Светлана Давлетова: «Для помощи бизнесу необходим анализ информации»

Начальник областного департамента экономического развития и торговли считает, что регион должен активно бороться за инвесторов

Как бы предприниматели ни утверждали, что главное их пожелание к власти – чтобы бизнес «не трогали», эффективное взаимодействие на линии «бизнес-власть» необходимо. Деловой и инвестиционный климат в регионе во многом определяет уровень развития бизнеса, то, как чувствуют себя уже существующие компании, и то, стоят ли в очереди на попадание в регион инвесторы. О ситуации в Ивановской области мы говорим с начальником регионального департамента экономического развития и торговли Светланой Давлетовой. 

Марина Москалева (текст)
Мария Сибирякова (фото)

- Светлана Валентиновна, с 1 июля согласно ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» пиво приравнено к алкогольной продукции. Администрирование этого закона легло на плечи департамента. Что изменилось для предпринимателей?
- К наиболее ощутимым изменениям я бы отнесла то, что пивом и пивными напитками (крепостью более 5%) теперь нельзя торговать в остановочных павильонах, киосках. Вводятся и временные ограничения на продажу пива - с 23 часов до 8 часов. Для торговли пивом и пивными напитками (крепостью более 5%) организации и ИП должны иметь в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде стационарные торговые объекты и складские помещения, контрольно-кассовую технику. А с 1 января 2013 года все эти нормы будут распространены на все пиво и пивные напитков вне зависимости от крепости. 
Кроме того, с 1 января 2012 года необходимы учет и декларирование объема розничной продажи пива и пивных напитков. Декларации за 1 и 2 кварталы 2012 года будут представляться в электронной форме, с использованием электронной цифровой подписи в ДЭРиТ и Росалкогольнрегулировании после утверждения форм деклараций Правительством РФ. Лицензий для торговли пивом и пивными напитками не требуется.
До этого момента большинство ларьков получали прибыль именно от продажи пива. У них будет выбор – закрываться или перепрофилироваться. По нашим прогнозам, сеть ларьков неизбежно сократится.

- Как чувствует себя сейчас мелкий бизнес в районах (ведь это в основном торговля)? Как сказывается на нем монополизация рынков федеральными сетями?
- По данным на 1 января 2012 года в регионе 4748 магазинов (это на 168 больше, чем в 2010 году, в том числе в муниципальных районах – на 76 магазинов больше). В 2012 году планируется открытие еще 29 магазинов.  
Исходя из определения торговой сети, которое дает федеральный закон о торговле, (совокупность двух и более торговых объектов, которые находятся под общим управлением, или используют единое коммерческое обозначение), в области 1382 сетевых магазинов (или 29%). При этом 65% сетевых магазинов относится к местным сетям. В 2011 году увеличилось число магазинов региональных продовольственных сетей «Купец», «Как раз» и др.
Что касается федеральных сетевых операторов, в 2011 году в регионе ими было открыто два крупных предприятия: гипермаркет «НАШ» компании «Седьмой континент» и супермаркет «Перекресток» компании «Икс 5 Ритейл Групп». Выросла сеть «РосПромОбувь».
Продолжается и развитие самой многочисленной федеральной сети в Ивановской области – сети магазинов «Магнит» ЗАО «Тандер». Компания имеет более 70 магазинов на территории 20 муниципальных образований. 
Доля сетевой торговли в общем объеме розничного товарооборота в 2011 году увеличилась на 0,4% и составила 19,5%, что подтверждает развитие сетевого формата. 
В департамент уже поступали обращения предпринимателей (в частности из Родниковского и Южского районов) по вопросу соблюдения антимонопольных правил и требований в части ограничения открытия новых магазинов (или дополнительных торговых площадей) компании «Магнит». Эти обращения направляются нами в УФАС по Ивановской области, так как именно на эту службу законом о торговле возложен контроль за соблюдением ограничений. Кстати, по результатам проверок, проведенных УФАС, стало очевидно, что в Родниковском районе сеть магазинов «Магнит» больше развиваться не должна. Обращения предпринимателей передаются нами и в администрации муниципальных образований. 
В целом нужно понимать, что механизмов воздействия на ситуацию у нас минимум. Это рынок.

- Получены ли уже данные переписи малого и среднего бизнеса? Какие выводы можно сделать на основании этого исследования? Как будут использоваться полученные результаты?
- Официальные итоги сплошного федерального статистического наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства в 2010 году опубликованы на сайте Ивановостата совсем недавно. Выводы делать рано, поскольку полученные в ходе «переписи» данные не с чем сравнить. Она фактически является точкой отсчета, вводит абсолютно новые показатели и методики. По информации Ивановостата, в августе 2012 года планируется пересчет показателей, характеризующих сферу малого и среднего предпринимательства, за период 2009-2011 годов. Системный анализ этих данных позволит воссоздать полную и максимально достоверную картину положения малого бизнеса. Это необходимо для эффективного планирования и реализации программ поддержки малого и среднего бизнеса, принятия экономически обоснованных решений в этой сфере.

- Вы курируете выставочно-ярмарочную деятельность. Как сейчас позиционируется Ивановская область на федеральных выставках?
- В соответствии с Планом выставочно-ярмарочных мероприятий в 2012 году Ивановская область будет представлена на таких площадках как XVI Петербургский международный экономический форум, XIV Российская агропромышленная выставка с международным участием «Золотая осень», XII Московский международный салон инноваций и инвестиций, Всероссийская выставка «Лучшее – детям», выставка-форум отечественных товаров «Покупайте российское», VII Международная туристическая выставка «Интурмаркет – 2012», всероссийская выставка-ярмарка «Российский лен» и др.
Цель участия в этих выставках - демонстрация экономического потенциала региона и привлечение инвестиций (в том числе иностранных), продвижение региональных товаропроизводителей на российский и мировой рынок.
В позиционировании региона, безусловно, используется выгодное географическое положение, принадлежность к центру России, наиболее освоенному в хозяйственном отношении. Этот фактор, а также развитая система транспортных коммуникаций, включающая железнодорожные и автомобильные магистрали, порты на Волге (дающие выход к Каспийскому, Балтийскому и Белому морям), аэропорт, способный принимать все основные типы современных самолетов, развитая система связи и телекоммуникаций создают оптимальные условия для товарообмена, открытия крупных логистических центров. 
Кроме того, экспозиция Ивановской области обычно представлена отдельными инвестиционными проектами, предлагаемыми для софинансирования.
Один из ведущих проектов - «Развитие Индустриального парка «Родники», предполагающий создание новых производств в таких отраслях, как текстильная и швейная промышленность, производство синтетических волокон и нитей, информационные технологии, энергосбережение.
Серьезная задача - создание подготовленных площадок с развитой инфраструктурой, предназначенных для размещения инвесторами промышленных объектов. 
Создание таких промышленных площадок – ключевая часть долгосрочной целевой программы «Улучшение инвестиционного климата в Ивановской области в 2012-2016 годах». В среднем при реализации крупных проектов расходы на создание инфраструктуры составляют 25-30% затрат. Но практика показывает, что инвесторам жалко не столько денег, сколько времени. Согласования порой занимают годы. 
Сейчас все субъекты РФ ощущают инвестиционный голод. Многие компании вообще отложили свой выход в Россию до лучших времен, многие ждут, как скажется на экономике нашей страны вхождение в ВТО. В этих условиях за каждого инвестора разворачивается серьезная конкуренция и нам очень важно обеспечить области преимущества. И наличие готовых площадок может стать весомым аргументом для выбора в нашу пользу.

- Как будут готовиться такие площадки, сколько их планируется создать?
- В подготовке площадок будут задействованы все участники инвестиционного процесса – региональное правительство, муниципальные власти и бизнес.
Главная роль отводится муниципальным образованиям. Им будут выделяться средства из областного бюджета в рамках целевой программы на подведение к земельным участкам энергетической, инженерной и транспортной инфраструктуры, проведение комплекса проектно-изыскательских работ (по предварительным оценкам стоимость подготовки одной площадки – 150-160 млн рублей). На эти цели из областного бюджета будет выделено 830 млн рублей. При этом среди муниципальных образований будет проводиться отбор, основным критерием которого станет наличие соглашения о намерениях с инвестором по созданию промышленного объекта. В общей сложности за время реализации программы планируется создание пяти промышленных площадок. Подходящие участки есть в Вичуге и Вичугском районе, в Иванове и Ивановском районе, в Родниках.

- Наверное, уже начата подготовка к форуму «Золотое Кольцо». Что будет главным в этом году? Результативен ли форум?
- Работа по подготовке к форуму ведется в непрерывном режиме, просто в весенние и летние месяцы эта работа становится более интенсивной. В этом году международный текстильно-промышленный форум «Золотое Кольцо» пройдет в седьмой раз. Поскольку формат проведения форума в Плесе оправдал себя, в этом году форум снова будет проводиться в этом городе. По датам это 7-8 сентября.
Сейчас уже можно озвучить основную тематику форума. В центре внимания будет развитие текстильной промышленности в условиях ВТО. Этой теме будет посвящено пленарное заседание форума. Региональное правительство сейчас детально изучает перспективы развития отрасли в новых условиях и готовит пакет предложений. Уже достигнута договоренность, что на форум приедут представители Минпромторга. Так что, надеюсь, мы будем услышаны.
Результативен ли форум? В 2011 году федеральное Интернет-издание «Капитал Страны» составило рейтинг региональных инвестиционных форумов в российской экономике, в котором форум «Золотое кольцо» занял 6-е место среди 29 наиболее популярных региональных форумов Российской Федерации.
Среди критериев, по которым оценивались региональные форумы, узнаваемость, престижность, бюрократизация, финансовая доступность, желательность участия, посещаемость, результативность (эффективность участия). Одним из ведущих факторов, закрепивших наш форум в десятке лучших, стала оценка его результативности – второе место. Как говорится, цифры говорят сами за себя.

18 Июля 2012, 17:40 +529

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...