По взаимному согласию

Камень преткновения Основная «фишка» проекта федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» — это ограничение власти торговых сетей. После внесения в документ поправок порог доминирования торговых сетей ограничен 25% в одном муниципальном образовании. Торговым сетям, оборот которых выше 1 млрд рублей и доля которых превышает 25% в границах городского округа или муниципального района, будет запрещено приобретать и вводить в эксплуатацию новые торговые площади. Кроме того, закон ограничивает срок оплаты поставленной продукции. Он будет составлять от 10 дней на скоропортящийся товар до 75 — на табак, алкоголь и так далее. Первоначально планы законодателей по регулированию деятельности торговых организаций были шире. В частности, в документ не вошли нормы об ограничении торговых наценок и о квоте на продукцию местных производителей в сетях (этот вопрос муссировался с самого начала обсуждения закона о торговле). Что касается продукции местных производителей, по настоянию Минсельхоза в документ вошла норма о том, что «для достижения важнейших социально-экономических целей, в том числе стабильности продовольственного обеспечения населения, поддержки российских производителей сельскохозяйственной продукции», союзы (ассоциации) представителей торговли и производителей сельскохозяйственной продукции вправе самостоятельно или совместно формировать принципы продвижения сельскохозяйственной продукции до конечного потребителя, «максимально учитывающие интересы населения, хозяйствующих субъектов, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции, и хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность» (статья 9, п. 1 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»). Не случайно и на федеральном, и на региональном уровне обсуждение закона о торговле власти организуют как диалог между производителями и представителями ритейла. Так было и в Иванове. Сети заказывают музыку Разговор сразу же выявил две позиции. В нападение в основном переходили производители, сети предпочитали отмалчиваться или защищаться. Основная претензия производителей к сетевикам состоит в том, что пробиться на полки сетей не так-то просто. Многих останавливает наличие платы за вхождение в сеть и система бонусов. Для людей, далеких от торговли, поясним: за право быть представленными на своих полках сети требуют с производителей плату. Сумма тем больше, чем серьезнее сеть. Как пояснил генеральный директор компании «Продвагон» Валерий Шепелев, плата за вхождение по одной позиции (например, одного вида печенья) в федеральной сети может составлять до 30 тысяч долларов. Хотите представить целую продуктовую линейку? Умножьте сумму на количество позиций. При этом никаких гарантий, что ваш товар продастся, никто не даст. Выбор — за потребителем. В региональных сетях плата за вхождение не столь существенна. Кроме того, на местном уровне она может служить предметом обсуждения и торга. Ретробонус — это фактически то же самое, что «откат» на чиновничьем жаргоне: уже после продажи партии товара производители возвращают ритейлеру часть суммы наличкой. Как пояснили представители сетей, эти схемы отчасти пришли к нам с Запада вместе с большинством технологий современного ритейла, а отчасти были предложены самими производителями. Помимо указанных платежей, крупные сети возлагают на поставщиков рекламные расходы, проведение акций и т.д. Кроме того, руководство сети может принять решение о взимании с поставщиков определенного вида товара (например, колбасы) денег на покрытие убытков, возникающих в связи с усушкой товара. Такие случаи в Иванове уже были. При этом продукция передается в сети на реализацию, а оплата может производиться достаточно поздно. Понятно, что все это становится возможно потому, что условия сотрудничества диктуют сети. Как отметил заместитель председателя Ивановской областной думы Валерий Васильев, удивляться этому не приходится — дефицита на рынке сегодня нет, представители торговли могут выбирать, чем им торговать. Это подтверждают и производители. «За все время нашей работы ни один сетевик на нас самостоятельно не вышел», — отметил директор птицефабрики «Милана» Рамзан Шаипов. Зачастую, по словам Любови Гайсиной (компания «Дубрава»), торговые предприятия затягивают сроки рассмотрения заявок о сотрудничестве. Безусловно, представителям торговли выгодна ситуация, когда производители выступают в роли просителей. Однако эти две сферы деятельности нужны друг другу, и в ряде случаев необходимость подстраиваться под требования ритейла идет на пользу производителям. Зерно здравого смысла В данный момент один из наиболее серьезных камней преткновения производителей и сетевиков — это упаковка товара. Как рассказала начальник отдела потребительского рынка и защиты прав потребителей департамента экономического развития и торговли Ивановской области Надежда Гривкина, департаментом был проведен анализ, который показал, что зачастую сети не хотят работать с местными производителями именно потому, что их не устраивает то, как товар расфасован. Например, молоко, которое выпускается в мягкой упаковке, неудобно размещать в магазине. Эту мысль поддержали и представители торговых сетей. По словам депутата Ивановской областной думы и директора СПК им. Арсения Надежды Ясниковой, требования по расфасовке выставляют не только сети, но и социальные учреждения. Например, комплексный социальный центр в Шуе, который является крупным потребителем молока. К этому социальные учреждения обязывает федеральный закон №94 («О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»). Как отметила Надежда Ясникова, у большинства хозяйств нет денег на закупку необходимого для расфасовки оборудования. Да и у многих переработчиков линии по расфасовке товара не отвечают современным требованиям торговли. Однако очевидно, что для повышения продаж решать этот вопрос придется. Причем, видимо, заинтересованной стороне, то есть производителям. Иногда сотрудничество предприятий торговли с местными производителями делает невозможным отсутствие необходимой документации. По словам представителя сети «Торговая лига», такие ситуации — не редкость. И еще один спорный момент — это вопрос соотношения цены и качества товара. Как отметил председатель СПК «Центральный» Михаил Леонтьев, во многих случаях сетевики выбирают товар по принципу: чем дешевле, тем лучше. У потребителя же выбора не остается. С той же проблемой столкнулся директор Кинешемского молочного комбината Алексей Строгов: доказать сетям привлекательность качественного, но дорогого мороженого, бывает крайне сложно. Как результат — мороженое из Кинешмы успешно продается в Москве, а в родных пенатах покупателя потчуют продуктами на основе растительного жира. А в результате продажи этого десерта не растут, поскольку потребители разочаровываются в любимом с детства лакомстве. Представители торговых сетей уже в кулуарах по этому поводу высказывались в том смысле, что они ориентируются не на собственные вкусы, а на статистику продаж. И если покупатель предпочитает дешевый товар, его же выберет и торговая сеть. А воспитывать потребителя — это не задача торговли. Тем не менее во многих случаях сотрудничество получается взаимовыгодным. В частности, по словам Георгия Шагурина (группа компаний «Купец»), в магазинах данной компании доля продукции местных производителей составляет свыше 70%. Предпочтение отдается поставщикам, которым удается обеспечить конкурентоспособную цену, стабильность поставок и хороший ассортимент продукции. «При прочих равных условиях мы выберем местного поставщика, — отметил Георгий Шагурин. — Поскольку в этом случае легче обеспечить стабильность и своевременность поставок». Критикуешь — предлагай! За «круглым столом» были озвучены и предложения о том, как облегчить жизнь местным производителям. В частности, Надежда Ясникова выступила за то, чтобы создать в магазинах Иванова специальные отделы для их продукции. По ее мнению, это даст новые возможности для небольших предприятий. В таких отделах, как отметила Надежда Ясникова, стоило бы размещать информацию о производителях товара, чтобы покупатели знали, чью продукцию они приобретают. Впрочем, у сетевиков идея не вызвала энтузиазма, а руководитель компании «Кенгуру» Максим Тверской заявил, что от таких разговоров его «плющит», поскольку заставлять компании торговать чем-то против их воли — это не метод. Тем более что в торговле не такая уж большая рентабельность, и сверхприбылей там нет. Скорее, по оценке собравшихся, будущее имеет эволюционный путь, в рамках которого производители должны подстраиваться под требования торговли, а в конечном счете — потребителя. Марина Москалева
10 Декабря 2009, 10:11 +52

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...