Шаг навстречу потребителю

Изменения в «правилах игры» на розничном рынке электроэнергетики могут существенно облегчить жизнь потребителям

Анна Семенова Взаимоотношения поставщиков и потребителей электроэнергии в последние годы стало одним из самых болезненных вопросов российской действительности. Особенно если говорить о потребителях – юридических лицах. Проблемы усугубились в начале этого года, когда цены на электроэнергию для потребителей, относящихся к группе «прочих» (то есть не к населению и не приравненных к населению), стали полностью нерегулируемыми. Одним из результатов либерализации на электроэнергетическом рынке стал существенный рост цен для потребителей, который, в свою очередь, привел к росту себестоимости продукции и услуг во многих отраслях. Со своей стороны, энергетики, отбиваясь от упреков в получении сверхдоходов за счет остальных отраслей, кивали на то, что все расчеты и взаимоотношения в сфере электроэнергетики жестко регулируются федеральным законодательством и прочими нормативными актами. И что все цены устанавливаются в полном соответствии с теми правилами игры, которые задаются федеральными властями. Впрочем, под конец 2011 года Правительство Российской Федерации сделало неплохой подарок всем потребителям электроэнергии (а заодно, похоже, «порадовало» энергосбытовые компании), приняв 4 ноября постановление № 877, которым вносятся изменения в акты Правительства Российской Федерации «в целях совершенствования отношений между поставщиками и потребителями электрической энергии на розничном рынке». Подать объявление О том, какие это изменения и что они могут дать потребителям, рассказывает начальник отдела формирования цен и тарифов на производство и транспортировку электрической и тепловой энергии и транспортировку газа Региональной службы по тарифам Ивановской области Надежда Гущина.   - Вносит ли постановление Правительства РФ № 877 какие-то принципиальные изменения во взаимоотношения потребителей и поставщиков электроэнергии, или это, скорее, косметические поправки? - Принципиальные изменения есть. Одно из самых главных - то, что теперь энергетикам не разрешается брать плату за перерасход и недобор электроэнергии. Ранее за перерасход или недобор потребителям приходилось платить, да еще и начислялись штрафные санкции. Но, как совершенно правильно отмечали представители бизнес-сообщества, точно определить заранее, какой именно объем электроэнергии потребуется, скажем, производственному предприятию, довольно сложно. Теперь же расчет должен производиться только по приборам учета. Эта норма вступила в силу уже с 17 ноября. Второй принципиальный момент касается установления единого времени расчета объема мощности на оптовом и розничном рынках. Это позволяет исключить эффект сальдирования мощности для потребителей-двухставочников. Эта норма вступает в силу с 1 апреля 2012 года. Ранее именно сальдирование мощности позволяло сбытовым компаниям получать сверхприбыли, о которых так много говорили. Минэкономразвития по обращениям представителей предпринимательства, региональных органов государственного регулирования провело анализ бухгалтерской и статотчетности гарантирующих поставщиков и выявило, за счет чего образуются сверхприбыли. Одной из основных причин, как оказалось, было то, что величина мощности, которую сбытовые компании покупали на оптовом рынке, не совпадала с величиной мощности, которую они реализовывали на розничном рынке. Как правило, на розничном рынке потребителям реализовывалась заявленная в договорах мощность, которая обычно является максимальной величиной мощности. А на оптовом рынке приобреталась мощность, усредненная на определенный расчетный час. Этого никто отследить не мог. У РСТ, например, нет полномочий отслеживать подобные действия, так как они касаются договорных отношений между поставщиком и потребителем. Кроме того, постановление № 877 вводит еще и дополнительные требования по раскрытию информации, что должно обеспечит прозрачность расчета средневзвешенных нерегулируемых цен на электроэнергию (мощность). - Минэнерго РФ, комментируя постановление № 877, отмечало, что немаловажным шагом также является отмена дифференциации тарифов по числу часов используемой мощности… - Действительно, с 1 апреля 2012 года дифференциация тарифов по числу часов используемой мощности (ЧЧИ) при одноставочном тарифе отменяется. ЧЧИ – это показатель, который характеризует соотношение потребляемой потребителей электроэнергии в кВтч, и заявленной (как правило, максимальной) нагрузки потребителя в определенный час. Раньше в договорах потребителя это число часов определялось исходя из режимов работы потребителя, наличия у него определенного оборудования, вида производственной деятельности. Чем меньше ЧЧИ, тем выше тариф. И наоборот, если у потребителя большое число часов используемой мощности, ровный график нагрузки (то есть потребление идет круглосуточно), то цены для него ниже. В последние годы правительство шло на сокращение диапазонов ЧЧИ. Несколько лет назад самый высокий тариф устанавливался для тех, у кого ЧЧИ было менее 2 тысяч часов. В последние годы нижней границей диапазона было 4,5 тысячи часов. Отмена дифференциации по ЧЧИ выгодна, прежде всего, для небольших потребителей – например, магазинов, офисов, которые работают в определенное время суток. Потребление у них относительно небольшое, режим потребления неравномерный. И повлиять они на режим потребления не могут, так как он связан с особенностями их работы. И они, как правило, попадали в максимальный тариф. Сейчас с 1 апреля для всех потребителей-одноставочников при расчете их одноставочного тарифа будет применяться один показатель. Он будет зависеть от ЧЧИ самого гарантирующего поставщика, которое у него складывается на оптовом рынке по совокупности потребителей за вычетом двухставочников и населения. Такое усреднение должно привести к снижению тарифа, в первую очередь, для небольших потребителей. - Одной из проблем, связанных с тарифами на электроэнергию, ивановское бизнес-сообщество неоднократно называло правила перехода  с одноставочного тарифа на двуставочный и обратно. В этом вопросе произошли какие-то изменения? - Да, и это тоже является одним из самых важных положений постановления № 877. Надо отметить, что часть нормативных документов претерпела изменения ранее: уже в этом году потребители могли выбирать одноставочный тариф или двуставочный не за месяц до утверждения тарифов, а в течение месяца после их установления. Если вы помните, то именно этот момент был камнем преткновения между энергетиками, РСТ и потребителями. Наша методика расчета тарифов, в том числе тарифа на передачу, предусматривала, что потребители должны заявить о том, какой тариф они выбрали – одноставочный или двуставочный – за месяц до утверждения нами тарифов. Потребители же, вполне резонно с точки зрения экономики, говорили, что, не зная величины тарифов, они не могут выбрать наиболее выгодный для себя вариант. В этом году это противоречие было снято. Теперь же сделан следующий шаг. Уже в прежней редакции правил функционирования розничных рынков была норма, позволяющая потребителю переходить с одноставочного на двуставочный тариф в любом месяце в течение года, предварительно уведомив об этом гарантирующего поставщика (за 10 рабочих дней до начала расчетного периода) и при наличии необходимых для этого приборов учета мощности. Постановлением Правительства РФ № 877 в правила функционирования розничных рынков внесено изменение, в соответствии с которым гарантирующий поставщик обязан производить расчеты с таким потребителем по указанной в уведомлении ценовой категории. То есть, подчеркнута обязанность гарантирующего поставщика следовать воле потребителя. - Надо сказать, что гарантирующие поставщики и прочие сбытовые компании явно будут не рады подобным изменениям. В то же время многие потребители, особенно предприятия малого и среднего бизнеса, в штате которых нет энергетиков, могут просто не знать о произошедших изменениях… - Это действительно так. Сегодня сфера энергетики довольно сложна и требует профессионального подхода. Я хочу обратить внимание потребителей на то, что изменения, внесенные постановлением Правительства РФ № 877, очень значительны и требуют заключения дополнительных соглашений с вашим поставщиком электроэнергии или заключения нового договора. И если сбытовая компания или гарантирующий поставщик сами не выходят на потребителя с предложением перезаключить договор с учетом изменения нормативно-правовой базы, то потребителю следует проявить инициативу и обратиться к энергетикам с соответствующим заявлением. Если же сбытовая компания тянет время, начисляя потребителю плату за электроэнергию по-старому, то здесь выход один – обращаться в суд.  Хочу также напомнить, что в соответствии с тем же 877-м постановлением Правительства РФ сейчас разрабатываются типовые договоры купли-продажи электроэнергии, что тоже должно сыграть на руку потребителям.  
22 Декабря 2011, 10:20 +443

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...