В бюджет с оптимизмом

Документ, по мнению КСП и коммунистов, не учитывает возможных негативных тенденций в экономике, политике и социальной сфере

Алексей Котляр Бюджет Ивановской области на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов принят в первом чтении на заседании регионального парламента 11 ноября. Против документа традиционно проголосовали коммунисты. Основные параметры областного бюджета на 2011 год: доходы – 21,7 млрд руб., расходы – 23,4 млрд руб., дефицит – 1,7 млрд руб. К рассмотрению в первом чтении бюджета депутаты внесли одну поправку - увеличить общий объем доходов и расходов областного бюджета на 2011 год на 250 млн руб. за счет увеличения поступлений доходов от налога на прибыль организаций, предусмотрев расходы на софинансирование федеральных целевых программ. Это обусловлено устойчивым ростом поступлений этого налога в течение 2010 года. Губернатор Ивановской области Михаил Мень против поправки не возражал – на заседании она была принята. Контрольно счетная палата получила документ, прямо скажем, поздновато. У специалистов было фактически три дня, чтобы изучить документ. В заключении КСП сказано: «В нарушение порядка разработки прогнозов социально-экономического развития Ивановской области, прогноз разработан не в двух вариантах, а в одном, что не позволяет оценить возможные тенденции развития социально-экономической ситуации в регионе, прогнозируемые исходя из вариантов развития экономических, политических, социальных, экологических и иных факторов, а также с учетом возможных рисков, влияющих на данные факторы». Вопросов к докладчику, как это зачастую и происходит на заседания облдумы, не было. В прениях выступила лишь лидер фракции КПРФ в региональном парламенте Наталья Ковалева. Вот тезисы ее выступления: - Поскольку доходная часть бюджета сформирована по оптимистическому прогнозу, это вызывает сомнения в ее исполнении. - Вызывает опасение рост государственного долга Ивановской области. Если на 1 октября 2010 года он составлял 1,2 млрд рублей, то на 1 января 2011 года он прогнозируется в размере более 3,8 млрд рублей. - Индексация заработной платы не проводиться второй год подряд. - Расходная часть бюджета достаточно закрыта. Предусмотрены большие бюджетные ассигнования на оказание государственных услуг. При этом многие средств заложены на реализацию ведомственных программ, которые утверждаются региональным правительством и не рассматриваются депутатами. Предложения коммунистов: - Дефицит бюджета предусмотреть в размере не более 1,5 млрд рублей. - Доходную часть бюджета по налоговым поступлениям определить на уровне налоговых поступлений по итогам 2010 года. - Отказаться от финансирования малоэффективных проектов. Таких, как строительство окружной дороги (т.к. оно ведется без поддержки федерального бюджета, а потому растянется лет на 10) и поддержки авиаперевозчиков, на которых в бюджете заложено 52 млн рублей. - Предусмотреть средства на повышение зарплаты в бюджетной сфере, хотя бы на уровне инфляции. - Попросить губернатора Ивановской области рассмотреть вопрос о разработке проекта федеральной программы по социально-экономическому оздоровлению Ивановской области. Ковалевой ответил спикер ИОД Сергей Пахомов, и сделал он это в достаточно резкой форме, сразу саркастически заявив: «Умные вы очень». Председатель думы отметил, что коммунисты предлагают уменьшить доходы бюджета, увеличив расходы, что невозможно, не увеличивая дефицит. И спросил, не собираются ли коммунисты снимать средства с социальной сферы. Дискуссия на этом прекратилась. Как и следовало ожидать, законопроект в первом чтении был принят. Против солидарно проголосовала лишь фракция КПРФ в количестве пяти депутатов. Некоторые тезисы из заключения Контрольно-счетной палаты: Данные об объемах основных макроэкономических показателей начиная с 2001 года: валового регионального продукта Ивановской области (далее - ВРП), темпах роста ВРП и индексах-дефляторах ВРП за 2001 -2013 годы, а также данные об уровне инфляции (в виде индекса потребительских цен)
годы Валовой региональный продукт Ивановской области (млрд. руб.) Темп роста ВРП к предыдущ ему году (%) Индекс-дефлятор ВРП(%) Индекс потребительских цен (декабрь к декабрю предыдущего года в %)
2001 год (факт) 22,2 100,8 121,6 119,9
2002 год (факт) 26,9 102,3 118,4 115,6
2003 год (факт) 33,2 106,1 116,3 114,7
2004 год (факт) 40,2 107,1 113,1 112,0
2005 год (факт) 44,4 104,8 109,2 108,7
2006 год (факт) 55,1 107,0 110,4 111,5
2007 год (факт) 74,8 112,3 122,5 114,8
2008 (отчёт) 86,1 99,9 115,3 114,6
2009 (отчёт) 86,3 88,4 113,4 108,8
2010(оценка) 100,6 106,0 110,0 107,0-108,0
2011 (прогноз) 114,3 104,1 109,1 106,0-107,0
2012 (прогноз) 129,0 105,0 107,5 105,5-106,5
2013 (прогноз) 145,6 105,5 107,0 105,0-106,0
  Сравнение макроэкономических показателей, используемых при разработке и утверждении областного бюджета на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов, и оценка их исполнения в 2010 году
Наименование показателя Прогнозные данные на 2010 год Оценочные данные на 2010 год Отклонение
Темп роста ВРП 99,0 % 106,0% + 7,0 процентных пункта
Индекс-дефлятор ВРП 112,3 % 110,0% - 2,3 процентных пункта
Уровень инфляции 111,5% 107,0-108,0% - 4,5 - 3,5 процентных пункта
ВРП в номинальном выражении 113 651,9 млн. руб. 100 620,4 млн. руб. -13 031,5 млн. руб. (-11,5%)
прогноз макроэкономических показателей   на 2010 год не оправдался по всем показателям: - оценка темпа экономического роста в 2010 году на уровне 106,0%, что выше   на   7,0   процентных   пункта   темпа   роста,   прогнозируемого   при утверждении областного бюджета на 2010 год (99,0 %); -   оценка индекса-дефлятора ВРП (110,0 %) ниже прогнозируемого показателя (102,3 %) на 2,3 процентных пункта; -   в целом номинальный объем ВРП в 2010 году оценивается на уровне 100 620,4   млн.   руб.,   что   ниже   объема   ВРП,   определенного   в   Законе Ивановской области «Об областном бюджете на 2010 и плановый период до 2012 года» (113 651,9 млн. руб.) на 13 031,5 млн. руб. (или на 11,5 %); -   оценочный уровень инфляции составляет 107,0 - 108,0 %, что на 4,5- 3,5 процентных пункта ниже прогнозируемого уровня (111,5%). В течение последних 6 лет (с 2005 по 2010 годы) наблюдается отклонение фактических показателей ВРП от прогнозируемых значений в сторону завышения последних:   (млн,руб.)
  2005 год 2006 год 2007 год 2008 год 2009 год 2010 год
Утверждено (законом о бюджете) 55 011,1 63 500,0 81 300,0 95 173,6 97 421,0 113 651,9
Исполнено (в текущих основных ценах) 44 415,0 55 090,0 74 752,0 86 084,0 86 295,4* 100 620,4 *
Отклонение (абс.) -10 596,1 -8 410,0 -6 548,0 - 9 089,6 -11 125,6 -13 031,5
Отклонение (относ), в% -19,3 -13,2 -8,1 -7,2-7,1 -9,8 - 9,6 -11,4 -11,5
?оценочный показатель Ошибки в прогнозировании основных макроэкономических показателей оказывают непосредственное влияние на исполнение областного бюджета, в существенной мере дезориентируют всех участников бюджетного процесса и экономических отношений в целом. Каждый год Контрольно-счетная палата сталкивается с фактом прогнозирования социально-экономического развития Ивановской области без преемственности предыдущего и вновь разработанного среднесрочных прогнозов, когда ни анализа, ни выводов по факту изменения большинства значений социально-экономических показателей и степени достижения предшествующих прогнозируемых параметров не производится. Контрольно-счетная палата ни в Законопроекте, ни в соответствующих областных законах не находит на настоящий момент отражения положения Бюджетного послания Президента РФ, устанавливающего целесообразность закрепления за бюджетами муниципальных районов и городских округов фиксированной величины отчислений от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения в целях усиления заинтересованности органов местного самоуправления в развитии малого и среднего предпринимательства.
11 Ноября 2010, 15:00 +236

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...