Социальный ответ на социальный вопрос

То кто-нибудь из начальства в очередной раз напомнит бизнесу о том, что этим социальная ответственность не ограничивается. Продолжая разговор о социальной ответственности ивановского бизнеса, мы обратились не только к опыту отечественной крупной промышленности, но и к практике иностранных бизнесменов. Аркадий Златкин, президент Ассоциации ТДЛ: - Социальная ответственность бизнеса – это участие в самых важных для региона некоммерческих проектах, повышающих качество жизни населения области, и особенно - наиболее незащищенных и требующих внимания групп населения. Ежегодно компании ТДЛ, лично руководители бизнеса выделяют весьма значительные суммы на благотворительность и спонсорскую помощь. Определены приоритеты: ветеранские организации, учебные заведения и дети, оказавшиеся в трудных жизненных ситуациях, физкультура и спорт. Выбираются для спонсирования главные наши спортивные команды, наиболее массовые соревнования и молодежные праздники, оказывается постоянная помощь детским домам и интернатам. Уже три года, например, ТДЛ помогает Решемской коррекционной школе-интернату: полностью обеспечивает детей зимней одеждой и обувью, техникой для работы на земельном участке, оргтехникой и канцтоварами, многим другим. Сейчас мы участвуем в ремонте учебного корпуса. Когда губернатор области Михаил Мень обратился к предпринимателям с предложением выбрать для шефства (хорошее слово из прежней эпохи) детский дом из общего списка, в нем оказался и Решемский интернат. И руководство компании решило сохранить то, что было заложено в прежние годы. Тем более что в интернате чудесный коллектив, туда приятно приезжать с подарками. Мы обычно стараемся как можно меньше говорить об этой работе, соглашаясь с древним мудрецом, который утверждал: «Благодеяние, о котором все узнали от тебя самого – не меньший грех, чем жадность». Сегодня многие «спонсоры», потратив на благотворительность мизерную сумму, куда большую расходуют на PR по этому поводу. Это не наш путь. Власть может и должна быть координатором благотворительной работы, выделять приоритеты и подсказывать бизнесу, на что стоит обратить внимание. Это необходимо, поскольку представители исполнительной и законодательной ветвей власти обладают комплексной информацией, видят всю картину. Полезен в этом плане и единый фонд, способствующий централизации благотворительных средств и направлению их на крупные социальные проекты. Но это не исключает собственные благотворительные проекты. Главное - решение должно оставаться за предпринимателями. Важно, чтобы и власть, и бизнес понимали значение социальной составляющей в жизни нашего общества, искали единый подход и создавали систему этой работы, уходя от разовых мероприятий. Геннадий Тряхалов, директор медиагруппы («Русское Радио - Иваново», «Авторадио – Иваново», газета «Автотранзит»): - На мой взгляд, социальная ответственность бизнеса – понятие двоякое. Есть внутренняя соцответственность (назовем ее так) – это выплата работникам компании нормальной заработной платы, обеспечение полного соцпакета, нормальных условий труда, по возможности - предоставление путевок, новогодние подарки для детей и т.д. «Внешняя» социальная ответственность – это уплата всех налогов и обязательных платежей. Все. На этом социальная ответственность бизнеса заканчивается. Все остальное – это благотворительность, которую каждая компания осуществляет, исходя из своих финансовых возможностей и представлений о том, кому и в каком объеме надо помогать. Так, мы сейчас перечисляем 10 % от доходов газеты «Автотранзит» в отделение детской травматологии 1-й детской городской клинической больницы на лечение детей, пострадавших в ДТП. Разумеется, у госструктур есть наиболее полная и объективная информация о том, какие учреждения или организации нуждаются в помощи. Но эта информация есть и у бизнесменов. По одной простой причине: именно к нам идут за помощью, к нам обращаются в сложных ситуациях. На мой взгляд, государство, используя возможность аккумулировать информационные потоки, создавать информационные базы, могло бы рекомендовать бизнесу адресную помощь. По нашему опыту, адресная помощь, когда средства идут на конкретные цели, гораздо более эффективна, чем перечисления в те или иные фонды. Но если государственные фонды, в которых сконцентрированы благотворительные средства, будут более прозрачны, то я не вижу никаких препятствий к тому, чтобы работать с ними. Юрий Яблоков, генеральный директор корпорации «НОРДТЕКС»: Социальная ответственность – вещь необходимая, мы от нее никогда не отказывались и будем, безусловно, ею заниматься. В хорошем смысле этого слова. В плохом смысле социальной ответственностью нас никто не обременял, никто не заставлял нас выделять деньги на те или иные социальные проекты. В нашем понимании социальная ответственность – это ответственность компании за то, чтобы люди, которые у нас работают, получали бы нормальную, стабильную зарплату, чтобы они не боялись за свое будущее, были уверены в завтрашнем дне. Задача номер два – это поддержка городов, в которых мы работаем. Это Родники, Вичуга, Иваново. Мы участвуем во многих благотворительных мероприятиях, которые здесь проходят. В Иванове мы содержим поликлинику предприятия, в Родниках выделяем деньги на поддержку стадиона, парка, училища. Кроме того, мы помогаем секции ушу и детскому танцевальному коллективу. Социальная ответственность: меценатство и не только Будучи самым крупным иностранным инвестором Ивановской области, компания «Эггер» сразу проявила себя социально ответственной. Задолго до введения предприятия в эксплуатацию руководство шуйского завода австрийской компании начало свою социальную программу, активно сотрудничая с администрацией города Шуи. На средства «Эггер» было отремонтировано несколько городских дорог. Благодаря инвестору в Шуе появились «лежачие полицейские». Компания «Эггер» стала официальным попечителем шуйского детского дома №1, где был проведен ремонт кровли и коммуникаций. Такой же ремонт шуйский завод помог сделать начальной школе №18. Кроме того, шуйской ЦРБ от «Эггер» был подарен реанимобиль. «Цивилизованный бизнес должен быть социально ответственным, – заявил тогда генеральный директор предприятия Максим Хохлов. - Это наша сознательная позиция». Для «Эггер» социальная ответственность – это не только меценатство, но и в первую очередь - социальная защита работников предприятия. Руководство завода еще на стадии становления предприятия неоднократно подчеркивало, что собирается работать в полном соответствии с российским трудовым законодательством, обеспечивать своим сотрудникам полный соцпакет и, что немаловажно, за свой счет осуществлять профессиональное обучение работников, в том числе на австрийских предприятиях «Эггер». Сегодня, когда шуйский завод «Эггер» вышел на производственную мощность, его социальная программа стала обширнее. Как сообщили нам в пресс-службе «Эггер Древпродукт», теперь компания регулярно участвует в программе «Поможем собрать детей в школу», оказывает спонсорскую помощь в праздновании дня города Шуи, Нового года. Компания выступила спонсором шоу «Открытое небо», помогла православной школе Свято-Николо-Шартомского монастыря с проведением ремонта и приобретением варочной плиты, Воскресенскому собору в Шуе – с установкой пластиковых окон, а также оказала помощь детскому христианскому приюту при часовне Царственных мучеников. Напольные покрытия, предоставленные «Эггер», стали большим подспорьем для шуйской военной комендатуры и городского УВД. Компания намерена и дальше участвовать в жизни города и области, в первую очередь оказывая целевую помощь детским учреждениям, попечителем которых шуйских завод стал уже давно. Вместо социальной ответственности – корпоративное гражданство Американский политик и бизнесмен Чарльз Тейлор – частый гость в Ивановской области. В бизнес-кругах его знают как основного акционера КБ «Иваново», активно развивающего кредитование малого и среднего бизнеса. Однако многим жителям нашего региона господин Тейлор известен как меценат, помогающий детским домам, школам, поддерживающий молодежные и детские проекты. Чарльз Тейлор согласился ответить на вопросы «Частника» о социальной ответственности бизнеса в США и России. - Существует ли в США понятие «социальная ответственность бизнеса»? Если да, то как оно трактуется? Если нет, то что вы понимаете под этим определением? Есть ли разница, по вашему мнению, между социальной ответственностью бизнеса и меценатством (благотворительностью)? - Термину «социальная ответственность бизнеса» я предпочитаю определение «корпоративное гражданство» (КГ). Оно подразумевает, что любой бизнес несет ответственность за свое поведение - как любой гражданин общества. Вспомните Евангелие от Луки (12:48): «…от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут»… Успешное КГ предполагает обязательство бизнеса способствовать развитию общества различными путями, такими, как добровольное участие в усовершенствовании общества, поддержка, например, молодежного движения – физическим участием или финансированием. Корпоративное гражданство должно стать опорой для развития прав общества через политиков или иные организации, которые ставят своей целью улучшение жизни. - Должны ли государство или власть принимать участие в «социальной ответственности бизнеса» - корпоративном гражданстве? Могут ли государство или власть влиять на процессы благотворительности – например, регулируя и контролируя размер или назначение (определение объектов) спонсирования? - Государство не должно принимать участия в управлении или проведении благотворительных акций. Но оно должно поощрять благотворительность путем предоставления налоговых льгот на величину вложений и освобождения от налогообложения некоммерческих организаций на те суммы, которые они тратят на некоммерческую деятельность. - Рассматривается ли в США корпоративное гражданство как средство престижа, укрепление имиджа бизнеса? - Корпоративное гражданство в Америке многими рассматривается как обязанность. Хотя чаще КГ приносит организации положительную репутацию. И, конечно, налоговые вычеты с сумм, направляемых на благотворительные цели, значительно облегчают бизнесу налоговое бремя. - Вы, г-н Тейлор, спонсор различных социальных проектов – и в вашей стране, и за рубежом. Будьте добры, расскажите нам об этих проектах. Что вы получаете как спонсор этих проектов? - Многие из моих проектов направлены на работу с молодежью – это помощь в их подготовке к более продуктивной жизни. Наша спонсорская помощь детям-сиротам в России – это реакция на ту потребность, которая не полностью решена в вашей стране. И с того момента, как мы вовлечены в российский бизнес, мы чувствуем ответственность – как и все нормальные люди – как минимум, за то, чтобы обеспечить детей средствами к существованию. Цель нашей работы с русскими студентами – дать им возможность получить всестороннее образование, предоставить им шанс получить более глубокое экономическое образование, чтобы они были более независимыми и демократичными. Работая со скаутами в нашей стране, мы хотели бы привить им способности, которых они могли бы и не получить. Стипендии и кредиты для студентов делают их более конкурентноспособными и позволяют им получить высшее образование, чего могло и не быть без этой помощи. Мы стараемся сфокусировать свое внимание на помощи по принципу «учись, зарабатывая» - для молодых людей, или сохранением искусства и культуры - что важно для людей в более зрелом возрасте. Анна Семенова
06 Декабря 2006, 13:52 +126

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...