Страсти по заказу

Сфера государственного и муниципального заказа традиционно относится к числу наиболее проблемных как для заказчиков, так и для подрядчиков. Причем принятие в 2005 году федерального закона №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» отнюдь не уменьшило остроту существующих проблем. О том, как будет реформироваться система госзаказа в ближайшем будущем и как при постоянно меняющихся условиях игры соблюсти баланс интересов заказчика и подрядчика, и шла речь на масштабном семинаре-практикуме, прошедшем 23 ноября в Иванове в малом зале ЦКиО. Адресатами семинара стали муниципальные заказчики и все потенциальные участники размещения заказов — поставщики, исполнители, подрядчики — из всех муниципий Ивановской области, а также Ярославля, Костромы и Кирова. Его главными ньюсмейкерами выступили представители ФАС России, УФАС России по Ивановской области, прокуратуры региона и ивановской мэрии. Баланс интересов Напомним, что согласно распространенному в чиновничьей среде мнению именно № 94-ФЗ предоставил значительные права участникам размещения заказа в ущерб интересам самих заказчиков. «Порожден новый вид коррупции — коррупции среди так называемых подрядчиков, когда между ними происходит сговор, чтобы не снижать цену, — заметил, в частности, по этому поводу глава областного центра Александр Фомин. — По сути, они сами определяют, кому становиться победителем. Кроме того, создаются подставные фирмы, которые выходят на торги и вымогают деньги у настоящих подрядчиков, шантажируя их тем, что снизят цену до уровня, когда работу будет просто невозможно выполнить. При этом работа правоохранительных органов по пресечению такого вида преступности крайне затруднительна в силу нежелания заказчиков, ставших жертвами вымогательств, заявлять об этом». В то же время, как следует из заявлений начальника управления контроля размещения госзаказа ФАС России Михаила Евраева, ставшего основным ньюсмейкером семинара, антимонопольщики не намерены полностью становиться на сторону заказчика. Так, относительно испрашиваемой чиновниками возможности одностороннего расторжения контрактов со стороны заказчика М. Евраев был категоричен: «Мы не можем на это пойти. Следует понимать, что причины, по которым подрядчик не нравится заказчику, могут быть как объективными, так и субъективными. Получается, что в случае такой антипатии подрядчик на следующий день после аукциона будет просто получать открытку об одностороннем расторжении». С другой стороны, комментируя жалобы муниципалов на часто имеющие место поставки некачественных продуктов и прочие нарушения со стороны подрядчиков, представитель ФАС России заявил, что «некачественные продукты просто не нужно принимать». «Только не следует доводить это до последнего момента, когда приходится принимать то, что дают, — уточнил Евраев. — У нас очень часто страдает организационное и финансовое планирование, и это уже не проблема № 94-ФЗ. Да, контроль за качеством требует определенных усилий от органов власти, которые должны помнить, что любому контракту необходимо соответствующее сопровождение, включающее и контроль за качеством. Например, в Татарстане все медикаменты, поставляемые подрядчиками, сначала поступают на один склад и только после общей приемки качества отправляются дальше — непосредственно заказчикам». Плата за поклеп «Неисполнение контракта должно быть зафиксировано решением суда. Только тогда подрядчик попадает в реестр недобросовестных поставщиков, — отметил М. Евраев. — На сегодняшний день в этом реестре находятся порядка 2 тысяч поставщиков, и этот список постоянно увеличивается. Как ни странно, реестр оказался куда более эффективным инструментом, чем мы рассчитывали. Особенно серьезным воздействием это является для средних и крупных компаний. Уже было и еще будет много судов, когда предприниматели оспаривают включение в реестр». В то же время, по словам Евраева, сегодня в ФАС поступает огромное количество жалоб именно на действия заказчиков, а не подрядчиков: «И это свидетельствует даже не об увеличении нарушений, а прежде всего о том, что предприниматели поверили — в аукционах на размещение госзаказа можно не только участвовать, но и выигрывать, хотя, конечно, еще далеко не везде и не всегда. Однако раньше вообще никто не верил, что можно работать в сфере госзаказа, не имея родственников или знакомых в составе комиссии». Вместе с тем представитель ФАС согласился с тем, что предприниматели стали все чаще злоупотреблять правами, предоставляемыми им 94-ФЗ: «Поэтому мы предполагаем в ближайшее время внести изменения в закон и ввести плату за необоснованные жалобы предпринимателей. Эти деньги пойдут в бюджет». И это сообщение оказалось далеко не единственной новостью, весьма заинтересовавшей участников размещения заказа. Разбор ошибок Как выяснилось в ходе семинара, ФАС также сегодня работает над тем, чтобы ввести специально для сферы госзаказа короткую судебную процедуру по расторжению контрактов. Достичь этого предполагается в первую очередь за счет перехода на электронное уведомление участников о дате и времени проведения суда. В итоге планируется сократить время рассмотрения с нынешних 5-6 месяцев до полутора, избежав в итоге коррупции как со стороны подрядчиков, так и со стороны должностных лиц. «С другой стороны, именно заказчик подписывает акт приемки и производит оплату. И нередко мы сталкиваемся с тем, что подрядчик, качественно исполнив контракт, не получает оплату вовремя, — вновь продемонстрировал антимонопольную непредвзятость представитель ФАС. — И это на сегодняшний день крайне серьезная проблема». При этом выяснилось, что, расширяя список требований к подрядчикам, заказчики элементарно нарушают закон. «Так, заказчику нельзя требовать от участника размещения заказа расшифровки цены контракта, — заявил М. Евраев. — Более того, требовать этого не могут и контролирующие органы, которые нередко сегодня интересуются у того или иного подрядчика, почему в контракте предполагалась закупка стройматериалов по одной цене, а на практике она была осуществлена значительно дешевле. По этому острому вопросу ФАС специально сделала разъяснение в августе этого года: как заказчика, так и контролирующие органы должно интересовать лишь то, чтобы объект был построен в срок и был необходимого качества. В остальном же никто не вмешивается в экономику другого». Также нельзя требовать от участников размещения заказа и согласования по субподрядчикам. «К сожалению, очень часто заказчики ошибаются, путая выставление требований к субъекту и объекту размещения заказа. Так вот, субъект — это как раз участник, а объект — товар или услуга. И по закону требования могут быть выставлены только к объекту», — резюмировал ньюсмейкер. Экономия плюс компьютеризация всей страны Любопытна точка зрения антимонопольщиков и на такую острую проблему, не единожды называвшуюся чиновниками, как необоснованное снижение цены на контракт. «Да, идет солидная экономия средств. Случается, что цены падают и до нуля, — уточнил представитель ФАС. — И, например, мотивация такого уменьшения в отношении финансовых услуг проста и понятна: когда кредитные организации получают те или иные средства, например депозит, то они получают и дешевый пассив, который могут использовать. С другой стороны, снижение цены может носить и рекламный характер: компания таким образом хочет упрочить свою репутацию фирмы, активно работающей в госзаказе. Демпинг в этом случае обоснован и не должен пугать заказчика. Если же заказчику какая-то фирма не нравится и, найдя какую-то формальную ошибку в ее заявке, заказчик с чистой совестью отстраняет фирму от размещения заказа, то пусть не расслабляется. В таких случаях мы тщательно смотрим, есть ли такие нарушения в документации других участников и в первую очередь у победителя. Чтобы не было так: у одной фирмы в заявке запятую не поставили, а у победителя в документации и конь не валялся!» Наконец, Михаил Евраев вновь напомнил муниципальным заказчикам, что грядет второй этап реформы системы госзаказа — переход на электронные аукционы: «В течение ближайшего года на эту систему перейдет вся страна — и федеральный, и региональный, и местный уровень. Из законодательства у нас уходит такое понятие, как «аукцион», а чуть позже уйдет и понятие «запрос котировок». Останутся только обычный и короткий электронные аукционы». Когда же потенциальные участники этой процедуры из муниципий робко заметили, что сложно участвовать в электронных аукционах, не имея доступа к интернету, Михаил Евраев несколько удивился такой отсталости, заключив в итоге: «Что ж, значит, интернет придется проводить. Думаю, ни одна реформа так не способствовала компьютеризации России, как реформа системы госзаказа…» Роман Фонинский
02 Декабря 2009, 16:14 +96

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...