий ассортимент, выводим на рынок новые марки. В частности, ориентированные на подростков марки «Смайл» и «Фристайл», марку «Лунная симфония» в экономклассе, рассчитанную на то, чтобы потеснить сегмент no name». Антикризисный план ЗАО «ЮНИСТАЙЛ ХОЛДИНГ» основан на «ручном управлении». По оценке Василия Гущина, в кризисных условиях хорошо себя проявили такие традиционные для компании решения, как изготовление товара малыми сериями, гибкость, работа в соответствии со спросом. На Кинешемской ПТФ снижение издержек было жестко запланировано полтора года назад. Именно тогда был проведен серьезный аудит, чтобы выявить тот персонал, который не имеет непосредственного отношения к производству, и оптимизировать штат. Персонал, который не занимался производством, был сокращен в два раза. «К 1 октября 2008 года мы были свободны от этого груза. Поэтому нам не нужно лихорадочно отправлять людей в коллективные отпуска, как это делают другие, — подчеркивает Сергей Жуков. — Серьезная проблема сейчас — это позиция поставщиков хлопка. Если раньше оплату мы производили с отсрочкой до 90 дней, то теперь, даже хорошо зная нас как партнеров, поставщики дают нам хлопок с отсрочкой платежа на две недели-месяц. И не дай бог задержать платеж на день». Если попробовать описать состояние отрасли и настроение ведущих игроков в двух словах, то это будут слова «затишье перед бурей». Пока непонятно, что будет происходить дальше, и участники рынка стараются совершать как можно меньше лишних движений в ожидании неведомого будущего. МНЕНИЕ Председатель совета директоров ЗАО «Кинешемская ПТФ» Сергей Жуков: — По моему предприятию я не могу сказать, что как-то конкретно ощущаются кризисные явления. Единственный кризис, который существует, — это кризис доверия между банками и предприятиями текстильной отрасли. Текстильная отрасль для большинства банков сейчас как красная тряпка для быка. Дело даже не в том, что увеличиваются залоговые обязательства. Конечно, с точки зрения рынка недвижимости оценочная стоимость фабричных зданий упала. Но если называть вещи своими именами, то на самом деле они никому и ни за какие деньги не нужны. Это только повод, чтобы отказать в предоставлении кредита. В благополучные времена мы получали призы за увеличение ссудной задолженности, банки наперебой предлагали кредиты. Они вошли в эту систему, стали кровью производственного организма, и сейчас прекращать финансирование — все равно что останавливать кровоток. Это деструктивное явление. Тем более что существует определенное недоверие коммерческих предприятий — поставщиков и покупателей друг к другу, страдают товарные кредиты. Сейчас мы получили подтверждение от Сбербанка РФ, что нам будет предоставлен кредит. Я думаю, что это хороший знак для других банков, показатель того, что текстильная отрасль заслуживает доверия.
18 Июня 2009, 09:47 +111

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...