Шашечки бывают разные…

Считается, что, отдавая предпочтение услугам бомбилы, мы экономим, а вызывая официальное такси, доплачиваем за качество услуги, т.е. за комфорт и безопасность. Мнение, верное только отчасти. Но обо всём по порядку. До начала 90-х таксомоторными перевозками в Иванове занималась всего одна «контора», которой заведовал Минавтотранс. Он же определил, что населению Иванова вполне достаточно 200 машин. Сейчас, по словам Надежды Огурцовой, госинспектора управления государственного автодорожного надзора по Ивановской области, в городе зарегистрировано 12 различных служб такси и 558 таксомоторов. Тем не менее, если верить собственным наблюдениям и неофициальному подсчёту того же госавтонадзора, таксомоторов в городе (вместе с частниками) не меньше пяти тысяч. Конечно, с точки зрения государства, которое ежегодно не досчитывается приличных налоговых поступлений, ситуация, мягко говоря, грустная. Но рядовому потребителю такое положение дел должно внушать оптимизм. С одной стороны, таксисты не включают в счёт за проезд свои налоговые расходы. С другой, чем больше в городе таксомоторов, тем жестче конкуренция. А это, опять-таки, положительно сказывается на цене. «На троих» Каждый игрок на рынке такси борется за симпатии клиента по-своему. Но для начала – коротко о самих игроках. Ивановский рынок такси-услуг делится на 3 неравные части. «Жёлтое такси», «Радио-такси» и «Тройка» - это службы такси, которые имеют собственный парк автомобилей. Кроме того, существуют информационные службы, которые объединяют под своим «брендом» водителей-частников и за определённую плату предоставляют им диспетчерские услуги. По этой схеме работают «Экспресс»-,«Элит»-, «Престиж»-, «Ретро»- такси, «42», «Вояж» и ещё несколько более мелких организаций. Третий сектор рынка занимаютбомбилы. Службы такси в борьбе за клиента делают акцент на том, что с ними не только комфортнее, но и безопаснее. Не случайно в рекламном ролике одной из таких служб вы видите новенькие чистенькие автомобили, гараж, где проводится техосмотр, медицинский кабинет, где водителю, например, измеряют давление, и, конечно, таксометр – как гарантию того, что за оказанные услуги с вас не возьмут ни одного лишнего рубля. Если исходить из соображений безопасности, то проезд в таком такси действительно безопаснее. Как сказал один из таксистов, с которым мне довелось пообщаться, «машины имеют свойство биться». Руководство любой службы такси заинтересовано, чтобы это происходило как можно реже, поскольку каждая машина – собственность фирмы. Поэтому прежде, чем нанять водителя на работу, для него проведут экзамен на вождение. Существует также разработанный Минавтотрансом 20-часовой курс повышения профессионального мастерства таксистов. Раз в год все водители, занимающиеся пассажирскими перевозками, обязаны такой курс проходить. Тем не менее, регулярно повышают квалификацию только таксисты официальных служб. Кроме того, между « Радио-» и «Жёлтым» такси существует договорённость, благодаря которой таксист, «вылетевший» из одной службы, при всём желании не устроится в другую. Медосмотр, водителя перед каждым выходом на линию и ежедневный осмотр технического состояния автомобиля - также весомые аргументы в пользу того, что пользоваться услугами служб такси гораздо безопаснее. А вот водители информационных служб никаких особых тестов, судя по всему, не проходят. Таксист Дмитрий, который за 5 лет работы таксистом сменил уже 2 «информашки», признался, что он впервые устраивался на работу со стажем вождения около 1,5 лет - при общепринятом минимуме в 3 года. - Никаких договоров и соцгарантий. Водитель просто платит диспетчерской за каждый вызов 19 руб. Делает 20 - 40 заказов в неделю, платит по 16 руб., 40-50 вызовов – по 15,5 руб.. От 50 до 60 заказов - по 14, 5 руб., свыше 60 заказов- по 13,5 руб. Всё остальное себе, ремонт за свой счёт, бензин за свой счёт, и проблемы с клиентами тоже за свой счёт. Средний сменный заработок - в районе 1000 рублей «грязью» (без учёта денег, потраченных на бензин – около 100 рублей – Е. К). А смена вообще не нормирована. На робкий вопрос о комфорте и безопасности пассажиров Дмитрий ответил: Насчёт комфорта - машина у каждого своя. Может, у кого-то и комфортно. А насчёт того, что со службами такси намного безопаснее, не сказал бы. В конце концов, если я на своей машине еду, мне её разбивать тоже не резон. С другой стороны, первое, что должна делать машина - это давать деньги. И водители ездят до тех пор, пока машина не встанет. Сначала деньги - за диспетчерскую и себе, а уж потом - на ремонт автомобиля. Но и в службе такси машина так же сутками работает и изнашивается не меньше. И то, что по ней полиролью сверху прошлись – это ещё ничего не значит. Впрочем, только «полиролью» службы такси при всём желании ограничиваться не могут. Виктор, работник официальной службы: - Если уж обычному автолюбителю на техосмотр раз в год приходится ездить, то нас госавтоинспекция проверяет в обязательном порядке в год по 2 раза. Впрочем, по поводу отсутствия регулярного техобслуживания, собственного парка, экзаменов на вождение и медосмотров работники «информашек» не очень-то комплексуют. Зато у них парки машин гораздо больше. Значит, они «накрывают» весь город. И на бензине (до места тоже надо добраться) за счёт этого экономят, и на вызов гораздо быстрее приезжают. Так что, если вы комфорту и безопасности предпочитаете большую оперативность, услуги информационной службы должны вас устроить. Кстати, сами таксисты ( в том числе живущие «на вольных хлебах») говорят, что в последнее время всё больше бомбил предпочитают сотрудничать с «информашками». Михаил, таксист информационной службы: - Кому-то, конечно, удобно работать только на себя. Не надо постоянно платить за заказы, ходить на собрания. Над тобой нет руководства, которое придумывает новые правила, по большому счёту, никому не нужные. Но, по-моему, просто брать клиента с улицы – себе дороже. Допустим, когда человек заказал машину ив пути случилась какая-то проблема (неоплата, пьяная разборка), ты потом всегда сможешь клиента найти, потому что в диспетчерской записан его телефон, и все переговоры есть на аудио. А если ты просто кого-то подбросить решил и возникает проблема (иногда и до рукоприкладства доходит), то потом концов не найдёшь. Бомбилы, которым иногда так несладко приходится, не спешат рассказывать о своём нелёгком труде в рекламных роликах на радио и TV . И за клиента они вроде бы никак не борются. Но им это, пожалуй, и не нужно. Ведь в народе давно устоялся неизживаемый стереотип: с бомбилами ездить гораздо дешевле. О таксах и таксометрах На самом же деле по стоимости ездить в Иванове со всеми одинаково. Понятно, что существуют официальные тарифы, но и от реальной себестоимости проезда тоже никуда не денешься. Конечно, таксисты пытаются снизить свои расходы. Кто-то договаривается с поставщиками бензина о скидках на оптовые закупки. Кто-то, как, например, «Радио-такси» переходит на газ. Кто-то, в основном информационные службы, экономят за счёт того, что у них машины распределены по всему городу и водители тратят минимум бензина, чтобы добраться до места. Но при всём этом тариф в 7 рублей за километр (так заявляют некоторые службы) выглядит неправдоподобно низким. Иван, таксист информационной службы: Ездить по 7 рублей за километр – всё равно, что заниматься благотворительностью. Начальство службы пытается диктовать тарифы, но по ним никто не ездит. Реально таксисты работают по червонцу с километра, а там всё завит от того, кто у тебя сидит в автомобиле. Кто-то постоянно ездит – сам расплачивается по известной таксе, ну а кому-то я назначаю цену. И так у всех… - Кроме тех, конечно, кто работает со счётчиком. Говорят, что некоторые нерадивые таксисты «накручивают счетчики». Но службам такси – самой «высокоразвитой» форме услуги – просто невыгодно «мухлевать». Доброе имя дороже. Вот почему все таксометры официальных служб такси регистрируются в налоговой службе, и на них ставится специальная пломба, так что при всем желании что-то «накрутить» невозможно. - То, что в городе все ездят по одной и той же цене, известно давно. – комментирует генеральный директор «Жёлтого такси» Константин Кондаков. – Когда мы выходили на рынок, то озвучили неофициально существовавшую таксу как официальный тариф. У «Жёлтого такси» сразу сложился авторитет самого дорогого в Иванове. Тем не менее, все, кто с нами ездил, согласятся, что услуги нашего такси стоят ничуть не дороже, чем у других, а порой и дешевле. Я думаю, именно такой честный подход и привлёк тех, кого теперь мы считаем нашими постоянными клиентами. Александр Москвинов, начальник службы «Радио-такси» также считает, что реальная стоимость проезда в ивановских таксомоторах – не ниже 10 рублей за километр. - А что касается счётчиков, как бы там ни было, кассовый чек – документ, который гарантирует вам, что любые ваши претензии к работе службы не останутся без внимания. Водител, действительно допустивший нарушения, будет наказан. Даже если вы просто что-то забудете в автомобиле, при наличии чека шансы найти пропажу, согласитесь, гораздо выше. Без страха и упрёка По словам Надежды Огурцовой, есть службы, на которые жалуются с заметным постоянством, и с не меньшим постоянством эти жалобы игнорируются. Что и не удивительно. В июле этого года Госдума отменила лицензирование коммерческих перевозок пассажиров легковым автотранспортом, поэтому теперь опасаться жёстких карательных санкций диспетчерским и службам такси не приходится. Раньше самой строгой мерой наказания могло стать аннулирование лицензии. Восстанавливалась она легко, но это требовало денежных затрат, а главное – времени. Сейчас с нарушениями в работе таксистов борются в основном сотрудники ДПС, которые могут наказать водителя за отсутствие путевого листа. Штраф – 50 рублей. При заработке в 1000 рублей в смену – мера не самая грозная. Впрочем, при нарушениях в особо крупных размерах с организации, предоставляющей такси-услуги, могут взыскать и более весомый, но всё же сравнительно гуманный штраф - 5 тысяч рублей. В случае возникновения конфликтных ситуаций Надежда Огурцова советует обращаться к начальству таксиста. - Конечно, решить проблему легче, когда речь идёт об официальной службе такси, но и такие информационные службы, как, например, «42», стараются не оставлять претензии клиентов без внимания. И в службах такси, и в диспетчерских ведётся аудиозапись телефонных переговоров с клиентами. Так что, если начальство пойдёт вам навстречу, найти обидчика будет несложно… Чем крупнее такси-оператор, тем больше он беспокоится о своей репутации. - А можно ли как-то наказать бомбилу? - Никак. Для начала вам придётся доказать, что водитель действительно занимается именно коммерческими перевозками. А сделать это довольно проблематично. Вообще, частник должен иметь разрешение на осуществление коммерческой деятельности. Другими словами, он обязан зарегистрироваться в налоговой инспекции. Большинство бомбил как частные предприниматели не оформлены. Так что вы можете записать номер обидчика и сообщить его в налоговую службу. И если всё- таки удастся доказать, что водитель занимается коммерцией без регистрации, его оштрафуют. Вы ничего, конечно, не выиграете, но зато обсчитавший вас или нахамивший вам водитель будет наказан. Возвращаясь к бессмертной фразе, с которой начинается эта статья, скажем, что, например, в Покрове (Владимирская область) люди на такси в булочную тоже не ездят. Сами не ездят. Они просят об этом таксистов. А еще таксисты гоняют в аптеку за лекарствами, за телефонной карточкой и т.д. В столице нашей родины таксистов вызывают подвыпившие автолюбители, которые хотят, чтобы их отвезли домой на собственной машине. А в такси Сан-Франциско можно воспользоваться беспроводным Интернетом… Ивановцам такой сервис пока и не снился. У нас таксисты предпочитают в основном играть на доступности цен. И эта ситуация понятна. Негосударственные службы такси (в том числе и «информашки») начали бурно развиваться в Иванове сравнительно недавно. Сейчас участники рынка говорят о том, что скоро с него уйдут те, кто хотел быстрых денег, и останутся серьёзные игроки, которые изначально приходили надолго. Они и будут развивать сервис. Но для этого нужно, чтобы у самих ивановцев сложилась «культура использования такси». Проще говоря, ситуация изменится тем быстрее, чем чаще мы с вами будем делать выбор в пользу комфорта и безопасности. Евгения Кутахина
24 Октября 2005, 17:50 +87

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...