Шить одежду - дело для настоящих бойцов

Господдержка легпрома становится жизненной необходимостью

Марина Москалева  Тональность разговора на конференции «Будущее национального рынка текстиля и одежды: взаимодействие производителей и торговых операторов» рамках выставки-ярмарки «Индустрия моды» в Санкт-Петербурге получилась героической. А сам разговор чем-то напоминал песню «Врагу не сдается наш гордый «Варяг», доносящейся с уходящей под воду гордости флота. Обстановка на российском рынке одежды крайне напряженная, причем удары по производителям наносятся даже с той стороны, откуда стоило бы ждать подмоги. Впрочем, ее уже давно никто не ждет…  Главные враги Основные враги российских швейников известны. Это «серый» импорт, высокие издержки и нестабильный спрос на готовую продукцию. О «сером» импорте говорят так много и так давно, что у людей с воображением мог даже сложиться его визуальный образ: что-то вроде восточного ниндзя, крадущегося по российским городам с мешком «паленых» джинсов за спиной. И это было бы смешно, если бы не было так грустно. Как отметил на конференции глава Рослегпрома Александр Круглик, импорт товаров легкой промышленности в Россию достиг докризисных объемов (в отличие от производства на большинстве российских предприятий) и составляет 80% объема рынка. Года полтора назад представители Минпромторга РФ рапортовали о наведении порядка  на таможне (в частности, хорошо зарекомендовала себя межведомственная комиссия при Правительстве РФ). Однако силы оказались не равны, и сейчас эксперты вновь говорят о том, что как минимум половина импорта ввозится в страну нелегально. Да и официальные пошлины на товары легпрома защите отечественного рынка не способствуют. «Несмотря на все протесты отраслевых союзов, государство уменьшает ввозные пошлины на товары легкой промышленности, - сказал Александр Круглик. - Основные доводы Минэкономразвития – забота о покупателях и намерение вывести импортеров из тени. Однако фактически цены на товары не снизились, а те, кто работал по «серым» схемам, продолжают по ним работать. Кроме того, снижение пошлин обосновывают подготовкой к вступлению России в ВТО. С тех пор как ведутся такие разговоры (то есть примерно с 2000 года) пошлины на товары легкой промышленности снижались трижды. Легпром стал заложником ситуации». Ухудшает положение и то, что конфискованный контрабандный товар не уничтожается, а поступает фирмам, созданным при Федеральном фонде имущества, и затем реализуется на рынках по еще более низким ценам, опять же конкурируя с продукцией российских производителей. Рост цен на сырье и комплектующие, тарифов энергетиков и налогового бремени (об этом «Частник» писал уже не раз) заставляет делать невеселые прогнозы по рентабельности предприятий легкой промышленности. По данным Александра Круглика рентабельность снижалась уже в 2010 году. В текстильном, швейном и меховом производстве она составляла 5,4%  (против 5,7% в 2009 году), в кожевенном и обувном – 8% (против 8,6%). Повышать рентабельность, поднимая цены на товары, предприятия, вынужденные конкурировать с импортерами, не могут. В 2010 году швейные изделия подорожали лишь на 7%, на обувь – на 3%. Это не позволило улучшить ситуацию в отрасли. Сейчас положение усугубляет еще и снижение потребления товаров текстильной и легкой промышленности. Из-за подорожания продуктов и услуг ЖКХ население России вынуждено экономить на всем остальном. Государственную поддержку отечественного производителя Александр Круглик охарактеризовал как вялую. Причем и она исходит только от Минпромторга. Минпромэнерго легкую промышленность просто игнорирует. «Удивляет то, что и в правительстве, и в Госдуме хорошо знают ситуацию в легкой промышленности, но ничего не предпринимают, - говорит Александр Круглик. – Никакой государственной политики в отношении отрасли нет…»  А теперь еще соседи Зато, похоже, серьезную господдержку легпрома практикует ближайший сосед России – Белоруссия. Как рассказала заместитель председателя концерна «Беллегпром» Людмила Тяглова, в республике разработана комплексная программа развития легкой промышленности на 2011-15 годы. Документ предусматривает обновление парка оборудования и финансовое оздоровление предприятий, привлечение внутренних и внешних инвестиций, увеличение экспорта. Коротко говоря, белорусы намерены увеличить выпуск тканей в 2 раза, обуви и изделий из кожи - в 1,6 раза, инновационных изделий - в 1,6 раза. Впрочем, объем производства в легпроме Белоруссии растет уже сейчас. В 2009 году он составил 4,3 трлн белорусских рублей, в 2010 году – 5,3 трлн (1000 белорусских рублей равна 9,43 российских рублей). В данный момент в Белоруссии функционирует 2250 организаций легкой промышленности (включая субъекты малого предпринимательства). В дальнейшем планируется создать два отраслевых холдинга: текстильно-швейный и кожевенно-обувной, призванные объединить производственные цепочки. Инвестиции в основной капитал предприятий в 2011-2015 годах должны составить около 3 трлн белорусских рублей в текстильном производстве, и 185,1 млрд рублей в производстве кожи и обуви. Планируется, что не менее 21% составят иностранные инвестиции. Всего к реализации намечено 19 инвестпроектов. Кроме того, наши соседи собираются жестко защищать свой внутренний рынок (применяя, как сказано в программе, «корректные и некорректные меры» борьбы), а также вести агрессивную экспортную политику, нацеленную на увеличение экспорта в 2,2 раза. Предполагается закрепление на традиционных рынках и освоение новых, строительство 60 товаропроводящих сетей, 15 – с белорусскими инвестициями. На внутреннем рынке Белоруссии будет развиваться фирменная торговля (уже сейчас через нее проходит около 30% от общего объема продаж), а также интернет-магазины. Для укрепления своих позиций Белоруссия намерена участвовать в разработке международных требований и стандартов в отношении продукции легкой промышленности, технических регламентов таможенного союза и ЕВРОЗЭС. Не нужно быть пророком, чтобы понять, что один из рынков, на котором белорусские производители намерены укреплять свои позиции – это Россия. И последствия подобной экспансии также можно просчитать…  Вся рентабельность – в торговле Еще одно наметившееся противоречие в легпроме – конфликт интересов производства и торговли. Российский союз производителей одежды провел анализ рентабельности этих сфер. Как рассказала председатель союза Светлана Беляева, согласно полученным данным, рентабельность предприятий составляет 7-8%, торговли – от 30 до 70%. По мнению финансового директора производственного объединения «Славянка» Эдуарда Борисенкова, корень противоречий - в системе закупок. Торговля зачастую диктует производителям условия сотрудничества, из всех возможных схем приобретения товара выбирая комиссию и реализацию. То есть товар отгружается без предоплаты, деньги за него поступают примерно через полгода, да к тому же возникает проблема остатков: они либо возвращаются на предприятие, либо продаются со скидками, установленных за счет производителей. «Вызывает удивление тот факт, что отношения таким образом строятся только с российскими производителями, - отметил Эдуард Борисенков. – Ни итальянцы, ни немцы, ни турки, ни даже китайцы на таких условиях товар не предоставят. То есть 80% товаров, которые присутствуют на рынке, предприятия торговли покупают за живые деньги. Максимум, что они могут получить - это незначительная отсрочка платежа. Почему исключением должны стать именно наши несчастные 20% - непонятно». В результате, по словам Эдуарда Борисенкова, предприятия фактически кредитуют торговлю. И, чтобы удержаться на плаву, привлекают весьма недешевые банковские кредиты… «Процентная ставка по этим кредитам – 16-18% - закладывается в конечную стоимость продукции. И мы опять возвращаемся к тому, что импортные товары дешевле,  - подчеркнул Эдуард Борисенков. – На производстве сегодня лежат все риски по созданию и реализации коллекций. Но было бы логично разделить часть рисков с торговлей». Позицию представителей торговли на конференции озвучить было некому. Хотя наверняка у них свое мнение об уровне рентабельности магазинов в условиях повышения аренды и налогов, а также снижения покупательского спроса. Внятные правила взаимодействия с торговлей, по мнению производителей, сейчас должно установить государство. А пока предприниматели живут по давно известному принципу насчет утопающих и путей их спасения. В рамках такого подхода, например, 70 российских производителей одежды изо льна под руководством Андрея Журкина (ТМ «Жан и Параскева») объединились и начали ездить по стране с собственными выставками «Льняная сказка». Кстати, Иваново в этом проекте представляет Татьяна Савосина. Выставки уже были проведены в Ростове-на-Дону, Краснодаре, Казани, Новороссийске, Лазаревском, Сочи, Анапе и Архипо-Осиповке. Эта «агитбригада», как в шутку называет проект Андрей, показала себя более выгодной, чем целый ряд дорогих федеральных выставок. Сейчас Андрей Журкин и компания раскручивают сайт для оптовиков adip.ru (Ассоциация дизайна и производителей) и планируют проводить «идеальные» выставки, суть которых в том, что на входе любому посетителю выдают кредитную карточку, а оптовикам предоставляется возможность получении товарных кредитов. Кстати, некоторые банки уже заинтересовались этим предложением. То, что такую активность проявляют именно производители одежды изо льна – не удивительно. На сегодня это один из самых «живых» сегментов одежного рынка. Особенно в условиях подорожания хлопка. Но поводов для безудержного оптимизма и в этом сегменте немного. Производители уже  сталкиваются с физическим отсутствием в России льна. Напуганные ситуацией с хлопком европейские производители выкупили весь имеющийся в России лен по предоплате. Как результат заказ «Жана и Параскевы» на поставку льна «Вологодский текстиль» обещает выполнить в лучшем случае к 20 апреля…И это при том, что успехи «Вологодского текстиля» и, в частности, его приглашение на выставку Premier Vision в Париже (два образца тканей предприятия попали в тренд-зону – небывалый успех!), а также сотрудничество с модельером Вячеславом Зайцевым сейчас обсуждаются повсюду.   Найдут ли швейники выход? Вопрос риторический. Как отметил Александр Круглик, работа в легкой промышленности сегодня – это удел настоящих бойцов. И только то, что в этой сфере предприниматели в этой сфере именно таковы, единственно и внушает оптимизм…
23 Марта 2011, 08:06 +296

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...