«Синие воротнички» на вес золота

В советские времена текстильную промышленность Ивановской области снабжали кадрами областные профтехучилища. Однако уже в конце 90-х годов текстильные предприятия начали ощущать дефицит специалистов. И хотя система начального профессионального образования у нас сохранилась практически в полном объеме, сегодня проблема нехватки рабочих рук встает особенно остро. Почему произошел сбой в, казалось бы, отлаженной системе НПО и как в области пытаются решить кадровую проблему? На эти вопросы мы попытаемся ответить в этой публикации. Что день вчерашний нам готовил По словам Татьяны Жбановой, директора профессионального лицея (ПЛ) № 28, раньше почти все областные учебные заведения НПО были отраслевыми, то есть находились на балансе конкретного предприятия и готовили кадры по его заказу. Например, лицей № 28 был подразделением Меланжевого комбината, и всех учащиеся, как правило, трудоустраивали на нем. Помимо этого, трудовые ресурсы пополнялись за счет привозной рабочей силы из Чувашии, Молдавии, Узбекистана, Башкирии. Мастера производственного обучения буквально по всему Союзу собирали будущих ивановских прядильщиц и ткачих. Поэтому проблема нехватки «синих воротничков» не возникала. Но когда в текстильной промышленности начался кризис, большинство кадровых работников были сокращены. «В самые «черные» для России 90-е годы мы потеряли преемственность на предприятии. Ведь раньше на фабриках работали целые династии. Попробовав свои силы в других сферах, старые кадры уже не вернулись на производство, - говорит директор фабрики «Красная Талка» Владимир Лапшин. – Молодежь же, приходя устраиваться на работу, хочет сразу зарплату не меньше 500 долларов и должность топ-менеджера». С распадом старого альянса работодателей и «кадровых снабженцев» все его участники оказались в непрерывном поиске: работодатели ищут кадры, училища и лицеи – потенциальных учащихся. С 1 января 2005 года российские учреждения начального и среднего профессионального образования были переданы на областное финансирование. С этого момента местным властям пришлось всерьез задуматься над тем, на подготовку каких именно рабочих рук будут тратиться деньги областного бюджета. Реорганизация ивановских «кузниц» «Одним из основных аспектов кадровой проблемы является то, что областная система НПО работает в отрыве от потребностей экономики Ивановской области», - считает Алексей Жбанов, гендиректор ивановского Союза промышленников и предпринимателей. - По результатам обобщения сведений от предприятий мы сделали вывод, что более половины рабочих текстильных и швейных профессий готовится непосредственно на предприятии путем индивидуального обучения, четверть - через учебно-курсовые комбинаты и центры и только 11% - через учреждения НПО». Во втором полугодии 2005 года областное управление образования совместно с администрацией области провело анализ работы областной системы НПО. Была создана специальная рабочая группа, которая ознакомилась с положением дел в училищах. В ходе рейда выяснилось, что некоторые училища готовят специалистов по одним и тем же профессиям, причем абсолютно невостребованным на ивановском рынке труда. В большом количестве училища выпускают поваров-кондитеров, парикмахеров и продавцов, но не текстильщиков. По итогам анализа, проведенного рабочей группой, 11 августа 2005 года администрация Ивановской области приняла распоряжение «О реорганизации областных государственных образовательных учреждений НПО». В целях улучшения качества образования и оптимизации сети НПО, а также для реализации отраслевого принципа подготовки кадров несколько училищ были объединены. Если раньше в области было 29 учреждений, занимающихся подготовкой рабочих профессиональных специальностей, то после реорганизации их стало 26. Оптимизация, естественно, коснулась и училищ текстильного профиля: из некогда существовавших десяти училищ были образованы семь - сразу три ивановских училища (ПЛ № 28, ПУ № 22, ПЛ № 33) были объединены в Учебно-производственный комплекс легкой промышленности, созданный на базе профессионального лицея № 28. В этом комплексе планируется выпускать операторов прядильного производства, ткачей, закройщиков, портных, операторов швейного оборудования и слесарей. Любопытно, что для России подобная реорганизация областных систем НПО - уже давно сложившаяся практика. В последние 5-6 лет через это прошли Свердловск, Пермь, Москва, Санкт- Петербург, а в Иванове такой процесс только начинается. Еще одним шагом на пути решения кадровой проблемы стало постановление администрации «Об утверждении порядка определения объемов и структуры приема обучающихся в областные учреждения НПО» от 24 июня 2005 года. «Согласно постановлению теперь мы будем формировать план набора в учреждения НПО по заявкам предприятий-работодателей. Контрольные цифры набора, например, на 2006-2007 учебный год должны предоставляться в обладминистрацию уже к 1 ноября 2005 года, - поясняет начальник отдела НПО областного управления образования Ирина Киселева. – Раньше это нигде прописано не было». По словам Ирины Васильевны, сейчас руководителям учебных заведений надо учиться существовать в новых рыночных условиях: «С распадом конструкции « базовое предприятие – училище» учреждения НПО стали самостоятельными хозяйствующими субъектами. Поэтому теперь они должны уйти от позиции «нам должны» и подумать над тем, что они могут предложить своему социальному партнеру, чтобы привлечь его к сотрудничеству». Кадры по осени считают Однако профучилища каждый учебный год недобирают учащихся именно на текстильные профессии. Например, Тейковское ПУ №19 - несмотря на наличие в городе крупного текстильного предприятия, Тейковского ХБК – на новый учебный год не набрало ни одного человека по профессиям ткач, оператор прядильного оборудования. Так же плохо обстоит дело с набором по текстильному профилю в кохомском лицее № 43 и заволжском училище № 23. Между тем, по данным Союза промышленников и предпринимателей, дефицит рабочих рук в текстильной отрасли на 2006 год составит более 700 человек. Среди самых востребованных профессий: отделочники, раклисты, контролеры качества. По данным областного управления образования, заявки на рабочие кадры получены от ЗАО «Меланж», ОАО «Айвенго», АО «Шуйские ситцы», ОАО «Красная Талка», ЗАО «Автокран», ЗАО «Ивтекмаш», ЗАО «Кранэкс». Недобор в училища можно объяснить нескольким причинами. Во-первых, престиж рабочих профессий в текстильной отрасли нашего края сильно упал. Во многом «благодаря» психологии родителей, которые в свое время хлебнули горя фабричной жизни. «10-15 лет назад многие рабочие-текстильщики попали под сокращение. Те кадры, которые еще оставались на предприятиях, вынуждены были работать в условиях хронической нестабильности: сегодня ты работаешь, а завтра окажешься в простое. Поэтому родители не хотят отдавать своих детей на фабрику», - говорит Ирина Киселева. Во-вторых, еще одной причиной непрофильной укомплектованности училищ является отсутствие информации о демографической ситуации. «Училищам приходится самим практически вслепую формировать набор, не имея на руках контрольных цифр по количеству выпускников, которые собираются поступать в вузы. Конечно, можно запланировать определенную цифру набора, а на поверку окажется, что такого количества выпускников просто нет в области», - считает Татьяна Жбанова. Немаловажным фактором, влияющим на работу системы НПО, является и отсутствие обучающего персонала. Мастера производственного обучения самого высокого, 14-го, разряда получают мизерную зарплату – 2600 рублей. Как правило, профессионалы такого класса заняты на производстве, где платят более хорошие деньги. Как утолить кадровый голод? В облуправлении образования считают, что первый шаг на пути решения проблемы - налаживание тесных связей училищ с предприятиями. Например, фабрика «Красная Талка» уже имеет предварительную договоренность о сотрудничестве с ПЛ № 28. Возможно, предприятие не только предоставит свою производственную базу для обучения учащихся, но и выделит из собственного фонда прибавку к стипендии. Директор профлицея № 28 Татьяна Жбанова считает, то часть финансовых проблем училищ (обеспечение стипендией, питанием и спецодеждой) работодатели вполне могли бы взять на себя. С ней согласна и Ирина Киселева: «В Германии, например, существует дуальная система обучения: общеобразовательную подготовку финансирует государство, а профессиональную - работодатели. Возможно, и в России какую-то часть обучения рабочих кадров тоже должны оплачивать предприятия». Во многом проблему нехватки рабочих рук могла бы решить грамотная профориентационная работа учителей школ. «Учителя должны объяснить своим ученикам, что секретарей и бухгалтеров на рынке труда более чем достаточно. Если все выпускники будут выбирать, на их взгляд, более легкие и престижные профессии, то они сильно рискуют пополнить ряды безработных», - считает Алексей Жбанов. Специалисты управления образования полагают, что на базе так называемых профильных классов технологий - где основные предметы труд и физкультура - можно организовать профессиональную подготовку школьников уже с 8 класса. Особенно это было бы удобно мальчикам, которые не собираются поступать в вуз: по окончании школы они пошли бы в армию, уже овладев рабочей профессией. Для привлечения студентов в учебные заведения руководство профучилищ должно рекламировать рабочие профессии, выходя к выпускникам прямо в школы. Однако существует мнение, что школьные учителя не совсем охотно пускают мастеров ПУ для агитации. Из-за сложившейся демографической ситуации учителям невыгоден отток детей из школ уже с 9 класса. В противном случае, им просто некого будет учить. Однако областной системе НПО все-таки придется быть активнее. Тем более что к следующему году в Ивановской области перейдут на так называемую «подушевую» систему финансирования. Средства из областного бюджета будут выделяться не на училище в целом, как это было раньше, а на весь контингент учащихся. Кроме того, планируется разработать нормы финансирования по каждой отдельной специальности. В качестве помощи директорам училищ уже готов проект закона «О начальном профессиональном и среднем профессиональном образовании Ивановской области». По словам заместителя начальника областного управления образования по профобразованию Натальи Волковой, при отсутствии федерального закона о НПО принять такой закон на региональном уровне просто необходимо. В представленном проекте закона заложена социальная поддержка учащихся: обеспечение их бесплатным питанием, проведение медосмотра за счет бюджетных средств. Светлана Максимова
24 Октября 2005, 18:03 +222

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...