Проще ли станет «упрощенка»?

Критерии и порядок перехода Сегодня существует три критерия для перехода на «упрощенку»: стоимость основных средств и нематериальных активов, количество работников и сумма дохода за 9 месяцев, предшествующих переходу. Если в 2005 году надо было учитывать все эти ограничения, причем по всем видам деятельности, в том числе и тем, которые переведены на уплату «упрощенки», то с 2006 года по всем видам деятельности два ограничения – стоимость основных средств и количество работников - будут учитываться совокупно. А доход считается без «вмененки». Сумма предельного уровня дохода для перехода на «упрощенку» повышается с 15 до 20 млн руб. и будет индексироваться. С 2006 года будут учитываться только амортизируемые основные средства и нематериальные активы. Все, что находится на консервации или не амортизируется по другим причинам, учитываться в стоимости не будет. С 1 января 2006 года не смогут применять упрощенную систему адвокатские образования, бюджетные учреждения, иностранные организации. Не имеют право перехода организации, уплачивающие единый сельскохозяйственный налог. Зато стал возможным переход для некоммерческих организаций. Напомним, что для последних право перехода подтвердил Конституционный суд по обращению, подготовленному юридическим бюро «Консалт» от имени Ивановского областного объединения профсоюзов. Законодатель просто уточнил формулировку соответствующей статьи Налогового кодекса. . Для вновь зарегистрированных организации и индивидуальных предпринимателей сейчас действует такой принцип: они могут применять упрощенную систему только, если заявление об этом было подано одновременно с подачей заявления о постановке на налоговый учет. С нового года порядок такой: заявление о переходе на «упрощенку» можно подать в течение 5 дней с момента постановки на налоговый учет. Основной причиной потери права применять «упрощенку» сегодня является превышение предельной суммы дохода. Со следующего года «в зачет» пойдет нарушение любого из 8 критериев – открытие филиала, увеличение количества работающих и т. д. Это будет для многих большой проблемой. Из практики бюро «Консалт»: в этом году только одна организация потеряла право вести учет по упрощенной системе. Новый порядок может увеличить их число во много раз. Новая норма, вызывающая споры Если налогоплательщик в соответствие с законом субъекта федерации в течение налогового периода перестал уплачивать ЕВНД, то он может перейти на «упрощенку» с того месяца, когда перестал уплачивать единый налог. Но эту норму, как считают юристы «Консалта» рекомендуют трактовать так: переход на «упрощенку» в середине налогового периода осуществляется лишь с том случае, когда местная власть законодательно исключила какой-то вид деятельности из списка уплачивающих единый налог. Но если налогоплательщик престал уплачивать единый налог по собственному желанию, это не значит, что он вправе перейти на упрощенную систему. С другой стороны, возникает такая, например, спорная ситуация. Два вида деятельности – оптовая торговля и розничная. По оптовой - обычная система налогообложения, по рознице – единый налог на вмененный доход. Если по новому закону Ивановской области для розницы отменят «вмененку», как быть с возможностью перехода на упрощенную систему? Ведь оптовая торговля не может в середине налогового периода взять и перейти с обычной системы на упрощенную. Поэтому в «Консалте» полагают, что новая норма работать не будет. Кстати, со следующего года право вводить «вмененку» предоставлено не субъектам Федерации, а местным органам власти. Объект налогообложения Если в 2005 г. он не мог быть изменен, то с 2006-го его можно менять каждые 3 года. Кроме того, сейчас объект выбирается самим налогоплательщиком, а со следующего года исключение делается для тех случаев, когда деятельность осуществляется по договорам простого товарищества. В такой ситуации объектом налогообложения будут доходы за вычетом расходов. При этом могут возникнуть проблемы. Доходы, полученные от участия в совместной деятельности по договору простого товарищества, по налоговому кодексу считаются внереализационными. Если в 2005 г. можно было платить налог по ставке 6%, то с 2006 г. будет ставка в 15%. Кроме того, остается непонятным, как учитывать доходы и расходы, если один из участников простого товарищества находится на упрощенной системе налогообложения, а другой – на простой. Юристы бюро «Консалт» обращают внимание налогоплательщиков на то, что политика государства в отношении совместной деятельности изменилась – все чаще подход становится неформальным. Теперь оценивается экономический смысл сделки. Если договор простого товарищества заключен только для минимизации налогов, то вполне возможно, что он может быть признан недействительным. Это подтверждает и судебная практика. Причем сделка, которая совершена не в ущерб государству, не обязательно может быть признанной недействительной лишь по иску налоговых органов. Такая оценка может быть дана судом просто при рассмотрении актов проверки. Налоговый орган делает вывод, что сделка ничтожна сама по себе, даже без признания этого факта судом, доначисляет налоги – и суд соглашается: да, сделка ничтожна. «За кадром» остается вопрос, как суд оценивает экономический смысл сделки, как его подтвердить. Филиалы В отношении организаций, имеющих филиалы, законодательных изменений нет, но появилась судебная практика. В новой редакции кодекса есть понятие «обособленное подразделение», которое шире, чем понятие «филиал», потому что охватывает и представительства, и иные формы обособленных подразделений. Подход Минфина чисто формальный: филиал – подразделение, указанное в учредительных документах. А если не указано, то организация вправе применять упрощенную систему налогообложения. Бюро «Консалт» считает, что к такой трактовке следует подходить осторожно. Потому что, во-первых, может встать вопрос о нарушении закона о госрегистрации (например, о несоблюдении сроков внесения изменений в учредительные документы). Во-вторых, о нарушении условий подачи заявления о переходе на другую систему налогообложения. По закону филиал – это обособленное подразделение, которое осуществляет все функции или часть функций производственной деятельности организации. Поэтому, когда обособленное подразделение по сути является филиалом, арбитражный суд таковым его и будет считать, даже если это не указано в учредительных документах. Как определять доходы Появилось письмо Минфина, в котором дан общий подход к определению доходов: доходы – это не любые поступления, а только экономическая выгода. Вопрос, казалось бы, простой, но часто возникали проблемы. Например, считается ли возврат бракованного товара доходом продавца, которому вернули такой товар? Встает вопрос с уплатой НДС, налога на прибыль. А вот вопросы с экономической выгодой в отношении займа, целевого финансирования, долевого участия в строительстве снимаются. Порядок подсчета доходов для перехода на «упрощенку» изменен. сумма будет определяться не только как доходы от реализации, к ней плюсуются и внереализационные доходы. Но как в этом случае быть с индивидуальными предпринимателями, которые раньше могли относить к доходам средства, полученные только от предпринимательской деятельности? Учитывать ли в доходах с 2006 года дивиденды, беспроцентные займы, средства, полученные по договорам дарения от родственников? По мнению юристов «Консалта», нет – решение вопроса они нашли в другой статье Налогового кодекса. Там написано, что для расчета единого налога при «упрощенке» предусматривается освобождение предпринимателей от обязанности уплаты налога на доходы физических лиц в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности. Что же касается остальных доходов, ИП должны учитывать их просто как физические лица. А вот юрлица при «упрощенке» могут обложить единым налогом все доходы. Не учитываются в составе доходов дивиденды, если их налогообложение произведено налоговым агентом. Для предпринимателей проще: дивиденды доходом от предпринимательской деятельности не являются. Для организаций выход может быть в том, чтобы уведомить эмитента о том, что она находится на «упрощенке» и подтвердить это и указать, что эмитент не имеет права удерживать налог на прибыль в 9%. Что в расходах? В расходы с 2006 года включаются затраты не только на приобретение основных средств, но и на их сооружение, создание. Если организация построит офис или склад, то затраты на строительство можно включить в расходы. Дискуссионный вопрос – как быть, если стройка начата в 2005 году, а закончена в 2006-ом? Какую часть расходов можно учесть? Единого мнения пока нет. Если пока в расходы включается только НДС по приобретаемым товарам и услугам, то с 2005 г. – по оплаченным товарам, к тому же уже приобретенным и подлежащим включению в состав расходов. А товар в состав расходов следует включать по мере его реализации. Кроме того, произойдет расширение статьи расходов за счет комиссионных, бухгалтерских, аудиторских услуг; агентских вознаграждений; расходов на хранение, транспортировку товаров: затрат на судебные расходы (за исключением госпошлины). С 2006 г. взносы в ПФ и выплаты по больничному листу не должны уменьшать сумму налога более чем на 50%. То есть болеть еще более невыгодно. В газетной публикации невозможно полностью охватить все грядущие изменения. Мы остановились на наиболее существенных. В одном из ближайших с помощью юридического бюро «Консалт» номеров мы расскажем об изменениях в едином налоге. Людмила Котляр
04 Октября 2005, 16:38 +81

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...