Персонал: найти и обезвредить

Работодателям придется активно подстраиваться под условия кандидатского рынка труда

Роман Фонинский «НR-профессия – неблагодарная в принципе, но в этом году она стала такой вдвойне», – констатировали участники однодневного практического HR-форума «Управление персоналом: переходим на новый уровень», прошедшего в Иванове 7 ноября.  Организаторами форума выступило «Агентство свежих решений» в партнерстве с ЮБ «Константа» при информационной поддержке ИД «Частник».   Попытка диагноза «Ситуация с поиском кадров в 2013 году ухудшилась в разы, – отмечает, в частности, один из спикеров форума, территориальный менеджер отделений по подбору персонала Kelly Services Ольга Мингалеева (г. Санкт-Петербург). – По ряду проектов, которые наша компания запускает в регионах, возникало ощущение, что это полный провал: мы людей просто не найдем. Причем сложности, характерные для  Москвы, оказываются актуальны и для областей ЦФО (включая Ивановскую) и, например, для Сибири». Общие тенденции рынка труда 2013 года, по словам спикеров, таковы: - бизнес-сфера становится все более конкурентной и сложной. И эта тенденция будет усиливаться по мере вступления России в ВТО; - последствия демографического спада стали очевидными во всех регионах страны; - персонал стал более мобильным; - сохраняется достаточно низкий уровень безработицы (5,4%). При этом почти треть всех безработных  – моложе 25 лет, и именно эта категория отличается неадекватно завышенными запросами в вопросах заработной платы; - наблюдается умеренный рост числа вакансий. «Для сравнения: в 2000 году средний уровень безработицы составлял примерно 10%,  однако и компаний на рынке тогда было значительно меньше, – поясняет Ольга Мингалеева. -  Так что теперь у нас налицо все признаки так называемого кандидатского рынка труда: именно кандидат, а не работодатель правит балом: выбирает где, как, по какому графику ему лучше работать… Если же его что-то не устраивает, он легко увольняется и переходит на новое место. Тех, кто готов карьерно расти внутри одной компании на протяжении 5-7 лет, сегодня все меньше. Одновременно наблюдается снижение  качества кандидатов в отраслях». Как выяснилось в ходе форума, у большинства регионов совпадают и наиболее проблемные с точки зрения рекрутинга вакансии. Топ здесь возглавляют ритейл и  банковский сектор. Также производства испытывают большую нехватку квалифицированной рабочей силы. «В ритейле, например, ситуация усложняется с приходом все большего числа федеральных сетей,  – уточняют участники. – И до поры спасает лишь низкий уровень требований покупателей: наши люди пока что готовы ходить в магазины и мириться с любым качеством обслуживания, если им откровенно не хамят в лицо. Но как долго это будет продолжаться – большой вопрос». Проблемы поиска «Если год назад мы могли в процентах прогнозировать, какой вид привлечения персонала принесет нам столько-то соискателей, то теперь это уже не срабатывает: какие-то приемы перестали действовать  в принципе,  другие – ощутимо снизили эффективность, – говорит  Ольга Мингалеева. – Каждый кандидат стал стоить работодателю примерно в два раза дороже. Отсюда – вынужденная необходимость менять способы поиска, максимально расширять их радиус. Причем в ход все чаще идут варианты, ранее считавшиеся несерьезными либо заведомо провальными. Так, к использованию печатных СМИ с рубриками «Биржа труда» и job-сайтов (job.ru, rabota.ru, HH и др.) мы активно добавляем  поиск через группы в социальных сетях,  системное взаимодействие с центрами занятости, практику бесплатных стажировок и даже sms-рассылку по имеющейся базе кандидатов или акции «приведи друга». Да, тот же ЦЗН – это далеко не панацея: как правило лишь 5% работодателей подает туда свои заявки, мотивируя это тем, что работа с центрами влечет за собой необходимость заполнять различные отчеты, а отдача от них – невелика. Однако, как показал опыт нашей компании, планомерная работа с ЦЗН может  заткнуть кадровые бреши, если речь идет, скажем, о срочном поиске неквалифицированного персонала. Достаточно эффективна оказалась и система стажировок, когда кандидатам (в первую очередь – молодым специалистам, выпускникам вузов) предлагалось бесплатно поработать в течение определенного срока. Взамен они получали опыт (непременная графа почти в каждом объявлении о вакансиях), рекомендательное письмо, а также шанс устроиться в этой же компании на постоянную работу. Например, в рамках проектов Kelly Services за полтора года благодаря программе бесплатных стажировок штат пополнился на 100 человек. Как ни странно, даже постоянное напоминание сотрудникам большой компании о возможности (за определенный бонус) «привести друга» на собеседование увеличило приток кандидатов фактически при отсутствии каких-либо затрат. В целом в 2013 году в рамках Kelly Services благодаря информации из бесплатных источников трудоустроились 47% кандидатов, благодаря платным источникам – 53%. Для сравнения: в 2012 году это соотношение составляло 32% к 68%. Мораль проста – если привычные источники поиска не срабатывают или работают хуже – приходится проявлять креативность, пусть даже ценой проб и ошибок». Выход есть всегда? «Мы все согласны с утверждением, что мир меняется буквально ежедневно, – отмечает региональный директор по развитию бизнеса кадрового холдинга «АНКОР» Андрей Константинов. – Вот, например, в Ивановской области поменялся губернатор: ведь очевидно, что это неизбежно окажет влияние на все виды бизнеса. Но когда мы смотрим на ситуацию с наймом и удержанием сотрудников, то почему-то воспринимаем ее как условно статичную. «Процесс найма у нас отработан: проблема – в ухудшении положения на рынке труда», – нередко можно услышать от HR-директоров в ответ на  озабоченность руководства компании. На самом деле основная проблема – в головах людей, которые  находятся внутри бизнеса. Нет безвыходных ситуаций. Просто нужно быть более гибким». Один из примеров такой гибкости, по словам спикеров,  – возможность сокращения и упрощения требований к соискателям. «Нередко список требований по вакансии представляет собой листок формата А 4, исписанный мелким шрифтом, – недоумевает Андрей Константинов. – Неужели чем-то из этого нельзя пожертвовать без особого ущерба для дела?» Скажем, по вакансии «дизайнер» обязательные требования, изначально включающие «умение рисовать от руки», можно легко заменить лишь на «владение графическими  программами», а к рисованию от руки добавить слово «желательно». В случае с «менеджером по продажам» готовность к дальним командировкам можно заменить на обучение телефонным продажам, презентациям и общению по скайпу. (Хотя есть и категории специалистов, которым длительные командировки по каким-то причинам нравятся). По вакансии «юрист» или «помощник» юриста» из требований «высшее юридическое образование, вуз – ИвГУ» можно оставить лишь образование, но добавить тест. Ведь важно в конечном итоге не название вуза, а реальные знания выпускника (Правда, по признанию ивановских рекрутеров, местные работодатели на такое сокращение пока не идут). И если, например, компания не может снижать требования по качеству образования, коммуникабельности и проч., то нередко строго задаваемые (теперь уже негласно) возрастные рамки в большинстве случаев могут быть серьезно расширены: до 45-50 лет. А в ряде случаев – и выше. «Очевидно, что в безвыходных ситуациях  работодатель возьмет практически любого кандидата, – резюмирует Ольга Мингалеева. – Однако если вы снижаете требования, то важно понимать, что это придется чем-то компенсировать – в первую очередь возможностью дополнительного обучения. В противном случае у вас могут возникнуть серьезные проблемы».
16 Ноября 2013, 12:00 +220

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...