«Прокитайские» впечатления, или Стоит ли их бояться?

Текстильный холдинг «Яковлевский», куда входит «Родники-текстиль», был представлен директором и другого предприятия – «Самойловский текстиль» - Андреем Смирновым, а также директором холдинга по развитию Павлом Ванштейном и генеральным директором Юрием Яблоковым. По словам, Евгения Леонидовича, в «делегацию» также входили представители ХБК «Шуйские ситцы» и прядильного предприятия «Красная поляна» (г. Лобня Московской области). Отечественные производители посетили Поднебесную по официальному приглашению со стороны крупнейшего государственного предприятия-экспортера КНР – компании SMK. «Кроме выставки текстильного оборудования, мы посетили в Шанхае две отделочные фабрики, фабрику по производству джинсовых тканей и завод по производству текстильного оборудования, - сообщил Е. Нестеров. – Мы отдаем себе отчет, что нам показали лучшие предприятия. В отделке там действительно установлено довольно новое и современное оборудование – не старше двух-четырех лет (к слову сказать, на таком оборудовании работают и турки). Что касается джинсовой фабрики, то ткань они выпускают не по классической технологии, так как делают ее для азиатского рынка. Китайское текстильное оборудование имеет две особенности. Во-первых, оно хотя и копирует европейское, но его довольно старые модели 10-15-тилетней давности. Но при этом имеет весьма важное «во-вторых» - дешевле «родных» европейских станков в 2-2,5 раза. Кроме того, до 90% комплектующих к ним производится в том же Китае. Все это заставило нас задуматься над тем, не закупить ли для «Родники-текстиль» китайские машины?» Конечно, бросилось в глаза, что китайцев в Китае очень много. Скорее всего, именно это сказывается на весьма «либеральных» условиях труда. Понятие «охраны труда» весьма условно, удобства – минимальные, экологических требований к производству (как и строгостей со стороны инспектирующих органов) замечено не было, зарплаты невысоки. Видимо, все это в совокупности и дает стране в целом пресловутое «конкурентное преимущество». Евгений Нестеров признал, что вблизи китайцы показались совсем «не страшными». И озвучил конкретные причины, почему их «не стоит бояться». Во-первых, их текстильная и легкая промышленность не настолько мощна, как принято думать. Ее основная часть работает на внутренний рынок (по объективным причинам – он очень большой) и, со слов живущих в Китае европейцев, производит продукцию невысокого качества на морально и физически устаревшем оборудовании. Конечно, предприятия, ориентированные на экспорт, уже оснащены по последнему слову техники и делают ставку на качество. Во-вторых, китайская модель производства сама по себе оставляет желать лучшего. Прежде всего, отметил Е. Нестеров, китайцы отличаются тем, что хорошо копируют – оборудование, рисунки и т.п. А чтобы удержаться на стремительно развивающемся рынке, идти на шаг впереди, постоянно предлагать покупателю новое. Это – намек для российской экономики, считает Нестеров. В-третьих, китайцам никуда не деться от огромных таможенных и транспортных расходов, связанных с реализацией своего текстиля. Но существенно будет даже не удорожание продукции: российские текстильщики надеются, что принципиальным для потребителя все же станет соотношение «цена-качество». И наконец, самый существенный «тормоз» - Китай испытывает серьезный дефицит энергии: большинство районов страны на ночь просто обесточиваются. Так что, чего следует опасаться – так это не китайских производителей текстиля, а европейских компаний, которые перенесли (или перенесут) в Китай производство либо будут работать с китайцами в режиме совместного предприятия. «Завлекают» иностранцев в Китай очень активно: выделяют дефицитные земли под строительство промпредприятий, не ограничивают их в потреблении элекроэнергии, предоставляют налоговые льготы. По словам китайской стороны, совокупное налогообложение составляет не более 18-20%. Для сравнения: в России этот показатель может превышать 50%. Кроме того, на первые два года инвестор вообще освобождается от всех налогов, затем два года платит только половину. Естественно, все это, вместе с дешевизной рабочей силы, позволяет крупным европейским производителям значительно снизить издержки, а значит – повысить конкурентоспособность своей продукции. Но такой сценарий развития событий в легпроме будет уже называться не «китайской экспансией» - раз, этот этап уже прошли или проходят другие отрасли промышленности - два… «Главный вывод, который я привез из Китая, - потенциала и креатива у российских производителей больше, чем у китайских. Да, китайская продукция со временем завоюет такой сегмент российского рынка, как «ширпотреб» - с этим надо смириться. Но на текстильном рынке много ниш, в которых Китай долго не сможет быть конкурентом. Например, в сегменте высокотехнологичных тканей, на который специализируется «Родники-Текстиль», выпускающий хлопчатобумажные и смесовые ткани с различными свойствами для пошива спецодежды. Так что холдинг «Яковлевский» выбрал правильное направление и будет развивать его», - сделал вывод Евгений Нестеров. Однако тут же оговорился: «бояться не стоит» только пока. От китайской экспансии России никуда не деться: их товары уже завалили наш рынок, и в конце концов заполонят (во всяком случае - попытаются) все сегменты, все ниши. Не нужно забывать, что в Китае создан очень благоприятный инвестиционный климат, отсутствует как таковая коррупция среди чиновников. Поэтому промышленность КНР развивается очень мощно и быстро, вывоз товаров из страны строго контролируется государством и всячески стимулируется. Если российские производители среагируют вовремя и правильно, за ними могут остаться такие ниши, как производство «зимних» и высокотехнологичных тканей (конкурировать в сегменте легкого текстиля и шелка – практически невозможно). Но для этого нужны «перевооружение, высокая организация труда, быстрая реакция на запросы рынка, продуманная ассортиментная политика». Времени у отечественных текстильщиков не так много как думаем: мы должны опережать китайцев, а мы пока мы отстаем. Из серии: оптимизм – это хорошо, но нужно реально смотреть на вещи. Елена НОВГОРОДОВА
27 Июня 2005, 13:34 +86

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...