У иСТОКов

Что такое сток? В мире стоковая торговля благополучно существует не один десяток лет. В Европе, например, посещать такие магазины даже считается модным. В России сток стал популярен после кризиса 1998 года, когда представители среднего класса уже не смогли одеваться в дорогих магазинах. В Иванове стоковая торговля появилась только год назад. Непривычное для слуха ивановского потребителя англоязычное слово «сток» буквально означает «запасы, остатки». На профессиональном сленге продавцов одежды «сток-магазин» – это магазин, торгующий товарными остатками. Все вещи здесь продаются с большой скидкой. Максимальный размер скидки от розничной цены достигает 70%. «Сбрасывать» вещи в сток могут крупные торговые сети известных фирм-производителей, а также сами фабрики. Магазины делают это по нескольким причинам. Дело в том, что к концу сезона нереализованная продукция (товарные остатки) начинает доставлять массу проблем. Во-первых, она занимает торговые площади, которые необходимо освобождать для новых коллекций. Во-вторых, в непроданном товаре оказываются «замороженными» деньги, которые можно было бы вложить в дело. Кроме этого, по словам одного ивановского бизнесмена, в некоторых государствах объемы продаж одежды определенной марки внутри страны квотированы. Поэтому, выполнив определенную норму, магазины фирм-производителей сбывают «марочные» вещи через сток или импортируют их за границу. Иногда такая брендовая одежда продается в этой же стране, но лейбл при этом специально срезается. Фирменные бутики с помощью стока избавляются от неполного размерного ряда (даже если это одежда из новой коллекции и ее следующей поставки уже не предвидится) и от неявного брака - например, изделий с оторванной этикеткой. В сток-шопах можно найти и нерастаможенные вещи. Бизнесмены оптом закупают конфискат в государственных фирмах и продают его в розницу. В Иванове, например, по такой схеме работает сток-центр Soda. Из-за перепроизводства у фабрик появляется так называемый предсезонный сток. Например, после пошива партии изделий остается ткань. Чтобы она не залежалась, предприятие шьет из нее те же вещи и реализует через сток. По словам хозяйки дисконт- центра «Спрос» Ларисы Соколовой, фабричный сток также может образоваться, если на предприятии сорвется крупная поставка товара. Чтобы не занимать огромных складских помещений и не искать новых заказчиков, фабрика старается побыстрее избавиться от изделий также с помощью стоковых компаний. Ивановская халява Сегодня в Иванове шесть стоков. Условно их можно разделить на две группы - магазины эконом-класса и стоки средней категории. Для покупателей со средним уровнем дохода и выше среднего работают мультибрендовые стоки («Gардероб», «Спрос»). В них можно приобрести изделия известных европейских торговых марок SASCH, Mango, Morgan, Lee, Мехх. На массового потребителя с низкой зарплатой ориентированы сеть магазинов «Сток-центр» и центр «Soda». Здесь можно приобрести одежду, произведенную в России, Турции, Корее, Пакистане, Сирии. Естественно, «марочной» одежды в этих магазинах не встретишь. Существуют еще и монобрендовые стоки. Их ассортимент формируется из товарных остатков компании — как правило, дистрибутора одной торговой марки. Основная сложность работы монобрендовых стоков – ассортимент и наполняемость магазина напрямую зависит от объемов продаж поставщиков. Возможно, поэтому их в Иванове пока нет. По мнению игроков стокового рынка, стоком не гнушаются торговать даже некоторые ивановские бутики, естественно, не афишируя этого. Они выдают за новые вещи одежду из старой коллекции, совершенно не снижая цены на «устаревший» товар. «Когда мы только открылись, ко мне тут же стали приходить владельцы так называемых концептуальных фирменных магазинов, грозили судом. Дело в том, что в их бутиках продавалась одежда тех же торговых марок, что в нашем «Спросе», но цены на нее были заоблачными. Причем одежда в бутиках не отличалась новомодностью. Со временем этим магазинам пришлось закрыться», - рассказывает Лариса Соколова. Стоковый бизнес «Схем работы в стоковом бизнесе очень много, - говорит Лариса. – Мы, например, работаем с постоянным оператором, который поставляет для нас европейский сток из крупной компании в Дании. Однако это вовсе не значит, что наша одежда - из Италии или Испании. Ведь ни для кого не секрет, что продукцию многих фирм с мировым именем шьют в Китае или Корее, однако это не делает фирменные вещи некачественными». Чаще всего ивановские «одежники» покупают сток в крупных стоковых компаниях Москвы и Санкт-Петербурга, кто-то везет его с рынков в Черкизове и Лужниках. Одежду можно закупать как оптовыми партиями, так и лотами (это определенный набор разношерстной одежды). «Огромный минус лотовой закупки в том, что бизнесмен не волен выбирать товар. Вместе с нужными тебе, к примеру, брюками в лот для нагрузки могут запихать безразмерные желтые футболки. Сразу ясно, что это неликвидный товар, а закупочная цена у него в результате получается достаточно высокой. Поэтому после магазинной наценки его уже точно никто не купит», - рассказывает Вера Морозова, владелица сток-центра «Soda». Кто-то утверждает, что можно купить сток поштучно, но стоимость его, естественно, уже будет больше. Возможен вариант, когда одежду закупают на вес. Так делают, например, в магазине «Gардероб». « Конечно, мы имеем право открыть мешок и посмотреть товар. Однако каждую вещь в отдельности рассмотреть все равно не удается. Поэтому велика вероятность купить «кота в мешке», - говорит Валерий Колоколов, владелец «Gардероба».- Покупатель любит постоянное обновление. Поэтому бизнесменам приходится делать новый завоз не реже одного раза в неделю». По словам самих игроков рынка, наиболее приемлемая наценка в сток-шопах - 60-70%. Хотя иногда стоимость одежды в стоке может быть и в 4 раза больше закупочной. Однако «висюки» (залежавшийся товар) могут продаваться и по себестоимости, а то и по цене ниже закупочной. Совсем «гиблые» вещи либо выбрасывают, либо отвозят в детские дома. Шопинг Концепцию сток-магазина можно определить формулой: минимум презентации при максимуме выбора. Здесь почти нет манекенов и различных «примочек» для привлечения покупателей, кроме многочисленных объявлений о невероятной халяве. Наиболее предпочтительный формат для организации стоковой торговли – магазин-склад. В противовес фирменным бутикам, где вещи висят на расстоянии 20 см. друг от друга, помещение такого магазина буквально забито вещами. Здесь не вещь находит покупателя, а покупатель ищет ее. Посетителей даже привлекает возможность самому час-другой порыться в изобилии шмоток. Поэтому в сток-шопах действует система самообслуживания. «Обхаживать» клиента в них просто не принято. Специфика бизнеса В связи с этими особенностями стоковой торговли у предпринимателей возникают проблемы. Для стоков, которые не оснащены специальной системой слежения за покупателями - в виде датчиков, прикрепленных к каждой вещи – это прежде всего воровство. По рассказу хозяйки сток-центра «Soda», пустые вешалки после рабочего дня в «Sode» – обычное дело. Особо ушлые покупатели выносят вещи прямо на себе. Например, молодая девушка умудрилась спрятать шорты под мини-юбку. Бизнесменам порой приходится заниматься и стиркой. «Стиральная машина работает у нас дома круглосуточно. Буквально неделю назад мы повесили белые зимние пуховики, предусмотрительно накинув на них полиэтиленовый чехол. Сейчас рукава у курток уже не такие белоснежные», - рассказывает Вера Владимировна. Вдобавок ко всему предприниматели вынуждены устранять брак, который зачастую обнаруживается лишь после распаковки оптовой партии стока. Поэтому, как правило, бизнесмены сотрудничают с каким-нибудь ателье. По словам одного из предпринимателей, московские стоки вообще имеют целые швейные цеха. Их основная задача – «отшивать» самый ходовой фирменный ассортимент. В основном только 2 из 10 моделей пользуются наибольшей популярностью, а остальные висят для ассортимента. Поэтому в цехах крупных московских сток-центров иногда копируют наиболее востребованные модели известных торговых марок. Естественно, фирменных лейблов на такой одежде нет. Приодеться по дешевке Всем известно, что в одежном сегменте бешеные наценки. Однако людей, желающих одеваться модно, от этого меньше не становиться. Для ценителей «фирмы» вполне подойдут ивановские мультибрендовые стоки. Однако «выцепить» действительно стоящую вещь в любом стоке непросто. Во-первых, вы должны выработать привычку посещать приглянувшийся магазин регулярно и желательно «под самый завоз». Во-вторых, научиться не расстраиваться, если вашего размера там все же не окажется, потому что такое бывает часто. В ивановских мультибрендовых стоках можно приобрести почти все: приличную женскую футболку (от 300 руб.) или джемпер (от 500 руб.), джинсы Levis (от 1000 руб.) и брюки SASCH (880 руб.), фирменную куртку (2000 руб.). Мужчины найдут в мультибрендовых стоках хорошие джемпера (от 800 руб.) и джинсы (от 1000 руб.). Но для людей со скромными доходами эти вещи вряд ли покажутся дешевыми. Поэтому им лучше всего пойти в стоки эконом-класса. Имея в кармане 1-1,5 тыс. рублей здесь можно одеться с ног до головы, потому что, кроме одежды, в эконом-стоках продается еще и обувь. Однако вещи, которые вам предложат, не будут эксклюзивными. В основном здесь одежда для массового потребителя. Практически во всех ивановских стоках плохо представлен детский ассортимент, а некоторые бизнесмены начинают от него и вовсе отказываться: считают, что заниматься детским стоком невыгодно по ряду причин. В сознании отечественного потребителя детская вещь не должна стоить дороже взрослой, а в стоке это обычное явление. К тому же покупать дорогую одежду невыгодно: дети быстро растут, а вещи на них буквально горят. Поэтому родители предпочитают обмениваться детской одеждой со своими друзьями или даже одевать своих чад в секонд-хэндах. Есть ли будущее у ивановских стоков? Андрей, владелец магазина модной одежды: - Наш ивановский потребитель не готов к понятию «сток». Не успев отвыкнуть от барахолки, люди полюбили цивилизованные вещевые рынки – например, четвертый уровень «Серебряного города» - а до магазинов с известными именами еще не доросли. Кроме того, по опыту моих коллег, хороший европейский сток порой трудно продать, потому что одежда без стразов и блесток, спокойных, не кричащих цветов ивановцами просто не воспринимается. Плюс ко всему многие, сравнивая стоки с секонд-хэндами, считают, что одеваться в них зазорно. Но их главное различие как раз в том, что стоковую одежду никто не носил. Чаще всего она просто утратила свою актуальность в глазах только самых продвинутых модников. Лариса Соколова, владелица дисконт-центра «Спрос»: - Считаю, что у этого бизнеса есть будущее. Сток дарит невероятную возможность приобрести действительно «марочную», качественную вещь за вполне приемлемую цену. Наша одежда в отличие от базарной вещи имеет «имя», она создана профессионалами. Что же касается ее «отсталости» в моде, то в масштабах Иванова это совсем не ощущается. Вера Морозова, владелица сток-центра «Soda»: - В Иванове стоковый бум был в прошлом году, сейчас популярность сток-шопов упала. Для такого небольшого города их открылось уже предостаточно. Дальнейшая экспансия стоков приведет к перенасыщению рынка и снижению рентабельности этого бизнеса. Можно, конечно, «сливать», снижать цены до бесконечности и ничего не иметь от этого. Только зачем? Светлана Максимова
04 Октября 2005, 16:12 +99

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...