Ну, за понимание...

Одновременное вступление в силу нового закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта алкогольной и спиртосодержащей продукции» №171 ФЗ и закона Ивановской области «О лицензировании и декларировании розничной продажи алкогольной продукции на территории Ивановской области» по масштабам созданных проблем превзошли самые смелые ожидания. Легализация легального алкоголя – повод уйти в тень - Очень часто все начинается с того, что в СМИ появляются сюжеты о том, что кто-то где-то отравился алкоголем, - говорит владелец небольшого магазина Александр. – После этого делается логичный вывод, что контроль за реализацией алкоголя нужно усилить. И, как говорится – далее везде... От алкогольного отравления действительно умирает немало людей, никто из нас с этим и не спорит. Но ведь никто не разбирался, чем конкретно отравился человек. Собственно, по большому счету никто не отрицает необходимости закона. Но вот поспешность, с которой он реализуется, привела к тому, что работа целой отрасли уже месяц идет в авральном режиме. Самым болезненным оказался запрет на торговлю продукцией со старыми федеральными и акцизными марками после 1 июля. Во-первых, до последнего оставалась надежда, что законодатели дадут доторговать этой продукцией, как это было при переходе на систему акцизных складов. Во-вторых, оформлять возвраты раньше было рискованно: ведь товара с новыми марками пока очень мало, а чем-то торговать до наступления «времени Ч» тоже нужно. Так что региональные оптовики просто вынуждены были до последнего сидеть на бочке с порохом. - В связи с фактическим отсутствием марок нового образца, марки старого образца выдавались импортерам вплоть до 30 декабря 2005 года, - говорит генеральный директор компании «Альтаир-2» Наталья Кирюшкина, - а импортеры ввозили продукцию с учетом потребностей рынка во втором квартале 2006 года. При этом с учетом географии России и цепочки реализации товара: импортер – региональный оптовик – местный оптовик – розница, в ряде регионов России продукция, импортированная в марте текущего года, оказалась в рознице только в мае. Таким образом сейчас во всей цепочке реализации находится несколько миллионов бутылок с марками старого образца, легально ввезенных на территорию России. Они могут быть фактически вытеснены в теневой оборот. В данный момент мы ведем переговоры и начинаем возврат товара. Мы не понимаем, почему для легально ввезенной и выпущенной с уплатой всех таможенных платежей продукции могут существовать какие-либо искусственно созданные ограничения сроков реализации, почему информация об этой продукции не может быть внесена в ЕГАИС (Единую государственную автоматизированную информационную систему), и почему миллионы потребителей и сотни тысяч сотрудников компаний-импортеров, оптовиков, магазинов и ресторанов, владельцев предприятий малого бизнеса должны нести потери от несовершенства закондательства. - На нас тяжело сказывается то, что опоздал региональный закон, регулирующий розничную торговлю, - говорит коммерческий директор ООО «Стандарт-СК» Владимир Корчагин. – Кроме того, до сих пор не определен порядок того, как будет клеиться марка на импортный товар. Зачастую их просто нет. Сейчас наша задача – вернуть товар поставщикам. По большей части они принимают его, но тяжело и долго. У нас в свою очередь идут возвраты от розницы, от индивидуальных предпринимателей. Выпить или вылить? Далеко не все производители согласны принять от оптовиков все остатки. Не все даже имеют такую возможность. Но еще сложнее идет работа с импортерами. Собственно, все понимают, что для московских фирм необходимость аккумулировать у себя товар из регионов – это тоже серьезный удар. Для этого нужны дополнительные складские площади, рабочая сила. Убытки неизбежны, это понятно. Некоторые компании наотрез отказываются принимать товар назад, другие принимают решение о его уничтожении. - Мы подсчитали и пришли к выводу, что нам дешевле просто вылить вино, или раздать его даром, чем затевать всю эту мороку с его инвентаризацией и последующей маркировкой, - сообщили «Частнику» в одной из московских компаний. И столичным аналитикам, и региональным оптовикам ясно, далеко не все российские оптовые компании оправятся от удара, некоторые закроются. Причем это будет уже «вторая волна», поскольку ряд компаний пал жертвой запрета на ввоз грузинских и молдавских вин. Это те, кто специализировался на ввозе вин из этих стран полностью, или на 70-80%. Пока логика нового закона не совсем понятна предпринимателям. - Решение относительно старых марок, я не могу назвать иначе, чем грабеж, - говорит заместитель директора компании «Алкотрейд» Сергей Борисов. - В интернете уже появились парадоксальные определения типа: легализация легального алкоголя. Товар, который мы имеем на складе, - это абсолютно легальная продукция, со всеми возможными документами. С этой продукции государство уже получило акцизы, налоги. И теперь выясняется, что ее нельзя пить. Из-за чего? Из-за марок! Сейчас мы сидим, считаем, и приходим к выводу, что проще выпить все здесь. Естественно, из-за отмены старых марок страдает и розница. Витрины магазинов приобретают нехарактерный вид, то и дело можно услышать: «Что-то здесь ассортимент маловат, пойдем еще поищем». Как рассказала директор сети винных супермаркетов «Ароматный мир» Татьяна Миловидова, пустота на полках магазинов связана с тем, что у поставщиков пока немного наименований продукции с новой маркой, а товар со старой нужно вернуть поставщикам в сжатые сроки. - Традиционно у нас в ассортименте 3000 наименований алкогольных напитков, - говорит Татьяна Миловидова, - сейчас мы такого количества однозначно не наберем. Когда ситуация изменится – еще вопрос. В основном это касается вина – водка с новой маркой стала поступать в конце апреля. Вин просто нет, и заменить их нечем. Сначала мы убрали из ассортимента вина производства Молдавии и Грузии, заменив их болгарскими, чилийскими и так далее. Теперь выясняется, что и их нельзя пить. Главное, что эту продукцию даже хранить нельзя, поэтому такой ажиотаж, спешка, все стремятся вернуть товар. … А я маленький такой Еще одно нововведение уже областного уровня. Теперь индивидуальные предприниматели не смогут торговать спиртными напитками. То, что это ударит по самим ИП, доказательств, в общем, не требует. - Мы работаем в формате магазина у дома, - говорит индивидуальный предприниматель Ирина, - люди у нас не делают глобальных закупок на неделю, к нам приходят, если чего-то не хватило к ужину, неожиданно пришли гости. Я не могу понять логики: с одной стороны чиновники всех уровней говорят о поддержке малого и среднего бизнеса. А с другой для нас созданы невыносимые условия. Алкоголь составляет до трети от оборота. Если им не заниматься, рентабельность магазина будет стремиться к нулю. Непонятно, кто выиграет, если мы закроемся. Сколько предпринимателей не сможет переоформить документы и организовать юридическое лицо, пока сказать сложно. По оценке оптовиков, индивидуальные предприниматели составляли 70-80% клиентов, особенно велика их доля в небольших населенных пунктах. Около 60% ИП, по тем же данным, или еще не приступили к перерегистрации, или вообще не будет перерегистрироваться. Не последнюю роль и играет и страх перед более высокими штрафами, которые могут быть наложены на юридическое лицо. Эфемерной возможностью торговать под лицензией оптовика собираются пользоваться немногие. Да и оптовики не спешат распахнуть свои пролицензированные объятия. - Если у магазина серьезная проходимость, хороший оборот по алкогольной продукции, люди сами перерегистрируются, - считает Сергей Борисов (компания «Алкотрейд»), - Что касается возможности торговать под лицензией оптовика, тогда непонятно, в чем же выгода владельца магазина? В том, что он будет получать что-то вроде арендной платы? И еще вопрос, нужно ли это оптовику? К нам поступают подобные предложения, но мы видим, что идут они в основном от проблемных точек, где оборот и прибыль невелики. Так что я не думаю, что это получит большое распространение. На фоне «марочного» аврала будущее введение ЕГАИС, собственно, никого не пугает. Хотя, по словам экспертов, скорее всего, будет сбой, связанный с тем, что не все заводы сразу смогут внедрить систему у себя. Цыплят, как водится, придется считать по осени. В роли цыплят выступят и убытки казны: о цифрах пока говорить трудно, но, например, в Челябинской области уже подсчитали, что налоговые поступления от акцизных сборов по сравнению с прошлым годом упали более, чем в три раза («Накануне.ru»). И убытки самих предпринимателей всех уровней, для которых летние выручки в местах отдыха сопоставимы с новогодними. И неудобства потребителей, которым зачастую негде будет купить вина, потребление которого летом традиционно возрастает. Все руководители предприятий говорят о том, что как бы они лично ни относились к закону, исполнять его придется. Хотя, в отличие от московских магазинов, наши особых скидок на товар не делают, полагаясь на возможность вернуть все местным оптовикам. - Всем, кроме авторов документа, очевидно, что данная идея в масштабах страны является абсолютно технически неосуществимой и имеет коррупционный потенциал, - отмечает Наталья Кирюшкина. – По нашим прогнозам, производители алкоголя, дистрибьютеры и ритейлеры понесут существенные убытки, общая сумма которых может составить 0,7-1,2 млрд долларов. Понятно, что компании попытаются переложить понесенные убытки на потребителя, частично покрыв свои потери за счет повышения цен. Однако, по нашим прогнозам, рост цен не превысит 10-15%, так как спрос в этом сегменте достаточно эластичен. Потребители дешевой продукции могут перейти на суррогаты, а более дорогой – на пиво, сидр, и другие не попавшие под смену акцизных марок напитки. В своих прогнозах предприниматели достаточно единодушны: более или менее ситуация войдет в колею примерно через месяц. А по-настоящему восстановить импортный ассортимент, и привести все к «дореформенному» состоянию удастся не раньше конца осени. По некоторым прогнозам, рынок все равно не будет настолько заполнен. Марина Москалева
28 Июня 2006, 14:44 +71

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...