Не умеешь – научим, не хочешь – заставим

Правительство региона хочет, чтобы торговые сети более активно работали с местными производителями, а те, в свою очередь, выпускали более качественную продукцию

Владислав Волотко

 vvv@chastnik.ru

 Ивановским производителям продуктов питания по-прежнему трудно пробиться в торговые сети и гипермаркеты. Посодействовать им пытается правительство Ивановской области.

 Сетевой магнетизм

Губернатор Михаил Мень собрал 14 апреля большое совещание, на котором присутствовали представители торговых сетей, местных предприятий пищевой промышленности и местные же аграрии. Начальник областного департамента сельского хозяйства и продовольствия Дмитрий Дмитриев рассказал, что местные производители способны обеспечить потребности региона по мясу птицы, яйцам и хлебу на 100%, по молочной продукции – на 80%. По остальным товарным позициям ситуация гораздо хуже. Однако даже та продукция, которая в большом количестве производится предприятиями Ивановской области, представлена в большинстве сетевых магазинов и гипермаркетах весьма скромно. Например, в гипермаркете METRO Cash & Carry ивановская молочная продукция составляет 14% ассортимента товарной группы, охлажденные куры – 6%, сыры – 4%. Лишь доля хлеба составляет в ассортименте 93%. Впрочем, практически весь хлеб в розничной торговле региона – местного производства.

Схожая картина наблюдается в гипермаркете «Реал». Согласно озвученным данным, доля ивановских продуктов по всем группам за исключением хлеба не превышает 10%.

От имени ивановских товаропроизводителей выступил депутат Ивоблдумы и генеральный директор ТПО «Океан» Николай Корчагин. Он озвучил доклад, подготовленный рабочей группой, которая включает в себя депутатов и руководителей предприятий пищевой промышленности. Опросив большое количество местных пищевиков и аграриев, группа подготовила отчет о проблемах, с которыми сталкиваются поставщики при попытке войти в те или иные торговые сети. Выяснилось, что претензии есть практически ко всем сетям, работающим на территории региона.

Авторы доклада условно разделили все сети на три группы: лояльных к местным производителям, умеренно лояльных и нелояльных. Наиболее лояльными оказались ЗАО «Продукты» («Торговая лига»), «Как раз», «Риат», «Экстра» (гипермаркеты «Главмаг»). Каких-либо упреков, впрочем, смогла избежать лишь «Торговая лига», однако было отмечено, что сеть достаточно небольшая, в связи с чем существенного влияния на ситуацию на рынке она не оказывает. «Как раз», как следует из доклада, практикует возвраты части поставленной продукции в нарушение федерального закона «О торговле». «Риат» и «Экстра» периодически задерживают оплату поставленного товара.

В число умеренно лояльных попали «Бимарт», «Высшая-Лига-Иваново» («Ценорез», «Зебра», «Экстра-Эконом», «Высшая Лига-Маркет»), «Купец». При этом «Купец» упрекнули в том, что здесь главным критерием считают низкую цену поставляемого товара, в связи с чем зачастую качественная, но более дорогая местная продукция не попадает на полки магазинов.

Труднее же всего поставщикам работается с ЗАО «Тандер» («Магнит»), METRO Cash & Carry, «Реалом», «Нашим гипермаркетом» (проект сети «Седьмой континент»), сетью «Гастроном у дома» («ГУД»), ООО «ИПК» (сеть «Империя продуктов»), «Гелленом» и «Копейкой». «ГУД» требует высокой платы за ввод товара в сеть. METRO Cash & Carry и «Реал», по словам Корчагина, предлагают поставщикам кабальные договоры и требуют «неадекватных» маркетинговых вложений. «Копейка» вообще не работает с местными поставщиками, а «Магнит» настаивает на поставках продукции в сеть по бросовым ценам. Например, в компании «Продвагон» рассказали, что «Магнит» требовал у них снижения цен на 17%, вследствие чего отпускная цена производителя сравнялась бы с себестоимостью. ТПО «Океан» предложили поставлять свою продукцию в сеть, снизив ее отпускную цену сразу на 38%. Это, по словам Николая Корчагина», означало бы поставку по цене ниже стоимости сырья. Производитель животного масла и сыров «Дубрава» пожаловался, что ему предлагали поставлять плавленый сыр по цене 38 рублей за килограмм, что вдвое ниже его себестоимости.

«Магнит» вызывает особое беспокойство у местных производителей, поскольку эта сеть является наиболее динамично развивающейся в Ивановской области. Ожидается, что к концу года в Ивановской области будет 70 магазинов «Магнит», причем львиная доля их будет располагаться в небольших населенных пунктах. Покупательная способность тамошних жителей низкая, поэтому есть опасение, что на долю «Магнита» в итоге будет приходиться очень большая доля оборота местной торговли. Поскольку «Магнит», как уже было сказано, недружественен по отношению к местным поставщикам, они боятся потерять эти мелкие населенные пункты как рынки сбыта.

Михаил Мень ответил на это, что с «Магнитом» «вопрос сложный, у них большие планы по развитию…». Впрочем, глава региона сообщил, что уже отправил письмо владельцу сети Сергею Галицкому и изложил в нем просьбу относиться более лояльно к ивановским поставщикам.

 Компромисс любой ценой

А вот Metro и «Реалу» всерьез досталось от губернатора. Он напомнил, что с этими ритейлерами у правительства существуют определенные «джентльменские соглашения», которые в настоящее время не выполняются. В частности, в свое время руководители обоих гипермаркетов обращались в правительство с просьбой оказать содействие в решении ряда вопросов. Правительство помогало им с ускоренным согласованием разрешительной документации, оформлением земли и т.д. А те, в свою очередь, обязались активно работать с местными товаропроизводителями. «Надо отвечать за свои слова, или, как выражались в прошлом веке, отвечать за базар», - заявил губернатор, обращаясь к представителям этих магазинов. – Но если вы не хотите работать с ивановскими поставщиками, то так и скажите. Это честная позиция, и мы будем учитывать ее, оказывая вам административную поддержку».

Генеральный директор ивановского «Реала» Андрей Гаранин отказался комментировать упреки губернатора, а руководитель по корпоративным и внешним коммуникациям METRO Cash & Carry Оксана Токарева заявила корреспонденту «Частника» следующее: «Политика компании METRO Cash & Carry всегда направлена на увеличение доли местных производителей в ассортименте наших гипермаркетах в регионах. В некоторых из них доля местных продуктов питания по разным сегментам продукции составляет от 60 до 90%. Другое дело, что порою мы сталкиваемся с недостаточным качеством продукции местных поставщиков. У нас очень жесткий аудит качества, поэтому пройти его действительно удается не каждому. В Ивановской области пока еще далеко не все поставщики могут обеспечить тот уровень качества, который является для нас стандартом. Вместе с тем, мы продолжаем работать с потенциальными поставщиками – это непрерывный процесс – и я думаю, что увеличение доли местной продукции на наших полках – это вопрос времени.

Кроме того, нам требуются достаточно большие объемы поставок, которые могут гарантировать не все ивановские поставщики. Полагаю, что если они будут развивать свой бизнес и расширять объемы производства, их шансы быть представленными в ивановском гипермаркете METRO Cash & Carry также вырастут.

Что же касается упреков в том, что мы предъявляем кабальные условия сотрудничества поставщикам или требуем с них каких-то непомерных маркетинговых вложений, то они абсолютно необоснованны. Все это – разговоры из прошлого. Было время, когда поставщики действительно имели определенные основания жаловаться на тяжелые условия сотрудничества, однако политика METRO Cash & Carry в отношении поставщиков давно уже изменилась. Сегодня мы не требуем с них никаких дополнительных расходов и не предъявляем никаких требований, идущих вразрез с ныне действующим законом «О торговле».

Представители ивановских предприятий жаловались не только на нежелание ряда сетей сотрудничать, но и на те сложности, с которыми сталкиваются производители, поставляющие свою продукцию в торговые сети. В частности, практически все федеральные и мировые сети отличаются еще и чрезмерно долгим процессом принятия каких-либо решений по возникающим вопросам. Местные сети принимают решения быстрее, однако, как уже было сказано, часто задерживают проплаты за уже поставленный товар. Помимо ранее названных этим грешат «Купец», «Геллен», «Империя продуктов», а также «Высшая-Лига-Иваново».

Губернатор заявил, что рабочая группа хорошо поработала, и предложил присутствующим высказаться по обсуждаемому вопросу. Ответом ему были 30 секунд гробовой тишины.

Михаил Мень выразил надежду, что все ритейлеры – люди разумные и задумаются о расширении сотрудничества с региональными производителями. Одновременно, впрочем, губернатор заявил, что главный контраргумент торговых сетей – низкое качество поставляемого товара – тоже отнюдь не беспочвенен. «Мы, разумеется, не будем заставлять торговые сети принимать на реализацию низкокачественный товар», - заверил Михаил Мень. По его мнению, поставщики и ритейлеры должны найти разумный баланс интересов. Удалось ли им это сделать, правительство проверит через месяц. И если результаты проверки окажутся неудовлетворительными, будут вырабатываться меры, направленные на поддержку продвижения местной продукции в торговые сети. Одну из таких мер предложила, например, все та же депутатская рабочая группа: заставить всех ритейлеров формировать не менее 40% ассортимента из местной продукции.

 

24 Апреля 2011, 11:44 +369

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...