Один на всех

Областная администрация и Законодательное собрание с подачи ивановского Союза промышленников и предпринимателей (СПП) намерена упорядочить инвестиционную деятельность на территории региона. С одной стороны, ее ведение должно упроститься – хотя бы потому, что на основе существующих сегодня двух областных законов (закон «О государственной поддержке инвестиционной деятельности» и закон «О государственной поддержке инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений») уже разработан проект единого закона, принятого ЗС в первом чтении больше года назад. С другой стороны, требования к инвесторам, претендующим на господдержку, ужесточаются. Это связано с вполне понятным желанием «не сорить» бюджетными деньгами и вкладывать их в действительно стоящие проекты, дающие отдачу в виде новых рабочих мест, налоговых отчислений и т.п. Администрация Ивановской области стремится выстроить с инвесторами бизнес-отношения и главный вопрос, который уже сегодня задают чиновники – а что мы (в смысле – область) будем с этого иметь? Какова бюджетная эффективность проекта? Ведь смысл давать деньги есть только в том случае, если эффект намного перекрывает сумму «матпомощи». Два в одном Генеральный директор СПП Ивановской области Алексей Жбанов считает, что при подготовке нового закона «главной задачей стала стыковка двух документов»: «С двумя документами работать крайне неудобно. Кроме того, логика жизни показывает, что нас сегодня должны интересовать не инвестиции вообще, а именно инвестиции в развитие производства: установка нового оборудования, строительство новых корпусов, зданий, сооружений и т.п. А они и считаются капитальными вложениями. Поэтому и законодатели, и Союз промышленников пришли к единому мнению – законы надо объединить в один и прописывать меры господдержки только для капвложений». С тем, что необходимо «стимулировать создание основных фондов, а не предоставлять оборотные средства», согласен и другой разработчик нового проекта, начальник Главного управления экономического развития и торговли (ГУЭРиТ) Владимир Соков. В настоящее время идет редактирование консолидированного варианта. Например, убираются главы и статьи, которые прописаны в федеральном законе и нет смысла дублировать их в областном. Вице-губернатор Юрий Токаев, под непосредственным контролем которого находится новое инвестиционное законодательство, поставил задачу сделать проект более компактным и прописать только то, что реально будет работать и служить ориентиром для инвестора в получении господдержки. По словам А. Жбанова - это прежде всего то, как формируется государственная инвестиционная программа области (ГИП), по какому принципу проходит экспертиза и включаются проекты, контролируется их исполнение, как ведется реестр инвестпрограмм. Пока эти предложения не оформлены в конкретные поправки, наверное, нет смысла расписывать грядущие изменения подробнее. Заметим только, что формы поддержки останутся прежними. Это прежде всего возмещение части процентной ставки по кредитам и иным заемным средствам, привлекаемым для реализации инвестпроектов; предоставление государственных гарантий; в части платежей, зачисляемым в областной бюджет, - льгот по налогам, а также отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, налогового кредита и инвестиционного налогового кредита. «Дело в том, что выше закона не прыгнешь»«Еще два-три года назад инвестиционное законодательство Ивановской области было достаточно прогрессивным,. - говорит Владимир Соков. - Но на сегодняшний день оно стало типичным – просто потому, что придумать что-то еще невозможно».. Список «если» Но в силах областных парламентариев многие нормы прописать более детально. Владимир Соков считает важным моментом то, что будет конкретизировано, на какую сумму прибыли распространится налоговая льгота - только на ту прибыль, которая получена в результате реализации инвестиционного проекта (например, отдельный цех от установки нового оборудования). Ведение раздельного налогового учета на основное производство и созданное на средства господдержки и сегодня является условием получения госпомощи, однако законодательно это положение вещей не закреплено. Другой важный момент – наконец-то законодательно определится, что делать с теми инвесторами, кто не выполняет свои обязательства: в закон включена глава о приостановлении мер господдержки и исключении инвестпроекта из программы. В частности, проект может быть исключен за «несоблюдение графика выполнения мероприятий или не достижение предполагаемого положительного эффекта». Видимо, памятуя об «эффекте «Эггера», чиновники включили также пункт, сформулированный примерно следующим образом: «возникновение возможности нарушения установленных законом экологических, санитарно-гигиенических и других норм и правил, охраняемых законом прав и интересов граждан, юридических лиц и государства, при продолжении инвестиционной деятельности». Каждое расхождение (по графику вложения средств, бюджетной отдаче) будет рассматриваться и анализироваться на областной конкурсной комиссии по размещению государственных инвестиционных ресурсов и контролю за их использованием и возвратом. Эта комиссия должна коллегиально принимать все решения, касаемые инвестиций – будь то экспертиза проекта, включение его в инвестпрограмму или исключение из нее. Хотя формально все инвестиционные «операции» узакониваются распоряжением губернатора Ивановской области. Таким образом чиновники стремятся избежать еще одной неприятности, в которую попали с «Эггер-Древпродукт». Дело в том, что решение о предоставлени государственной поддержки шуйскому филиалу принималось не на уровне формирования инвестиционной программы, а путем заключения соглашения между компанией и областной администрацией, которое было утверждено Законодательным собранием. Более высокий уровень принятия решения привел к тому, что «Эггер», претендующий на ряд льгот, в списках профильной комиссии «не значится». Почему так происходит, понятно: часто решающим аргументом для инвестора становится административная поддержка, вот он и идет «через все головы» сразу к мэру, к губернатору - чтобы заручиться этой поддержкой. Льготы «без настроения» В общем, задача-максимум – точно прописать процедуру предоставления тех или иных мер поддержки, оговорить все условия, чтобы исключить личностный подход к инвестору. Об этом от имени промышленников много говорил Алексей Жбанов, от имени депутатов и предпринимателей – председатель комитета ЗС по вопросам экономики Александр Фомин. «Льготы должны даваться вне зависимости от настроения депутатов», - сказал А. Фомин и привел красноречивый пример. Когда обсуждались меры господдержки модернизации «Шуйских ситцев» (которые обойдутся бюджету в 47 млн рублей), звучали такие реплики: «Зачем им льготы? Они и так богатые...» Как говорится, без комментариев. Но хочется добавить – от настроения не только депутатов, но и чиновников. Ни для кого не секрет, что, например, те же «Шуйские ситцы» пользуются благосклонностью губернатора и это значительно облегчило им доступ к бюджетным средствам. Депутатские поправки как таковые будут сформулированы значительно позже: по сути, за год законодатели так и не приступили к работе над принятым в первом чтении инвестзаконодательством, хотя все поголовно считают его «жизненно важным» для области. По словам А. Фомина, активность в этом плане намечена у законодателей на «после каникул». Если процесс не затянется, то в новый 2006 год мы войдем с новым законом Ивановской области «О государственной поддержке инвестиционной деятельности». Личная позиция Александра Фомина (которая вряд ли изменится за лето) – «закон надо дорабатывать и упрощать, иначе ни один нормальный инвестор сюда не пойдет». И еще – приводить в соответствие с бюджетом области, изыскивать новые возможности для финансирования, а не урезать инвестрасходы при первых угрозах бюджетного дефицита. Уже сегодня ясно одно: законопроект, принятый в первом чтении, будет сильно изменен. Какую форму выберут для этого законодатели и чиновники (будет внесена новая редакция или представлена таблица поправок) - не суть важно. Вместо послесловия Но законодательство - законодательством, а что же может послужить реальным толчком к тому, чтобы Ивановская область обрела репутацию инвестиционно привлекательной? «Нам много-то не надо - мы маленькие и скромные, - но хочется, чтобы скорее заработал в полную силу хотя бы один проект, чтобы инвестор понял: все реально, работать у нас можно, нужно и выгодно. Тогда - с помощью сарафанного радио – к нам придут и другие», - говорит Владимир Соков. Он уверен, что только с помощью привлеченных в область инвесторов «нам удастся «сломать» текстильную моноструктур». Александр Фомин уверен, что инвестиции (в необходимом масштабе) пойдут в регион только в том случае, если возможность господдержки сделать доступной не только для крупных промышленников, но и для малого и среднего бизнеса. Елена НОВГОРОДОВА
05 Июля 2005, 16:41 +106

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...